Номер темы эссе выбирается студентом по его номеру в учебном журнале
Требования: печатная форма, шрифт 14, Times New Roman, 1 интервал, 5-7 страниц.
5. самостоятельная работа студентов
План и содержание самостоятельной работы
№ п/п | Содержание самостоятельной работы | Форма контр. |
Генезис философского знания | защита эссе, тестирование | |
Философия бытия (онтология) | защита эссе, тестирование | |
Философия познания (эпистемология) | защита эссе, тестирование | |
Философия отношений (этика) | защита эссе, тестирование | |
Философия Древней Греции | защита эссе, тестирование | |
Философия Древнего Востока | защита эссе, тестирование | |
Современная западная философия: Человек и общество | защита эссе, тестирование | |
Современная западная философия: Человек и современность | защита эссе, тестирование | |
Гносеологические проблемы философии | защита эссе, тестирование | |
Проблема бытия и человека в античной и восточной философиях | защита эссе, тестирование | |
Философия Возрождения | защита эссе, тестирование | |
Философия Нового времени | защита эссе, тестирование | |
Немецкая классическая философия | защита эссе, тестирование | |
Космизм и богоискательство в русской философии | защита эссе, тестирование | |
Рационализм и иррационализм западной философии | защита эссе, тестирование | |
Философия сознания | защита эссе, тестирование | |
Постнеклассическая парадигма в науке и философии | защита эссе, тестирование | |
Философия человека | защита эссе, тестирование | |
Смысл жизни | защита эссе, тестирование | |
Модернизация общества и постмодернизм | защита эссе, тестирование |
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов выполняется студентами во внеаудиторное время. В процессе самостоятельной работы над заданными темами студенты ищут материал, пользуясь, в первую очередь, электронными ресурсами сети интернет. Усвоение материала проверяется преподавателем путем устного опрашивания на семинарском занятии соответствующей тематики, защиты эссе или в тестовой форме в рамках итоговой аттестации.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы
Тема 1 Проблема свободы и ответственности человека
Задание 1.
Прокомментируйте высказывание Б. Паскаля: «Человек - это мыслящий тростник». Согласны ли Вы с данным утверждением? В чём, на Ваш взгляд, сущность человека? Возможно ли окончательное и исчерпывающее определение этой сущности?
Задание 2.
Сопоставьте тезис Паскаля с высказыванием Бердяева:
Человек и очень ограничен и бесконечен, и мало вместителен и может вместить вселенную. Он потенциально заключает в себе все и актуализирует лишь немногое. Он есть живое противоречие, совмещение конечного и бесконечного. (Бердяев, Н.А.).
1. Почему, потенциально заключая в себе всё, человек актуализирует лишь немногое?
2. Что даёт основание рассматривать человека как совмещение конечного и бесконечного? Что в человеке является конечным, а что - бесконечным?
3. Сопоставьте предложенную Бердяевым характеристику человека с тезисом экзистенциализма:
«Человек никогда не есть то, что он есть, но всегда есть то, чем он может быть».
Задание 3.
Выбор
Однажды некто пришёл к Соломону и сказал ему:
— Царь, помоги мне! Каждый раз, когда мне приходится делать выбор, я не могу спокойно спать - мечусь и страдаю, и раздумываю, то ли я сделал, что должно. Что мне делать?
И ответил мудрый царь: — Выбора не существует.
И ещё спросил он: — Ты бы бросился в реку, увидев тонущего ребёнка?
Ответил ему проситель: — Конечно, царь!
Тогда изрёк Соломон: — И вчера, и сегодня, и завтра?
— Да, - был ему ответ.
И сказал Соломон: — Вот видишь - выбора не существует. Из чего выбирать, если всякий раз ты знаешь, как поступил бы, ещё до того, когда приходит черёд действий? Представив себе в подробностях любое событие, ты сразу знаешь, что делать. Всякий раз ты будешь выбирать наилучшее для тебя, и при одинаковых обстоятельствах ты всегда будешь действовать одинаково - и вчера, и сегодня, и завтра.
И ещё сказал Соломон: — Единственное, где мы действительно можем делать выбор - это в своём сердце. Измени себя, и то, что ты, не задумываясь, сделал бы вчера, завтра уже не покажется тебе наилучшим. Тогда, и только тогда, сможешь ты поступить по-другому. Так что иди с миром и знай, что всё, что ты ни делал, было для тебя лучшим действием из возможных.
Проситель поклонился до земли и вышел, и с тех пор спал спокойно.
1. Почему у человека нет выбора в поступках? Что является условием отсутствия такого выбора?
2. В чём остаётся возможность выбора для человека?
3. Сопоставьте данную притчу с хрестоматийным тезисом экзистенциализма: «Существование предшествует сущности». Что человек может выбирать: сущность или существование? (Сформулируйте ответ в рамках классической и неклассической («новой») метафизики).
Задание 4.
Свобода есть выбор своего бытия, но не основание его. <…>
Как бы ни казалось, что человек «делает себя», он представляет собой «бытие сделанное», сделанное климатом и почвой, расой и классом, языком, историей общности, частью которой он является, наследственностью, индивидуальными обстоятельствами своего детства, приобретёнными привычками, большими и малыми событиями своей жизни. Этот довод никогда глубоко не затрагивал защитников человеческой свободы. Декарт первый одновременно признал, что воля бесконечна и что нужно «стараться победить скорее себя, чем фортуну». Именно здесь нужно провести различия; многие из фактов, приводимые детерминистами, не могут быть приняты в расчёт. Коэффициент враждебности вещей в особенности не может быть признан аргументом против нашей свободы, так как именно нами, то есть предварительной позицией цели, вызывается этот коэффициент враждебности. Так, скала, которая оказывает огромное сопротивление, если я хочу её переместить, будет, напротив, мне ценной опорой, если я хочу на неё забраться, чтобы любоваться пейзажем. Сама по себе скала… нейтральна, то есть она ожидает быть прояснённой целью, чтобы обнаружиться или как противник или как помощник. (Сартр, Ж.П. Бытие и ничто).
1. Что ограничивает свободу выбора человеком своего бытия? К чему они относятся: к существованию или к сущности?
2. Почему эти ограничения не являются доводом против свободы человека? Что является источником этой свободы? Как проясняет мысль автора пример со скалой?
3. Что же может выбирать человек?
Тема 2 Философия техники
1. Что есть «техника»?
2. В чем негативные результаты технической ориентации прогресса человечества?
3. В каком соотношении находятся «наука» и «техника»?
4. В чем преимущество научного мировоззрения перед религиозным, в частности-христианским?
5. В чем общность, родственность научного и христианского мировоззрений?
6. Можно ли сказать, что научное и религиозное мировоззрения основываются на определенных мифах?
7. В чем причина возникновения глобальных,в частности, экологических, ядерных и др. проблем, т.е. возможностей самоуничтожения человечества?
8. 16.Почему научно-техническая цивилизация не могла возникнуть в буддийском или исламском регионе?
9. Какова «судьба» промышленно-технической ориентации развития человечества?
10. Почему умирает классическое научное мировоззрение?
Тема 3 Культура и цивилизация
1. Чем отличается изучение культуры в конкретных гуманитарных науках (культурологии, истории, этнографии, археологии и др.) от ее изучения в философии?
2. В чем проявляется знаковый характер культуры? (Взять для рассмотрения конкретные культурные нормы – как в них представлено общество? «Око за око, зуб за зуб», «Не убий»). В чем специфика философских знаков?
3. По каким принципам можно классифицировать культуру? В чём проявляется единство культуры при многообразии её форм?
4. Можно ли отождествлять культуру и образованность?
5. Возможно ли существование некультурного человека? Являются ли носителями культуры отшельники, странники, преступники, заключённые, бомжи, панки, хиппи, психически нездоровые индивиды?
Тема 4 Личность и общество
Задание 1.
Чтобы человек воистину стал человеком и отличался бы от животного как по сути, так и фактически, нужно, чтобы его человеческое Желание на самом деле взяло в нем верх над его животным Желанием. Но желаемое — это всегда что-то, что составляет ценность для желающего. Высшая ценность для животного — это его животная жизнь. Все Желания животного в конечном счете определяются его стремлением сохранить собственную жизнь. Значит, Желание будет человеческим тогда, когда оно пересилит желание самосохранения. Иначе говоря, человек «удостоверяет» свою человечность только тогда, когда рискует своей (животной) жизнью ради удовлетворения своего человеческого Желания. Только посредством риска сотворяется и раскрывается как таковая человечность; только благодаря риску она «удостоверяется», т. е. обнаруживается, доказывается, верифицируется и подтверждается как что-то, по существу отличное от животности, от реальности природной. (Кожев, А. Введение в чтение Гегеля).
1. Почему риск рассматривается как фундаментальная основа личности?
Задание 2.
Личность в человеке есть результат борьбы. В человеке, несомненно, есть двойное я», истинное, реальное, глубокое, и «я», созданное воображением и страстями, фиктивное, тянущее вниз. Личность вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением того, что во мне не есть мое «я». Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий
дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека. И тогда лишь человек не теряется и не исчезает, а реализует себя. Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве. (Бердяев, Н.А.).
1. Почему личность определяется как результат борьбы? В чём суть этой борьбы?
2. Почему человек «исчезает в самоутверждении и самодовольстве»?
Задание 3.
1. Можно ли считать личностью аморального человека или преступника? Почему?
2. По-латыни личность - persona, что в переводе означает «маска», «роль». В русском языке «личность» происходит от аналогичного по значению слова - личина. Правомерно ли личностью считать только оболочку человека, набор внешних качеств, позволяющий индивиду преподносить себя в обществе? В чём отличие такого понимания личности от философского?
6. АТТЕСТАЦИЯ
СТРУКТУРА аттестации
1. Аттестация студентов очной формы обучения проводится по четырем элементам: посещаемость, практические работы, промежуточное компьютерное тестирование, итоговая аттестация. За каждый элемент в учебном модуле студент набирает баллы, и итоговая оценка (неудовлетворительно / удовлетворительно / хорошо / отлично, зачет / незачет) выводится в зависимости от набранной суммы балов по всем четырем элементам (0-20 для одномодульной дисциплины, 0-40 для двухмодульной дисциплины). Все элементы должны выполняться вовремя в соответствие с установленным расписанием занятием и определенными преподавателем сроки.
2. Баллы за посещаемость (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента посещенных занятий, который рассчитывается отношением количества посещенных занятий студентом к общему количеству проведенных занятий по дисциплине.
3. Баллы за практические работы (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента выполненных работ, который рассчитывается отношением количества выполненных работ студентом к общему количеству определенных преподавателем работ.
4.Баллы за промежуточное компьютерное тестирование (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента правильных ответов студентов на тестовые задания, который рассчитывается отношением количества правильных ответов студента к общему количеству тестовых заданий.
5. Баллы за итоговую аттестацию (0, от 3 до 5 баллов), которая может проводиться в форме письменного экзамена, устного экзамена, компьютерного теста или защиты учебного проекта, начисляются в зависимости от соответствия ответа студента требованиям к этим формам. Если ответ студента на итоговой аттестации оценивается отрицательно или он не явился на итоговую аттестацию, то за нее он получает 0 баллов, а за дисциплину - неудовлетворительно или незачет.
Элементы аттестации | Критерий оценки | Баллы | |||||
Посещаемость | % посещ. занятий | <20 | ≥20 | ≥40 | ≥60 | ≥70 | ≥85 |
Практические работы | % выпол. работ | <20 | ≥20 | ≥40 | ≥60 | ≥70 | ≥85 |
Промежуточное компьютерное тестирование | % прав. ответов | <20 | ≥20 | ≥40 | ≥60 | ≥70 | ≥85 |
Итоговая аттестация | не сдал, не явился | - | - | Требования к устному экзамену, письменному экзамену, компьютерному тесту, учебному проекту |
Кол-во баллов в одномодульной дисциплине | Кол-во баллов в двухмодульной дисциплине | Уровень оценки | Зачет | Экзамен |
18-20 | 36-40 | зачет | отлично | |
15-17 | 30-35 | зачет | хорошо | |
12-14 | 24-29 | зачет | удовлетворительно | |
0-11 | 0-23 | незачет | неудовлетворительно |
6.В случае если студент получил оценку неудовлетворительно или незачет, то на основании полученного им направления на пересдачу в соответствие с графиком пересдач дисциплина сдается повторно. Если не сдана итоговая аттестация, то она пересдается в обязательном порядке. Компьютерное тестирование и выполнение практических работ пересдаются студентом в случае нехватки баллов для положительной аттестации.
Примерные вопросы к промежуточному тестированию
Модуль 1
1.Термин «философия» означает:
учение об истине
знание о знании
многознание
любовь к мудрости
2. Философское направление, исходящее из первичности духовного:
рационализм
монизм
идеализм
3. Духовной предпосылкой возникновения философии является:
восточная мудрость
учение Будды
мифологическое мировоззрение
обычаи и ритуалы
4. Предметом философии является:
общество
человек
наиболее общие законы природы, общества и мышления
управление государством
5. Философское учение, принимающее за основу всего сущего одно начало:
догматизм
дуализм
монизм
реализм
Практические задания
Смотри п.3
Вопросы и задания к итоговой аттестации
Модуль 1
1. Философия Древнего Востока.
2. Принципы неклассической философии
3. Раскройте содержание следующих понятий: Аксиология Теоцентризм Утилитаризм Фрейдизм Ценность Цивилизация Эмпиризм
4. Философия Древней Индии.
5. Сциентизм
6. Раскройте содержание следующих понятий: Время Пространство Синергетика Гедонизм Экзистенция Трансцендентное Постмодерн
7. Философия Буддизма.
8. Эпистемология.
9. Раскройте содержание следующих понятий: Антропология Бытие Герменевтика Гуманизм Движение Дедукция Детерминизм
10. Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм.
11. Общество и личность
12. Раскройте содержание следующих понятий: Диалектика Дуализм Западничество Идеализм Истина Космизм Культура
13. Философия Древней Греции.
14. Самореализация человека в информационном обществе.
15. Раскройте содержание следующих понятий: Логика Материализм Материя Метафизика Метод Мировоззрение Мораль
16. Натурфилософия Древней Греции: Фалес, Пифагор, Гераклит, Демокрит.
17. Сознание и самосознание.
18. Раскройте содержание следующих понятий: Монизм Наука Натурфилософия Ноосфера Онтология Отчуждение Парадигма
19. Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
20. Русский космизм
21. Раскройте содержание следующих понятий: Плюрализм Пограничные ситуации Познание Постмодернизм Прагматизм Рационализм Релятивизм
22. Философия бытия (онтология)
23. Истина и практика
24. Раскройте содержание следующих понятий: Рефлексия Славянофильство Сознание Субстанция Субъект Сциентизм Теология
25. Предмет, функции, методы философии.
26. Проблема бытия в философии
27. Раскройте содержание следующих понятий: Антропология Бытие Герменевтика
28. Гуманизм Движение Дедукция Детерминизм
29. Понятие, типы, системы мировоззрения.
30. Материя и формы её существования. Движение. Пространство. Время.
31. Раскройте содержание следующих понятий: Диалектика Дуализм Западничество
32. Идеализм Истина Космизм Культура
33. Мифология и религия как источники философии.
34. Постнеклассическая парадигма в науке и философии.
35. Раскройте содержание следующих понятий: Логика Материализм Материя Метафизика Метод Мировоззрение Мораль
36. Основной вопрос философии
37. Проблема человека в философии.
38. Раскройте содержание следующих понятий: Монизм Наука Натурфилософия Ноосфера Онтология Отчуждение Парадигма
39. Диалектика и метафизика как философская методология.
40. Природа человека: биопсихосоциальная сущность.
41. Раскройте содержание следующих понятий: Плюрализм Пограничные ситуации Познание Постмодернизм Прагматизм Рационализм Релятивизм
42. Материализм и идеализм – две основные линии в истории философии.
43. Основные законы и категории диалектики.
44. Раскройте содержание следующих понятий: Рефлексия Славянофильство Сознание Субстанция Субъект Сциентизм Теология
45. Философия эпохи Возрождения.
46. Знание и познание.
47. Раскройте содержание следующих понятий: Аксиология Теоцентризм Утилитаризм Фрейдизм Ценность Цивилизация Эмпиризм
48. Философия Нового времени.
49. Научное познание и его методы.
50. Раскройте содержание следующих понятий: Время Пространство Синергетика Гедонизм Экзистенция Трансцендентное Постмодерн
51. Эмпиризм Ф. Бэкона.
52. Ненаучное знание и его формы
53. Раскройте содержание следующих понятий: Антропология Бытие Герменевтика Гуманизм Движение Дедукция Детерминизм
54. Рационализм Р. Декарта.
55. Истина и заблуждение.
56. Раскройте содержание следующих понятий: Диалектика Дуализм Западничество Идеализм Истина Космизм Культура
57. Человек и государство в философии Д. Гоббса и Дж. Локка.
58. Практика и её роль в познании.
59. Раскройте содержание следующих понятий: Логика Материализм Материя Метафизика Метод Мировоззрение Мораль
60. Французское Просвещение: Вольтер, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Руссо, Дидро.
61. Наука и её роль в жизни общества.
62. Раскройте содержание следующих понятий: Монизм Наука Натурфилософия Ноосфера Онтология Отчуждение Парадигма
63. Философия И. Канта.
64. НТР и её социальные последствия.
65. Раскройте содержание следующих понятий: Плюрализм Пограничные ситуации Познание Постмодернизм Прагматизм Рационализм Релятивизм
66. Философская система Гегеля.
67. Гносеологические методы философии
68. Раскройте содержание следующих понятий: Рефлексия Славянофильство Сознание Субстанция Субъект Сциентизм Теология
69. Антропологическое направление современной западной философии
70. Этические концепции.
71. Раскройте содержание следующих понятий: Аксиология Теоцентризм Утилитаризм Фрейдизм Ценность Цивилизация Эмпиризм
72. Социальные и этические проблемы развития и использования достижений науки, техники и технологий
73. Раскройте содержание следующих понятий: Время Пространство Синергетика Гедонизм Экзистенция Трансцендентное Постмодерн
74. Русский космизм в учениях П.Л. Флоренского и В.И. Вернадского.
75. Содержание и основные признаки информационной цивилизации
76. Раскройте содержание следующих понятий: Антропология Бытие Герменевтика Гуманизм Движение Дедукция Детерминизм
77. Феноменология Э. Гуссерля
78. Условия формирования личности в современном обществе.
79. Раскройте содержание следующих понятий: Диалектика Дуализм Западничество Идеализм Истина Космизм Культура
80. Философия постмодерна.
81. Культура и цивилизация.
82. Раскройте содержание следующих понятий: Логика Материализм Материя Метафизика Метод Мировоззрение Мораль
83. Диалектический материализм Маркса и Энгельса.
84. Уровни познания
85. Раскройте содержание следующих понятий: Время Пространство Синергетика Гедонизм Экзистенция Трансцендентное Постмодерн
86. Позитивизм и герменевтика.
87. Принципы классической философии
88. Раскройте содержание следующих понятий: Антропология Бытие Герменевтика Гуманизм Движение Дедукция Детерминизм
89. Философия прагматизма: Пирс, Джеймс, Дьюи.
90. Принципы постнеклассической философии
91. Раскройте содержание следующих понятий: Диалектика Дуализм Западничество Идеализм Истина Космизм Культура
92. Экзистенциализм: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю.
93. Философия отношений
94. Раскройте содержание следующих понятий: Логика Материализм Материя Метафизика Метод Мировоззрение Мораль
95. Психоанализ З. Фрейда.
96. Концепции развития: метафизика, диалектика, синергетика
97. Раскройте содержание следующих понятий: Монизм Наука Натурфилософия Ноосфера Онтология Отчуждение Парадигма
98. Русская философия.
99. Смысл человеческого существования
100. Раскройте содержание следующих понятий: Плюрализм Пограничные ситуации Познание Постмодернизм Прагматизм Рационализм Релятивизм
101. Рационализм и иррационализм
102. Проблема человека в информационном обществе.
103. Раскройте содержание следующих понятий: Рефлексия Славянофильство Сознание Субстанция Субъект Сциентизм Теология
104. Учение Ф. Ницше.
105. Проблема свободы и ответственности человека
106. Раскройте содержание следующих понятий: Аксиология Теоцентризм Утилитаризм Фрейдизм Ценность Цивилизация Эмпиризм
107. Философия Н. Бердяева.