Современники о Максиме Горьком
В. Ф. Ходасевич[8]
«Он вырос и долго жил среди всяческой житейской скверны. Люди, которых он видел, были то ее виновниками, то жертвами, а чаще — и жертвами, и виновниками одновременно. Естественно, что у него возникла (а отчасти была им вычитана) мечта об иных, лучших людях. Потом неразвитые зачатки иного, лучшего человека научился он различать кое в ком из окружающих...
...На своем веку он прочел колоссальное количество книги запомнил все, что в них было написано. Память у него была изумительная. Иногда по какому-нибудь вопросу он начинал сыпать цитатами и статистическими данными».
А. А. Блок[9]
«...Если и есть реальное понятие «Россия», или лучше, — Русь, — помимо территории, государственной власти, государственной церкви, сословий и пр., то есть если есть это великое, необозримое, просторное, тоскливое и обетованное, что мы привыкли объединять под именем Руси, — то выразителем его приходится считать в громадной степени — Горького Горький более того, чем он хочет быть и чем он хотел быть всегда, именно потому, что его «интуиция» глубже его сознания: неисповедимо, по роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений, по «бесконечности идеала» (слова В. В. Розанова) и по масштабу своей душевной муки, — Горький — русский писатель».
Творчество А. А. Блока
Урок 35. А. А. Блок (1880— 1921). Личность и творчество.
Романтический мир раннего Блока
Цели урока: познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги — «Стихов о Прекрасной Даме».
Оборудование урока: портрет А. А. Блока, фотографии разных лет. Возможен просмотр одного из учебных фильмов о биографии поэта.
Методические приемы: лекция с элементами беседы; выразительное чтение стихотворений, их разбор.
Ход урока
I. Чтение и анализ нескольких сочинений по творчеству М. Горького
II. Слово учителя
Александр Александрович Блок — одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего ХIХ века и открыл поэзию ХХ века, соединив русскую классику и новое искусство.
Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции классической русской культуры были неотделимы в восприятии Блока от понятия «дома». Отец поэта — профессор Варшавского университета, мать — переводчица дочь ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, жена — дочь знаменитого химика Д. И. Менделеева, сам Блок окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, профессора-ботаника, в «ректорском доме», а каждое лето — в бекетовском подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство будущего поэта было почти безоблачным, он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.
В либеральной семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был автором не только научных трудов, но и научно-популярных очерков. Бабушка Блока и ее дочери, в том числе мать поэта, занималась переводами научных и художественных произведений. Сам Блок начал писать рано, еще в пятилетнем возрасте. Однако серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 году.
В начале 1900-х годов случилось два знаменательных события, повлиявших наличную и литературную судьбу Блока, — любовь к Л. Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году и увлечение философскими трудами В. С. Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока — «Стихи о Прекрасной Даме» (1904—1905), поставившая ее автора в круг видных русских поэтов. Имя Блока приобретает известность, он общается с символистами старшего и младшего поколений — Мережковским, Гиппиус, Брюсовым, Бальмонтом Белым, Вяч. Ивановым. Личное знакомство почти совпадает со знакомством с творчеством этих поэтов. В автобиографии Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева».