Понятие юридической науки и ее структура
Понятие "наука" включает сумму научных знаний о действительности, образующих в совокупности научную картину мира, а также деятельность по получению этих знаний, целью которой является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, то есть в широком смысле - ее теоретический отпечаток. Термин "наука" употребляется для обозначения одной из форм общественного сознания ПЦО "Радуга" - сеть пультовой охраны, системы знаний о действительности, сферы человеческой деятельности, цель, назначение и функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности, отдельных отраслей науки. Когда наука рассматривается как совокупность знаний о действительности, в ее состав входят: гипотезы и теории, законы и тенденции, принципы и постулаты, методы, категории и понятия, научные факты, научные проблемы и задачи. Если наука рассматривается как специфическая человеческая деятельность, то в ее состав включаются:
субъекты деятельности - ученые с их знаниями и умениями, квалификацией и опытом, разделением и кооперацией труда; научные учреждения, творческие коллективы и т.д.;
цели деятельности - познание мира, его отпечаток;
функции деятельности - описание, объяснение, прогнозирование;
средства деятельности - экспериментальное и лабораторное оборудование, системы информации;
методы деятельности - правила, приемы, операции научно-исследовательской деятельности, понятийный аппарат, теории, концепции, теоретические конструкции, а также другие формы научных знаний;
формы деятельности - теоретизирования, экспериментирование, исследования, конструирования и т.д.;
объекты деятельности - действительность или окружающий мир, его отдельные фрагменты, сферы, области;
результаты деятельности - совокупность научных знаний. Изучение различных сторон науки осуществляется науковеденням, а также рядом ее специализированных отраслей, в частности историей науки, логикой науки, социологией науки, психологии научного творчества и т.п.
Юридическая наука (правоведение, юриспруденція1) - это специализированная отрасль научных знаний в сфере гуманитарных наук, научная деятельность, направленная на изучение права в теоретическом и прикладном аспектах, правовых форм организации и функционирования государства, общества, их отдельные институты.
Структуру или систему юриспруденции составляют разнообразные юридические науки:
историко-теоретические науки (теория права и государства, история государства и права, история учения о государстве и праве, философия права и социология права и др.);
науки управленческого цикла (конституционное право, теория управления, административное право и др.);
цивилистические науки (гражданское право, гражданский процесс, арбитражный процесс, семейное право и др.);
криминалистические науки (уголовное право, уголовный процесс, исправительно-трудовое право и др.);
прикладные науки (судебная медицина, судебная психология, судебная бухгалтерия и др.).
Особенностью юридической науки в сравнении с другими гуманитарными науками является то, что она имеет прикладной характер, призванная обслуживать практические потребности правового регулирования общественных отношений, содействовать усовершенствованию законодательства и правовой практики. Поэтому юридические научные знания отличаются конкретностью, точностью, выражаются в логически связанных, формализованных понятиях, категориях, научных конструкциях.
2)
Понятие науки. Основной формой познавательной деятельности, главным ее «носителем» является наука. До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. До этого существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как указанное триединство. Как целостная органическая система трех названных своих сторон, она возникла в Новое время, в XVI—XVII вв., в эпоху становлениякапиталистического способа производства. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение, способствует развитию самого человека.
Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
Отражая мир в его материальности, наука образует единую,взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание; обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.
Основные особенности научного познания (критерии научности):
1.Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных
(общественных), законов самого познания, мышления и др.
Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые
характеристики и их выражение в системе абстракций, в
форме идеализированных объектов.
2.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно
рациональными средствами и методами, но, разумеется, не
без участия живого созерцания и внерациональных средств.
Отсюда характерная черта научного познания — объективность.Однако надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания.
3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть
«руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобыпрактически действовать», и не только в настоящем, но и вбудущем.
4.Научное познание есть сложный противоречивый процесс
воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы).
5.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование». Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих
объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств
и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы.
6.Для научного познания характерны строгая доказательность,обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.
7.Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т. е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.
В современной методологии выделяют различные уровникритериев научности, относя к ним, кроме названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренныекритерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
Вненаучное знание. Кроме научного, существуют и другиеформы знания и познания, которые не укладываются в вышеперечисленные критерии научности. О некоторых из них ужеранее шла речь — обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое познание.Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые «оккультные науки» и т.п. А это значит, что теория познания не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследовать и все другие его многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания.
В современной теоретико-методологической литературе (Т. Г. Лешкевич, Л. А. Мирская и др.) определяют следующие формы вненаучного знания:
1.ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
2.донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
3.паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (от греч. пара — около, при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;
4.лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы ипредрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;
5.квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархичной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим;
6.антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка анти- обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком»;
7.псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
или