Общелогические методы познания
Рассмотрим кратко некоторые общелогические методы исследования.
Анализ– это прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения.
Синтез – прямо противоположная операция, состоящая в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.
Эти два взаимосвязанных приема исследования получают в каждой отрасли науки свою конкретизацию. Из общего приема они могут превращаться в специальный метод: например, методы математического, химического и социального анализа. Аналитический метод получил свое развитие и в некоторых философских школах и направлениях.
Индукция– умозаключение от частного знания к общему. Одним из первых философов, развивавших индукцию как метод познания, был Ф. Бэкон. Он предложил метод научной индукции, включающий в себя несколько этапов.
Индуктивистская модель научного познания была чрезвычайно популярна в истории методологии науки. Однако индуктивное умозаключение проблематично и не дает достоверного знания. Б. Рассел в свое время так выразил свое недоверие к индуктивной модели научного познания. Он говорил, что верить в индуктивные обобщения – это значит уподобляться курице, которая на каждый зов хозяйки выбегает ей навстречу в надежде на то, что ее покормят зерном. Однако рано или поздно дело оканчивается тем, что хозяйка сворачивает ей шею.
Индуктивные умозаключения как бы «наводят» мысль на открытие общих закономерностей, обоснование которых позже дается иными способами. Индукция не может приводить к универсальным суждениям, в которых выражаются закономерности. Конечно, в опыте можно зафиксировать какую-либо повторяемость. Однако никакой опыт не может гарантировать, что она сохранится за пределами непосредственно наблюдаемого. Индуктивные обобщения находятся на уровне непосредственно эмпирических обобщений, и они не могут осуществить скачок от эмпирии к теории.
Кроме того, любые эмпирические исследования предполагают наличие определенных теоретических установок, без которых они просто неосуществимы.
Критически к методу индукции относился А. Эйнштейн. Процитируем его довольно большое высказывание: «В настоящее время известно, что наука не может вырасти на основе одного только опыта и что при построении науки мы вынуждены прибегать к свободно создаваемым понятиям, пригодность которых можно a posteriori проверить опытным путем. Эти обстоятельства ускользали от предыдущих поколений, которым казалось, что теорию можно построить чисто индуктивно, не прибегая к свободному, творческому созданию понятий. Чем примитивнее состояние науки, тем легче исследователю сохранять иллюзию по поводу того, что он будто бы является эмпириком. Еще в конце XIX в. многие верили, что ньютоновский принцип – «hypotheses non fingo» – должен служить фундаментом всякой здравой естественной науки.
В последнее время перестройка всей системы теоретической физики в целом привела к тому, что признание умозрительного характера науки стало всеобщим достоянием».
Дедукция – умозаключение от общего знания к частному знанию. В отличие от индукции дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии, что такое знание содержалось в исходных посылках. Сторонниками дедуктивного метода были Аристотель, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Р. Декарт. Однако у каждого из этих мыслителей дедуктивный метод имел особенности. Например, у Р. Декарта (1596-1650) метод дедукции получил название рационалистического метода, включавшего в себя несколько этапов.
В философии Нового времени существовала серьезная полемика между сторонниками и противниками методов индукции и дедукции. Линия рационализма, отдававшая приоритет дедукции и рационалистическим методам, одержала верх над сторонниками индуктивных умозаключений. Данная точка зрения оказалась лидирующей, в частности, потому, что мыслители Нового времени (Ж.Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Д.Дидро и др.) полагали, что с помощью разума, науки и прогресса можно решить проблемы человечества, а также использовать природу в своих интересах.
Однако эта победа оказалась недолгой, так как уже в XIX в. представители рационализма подвергаются критике со стороны, прежде всего, иррационалистической философии. Современная методология науки полагает, что в научном исследовании индуктивные и дедуктивные приемы мышления органически связаны.
Абстрагирование– это процесс мысленного выделения, вычленения отдельных, интересующих нас в контексте исследования признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременно отвлечение от других свойств, признаков, отношений, которые в данном контексте несущественны.
В абстрагировании реализуются две тактики познавательного процесса: одна выражает направленность внимания на то, что отвлекают; другая – на то, от чего отвлекают. И хотя эти тактики дополнительны, акцент на той или другой приводит нередко к полярным различиям в оценке абстракции. Либо ее рассматривают как источник существенных данных о мире, либо – как искажение и обеднение этих данных. Наиболее развитой системой абстракций обладает математика (абстракции числа, фигуры и др.). Однако существуют абстракции, необходимые для всех естественных и социально-гуманитарных наук, например, абстракции классов, видов, отношений, человека и др.
Выделяют разные виды абстракции: абстракцию актуальной бесконечности, абстракцию неразличимости, абстракцию отождествления, абстракцию потенциальной осуществимости. Эти виды абстракций применяются в логико-математических теориях.
Аналогия– это «соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое-либо иное отношение между предметами, дающие основание для переноса информации, полученной при исследовании одного предмета – модели, на другой – прототип. Такой перенос осуществляется в форме вывода по аналогии»[79]. В качестве модели подыскивается или специально конструируется предмет, обладающий большей доступностью для познания, наглядностью, простотой.
Уже в античности применялась аналогия как сходство отношений. Причем модель и прототип могут быть различными по своей физической природе: например, аналогия между строением атома и Солнечной системой. При другом типе аналогии, известном еще Аристотелю, требуется совпадение многих свойств сравниваемых предметов, что возможно при условии их качественной однородности: например, использование лабораторных животных для проверки действия лекарств, предназначенных для человека.
Аналогия играет важную роль при выдвижении гипотез, индуктивных рассуждений. Однако иногда аналогию используют неправомерно, что приводит к заблуждениям. Например, социал-дарвинизм проводил аналогию между борьбой за существование в органическом мире и общественными отношениями.
Моделирование– метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту (оригинал-модель). В дальнейшем знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании аналогии и теории подобия.
Модель – это объективированная в реальности или мысленно представляемая система, замещающая объект познания.
Выделяют разные виды моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, знаковое, компьютерное. Например, предметным моделированием называется такое, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические либо функциональные характеристики объекта моделирования – оригинала. Математическое моделирование – это исследование физического процесса путем опытного изучения какого-либо явления иной физической природы, но описываемого теми же математическими соотношениями, что и моделируемый процесс. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы, предложения в некотором алфавите естественного или искусственного языка.
На современном этапе развития науки большое распространение получило компьютерное моделирование. Компьютер, работающий по специальной программе, способен моделировать самые различные реальные процессы, например, колебания рыночных цен, рост народонаселения, взлет и выход на орбиту искусственного спутника Земли. Исследование каждого такого процесса осуществляется посредством соответствующей компьютерной модели.
Например, члены неправительственной организации «Римский клуб» в начале 70-х гг. XX в. разработали математическую компьютерную модель развития мира. По предложению Римского клуба Джей Форрестер применил разработанную им методику моделирования на ЭВМ к мировой проблематике. Результаты исследования были опубликованы в книге «Мировая динамика» (1971), в ней говорилось, что дальнейшее развитие человечества на физически ограниченной планете Земля приведет к экологической катастрофе в 20-х годах следующего столетия.
Проект Денниса Медоуза «Пределы роста» (1972) завершил исследование Дж. Форрестера. Этот доклад представил результаты моделирования последствий быстрого роста населения планеты при ограниченных природных ресурсах. Выводы были крайне пессимистичными: при сохранении существующих тенденций научно-технического прогресса и глобального экономического развития, при продолжающемся демографическом росте на протяжении первой половины XXI в. ожидается глобальная катастрофа. Эти ученые выступали, в частности, за ограничение рождаемости. Деятельности Римского клуба посвящена замечательная работа основателя этого клуба итальянского ученого А. Печчеи «Человеческие качества»[80].
Моделирование связано с процессами абстрагирования и идеализации, посредством которых происходит выделение тех сторон моделируемых объектов, которые отображаются на модели.
Моделирование является важным элементом в процессах выдвижения и проверки гипотез, так как на моделях оказывается возможным представлять процессы и связи, лежащие, согласно предполагаемой гипотезе, в основе той или иной группы наблюдаемых явлений.
Таким образом, общелогические методы познания являются универсальными методами, логической основой понимания природы, общества. Они применяются как в естественных и социально-гуманитарных науках, так и в познавательной деятельности людей в целом.
Контрольные вопросы
1. Выделите основные характеристики метода.
2. Какие существуют классификации методов познания?
3. Что такое номотетический и идиографический методы?
4. Каковы достоинства и недостатки методов индукции и дедукции?
5. Что такое знаковое моделирование? Что такое компьютерное моделирование?