Объективно-идеалистическая система и диалектика Г. В. Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель всеобъемлющей системы объективного идеализма и теории диалектики. Родился в г. Штутгарте – столице Вюртембергского княжества. Его отец, секретарь казначейства, входил в состав высшего чиновничества. В гимназии Гегель был образцовым учеником. Особый интерес он проявлял к античной литературе. В семье готовили Гегеля к карьере пастора. Поэтому после гимназии он был определен в Тюбингенский теологический институт. В течение первых двух лет обучения в институте Гегель написал и защитил сочинение по философии. За это он получил степень магистра философии. В последующие два года Гегель изучал курс теологии. За успешное его освоение ему была присуждена степень кандидата теологии. Сильное впечатление на Гегеля произвела французская революция, начало которой он вместе со своим сокурсником приветствовал посадкой «дерева свободы» и ожидал в ближайшем будущем новых народных революций, уничтожающих деспотические режимы во всей Европе. У него пробудился живой интерес к глубоким социальным переменам, к идеям Руссо, Платона, Канта. Все это способствовало тому, что Гегель разочаровался в карьере пастора и его интеллектуальные интересы сосредоточились на философии.
Однако заниматься только философией Гегель смог лишь спустя несколько лет, так как должен был трудиться домашним учителем – сначала в Швейцарии, в Берне, а затем в немецком городе Франкфурте-на-Майне. Здесь он написал первые свои работы, посвященные в основном причинам возникновения и распространения христианства, а также его роли в жизни народов.
Но только после смерти отца, получив свою долю наследства и имея собственные сбережения из педагогических заработков, Гегель смог всецело отдаться философской деятельности. В начале 1801 г. он переезжает в Иену. Там после защиты двух диссертаций он получил право преподавать в местном университете.
Первой значительной публикацией Гегеля, сделавшей его известным, была работа «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга». В ней он подверг критике субъективный идеализм Фихте и поддержал поворот Шеллинга к объективному идеализму. В том же духе Гегель написал несколько статей для «Критического журнала по философии». По этой причине многие, включая самого Шеллинга, считали его последовательным шеллингианцем.
В действительности же Гегель таковым не был. Он хотя и испытывал определенную зависимость от Шеллинга, признавая его духовное лидерство, но уже в этот период заявлял о себе как оригинальном философе. Гегель постепенно осуществлял разработку своей оригинальной философской системы. Основные наброски этой системы были изложены им в опубликованной в 1807 г. «Феноменологии духа», в которой его учение не только отличалось от взглядов Шеллинга, но в ряде важных пунктов противостояло им.
После оккупации Иены французами Гегель переехал в Нюрнберг, где ряд лет работал в должности директора гимназии. Нюрнбергский период жизни (1808–1816) оказался для Гегеля очень плодотворным в творческом отношении. Здесь он неспешно и продуманно работал над своим главным философским произведением – «Наукой логики». Первый том этой работы был опубликован в 1812 г., а второй – в 1816 г. Эти публикации способствовали тому, что Гегеля пригласили на кафедру философии Гейдельбергского университета.
Гейдельбергский период деятельности Гегеля не был продолжительным. Но он был важен тем, что в это время он завершил и опубликовал новую итоговую версию своей философской системы под заглавием «Энциклопедия философских наук» (1817 г.). Это была первая после «Критической философии» Канта основательно разработанная философская система, важнейшим достоинством которой была ее насыщенность диалектическими идеями. Она принесла Гегелю славу – он был признан крупнейшим немецким философом современности. В знак выражения этого признания его пригласили возглавить кафедру философии Берлинского университета.
В Берлине Гегель опубликовал сравнительно немного произведений, большое внимание он уделял доработке своих прежних философских трудов. В 1827 г. было опубликовано второе издание «Энциклопедии философских наук», а также было намерение опубликовать в расширенном виде «Науку логики». Гегель был полон творческих сил и замыслов, находился в зените своей славы, когда 14 ноября 1831 г. эпидемия холеры оборвала его жизнь на 62-м году жизни.
Содержание философской системы Гегеля сжато изложено в «Энциклопедии философских наук». Оно состоит в следующем – в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – абсолютная идея, мировой разум, мировой дух. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании.
В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:
1) «Логика» – развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления», где идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга логических категорий;
2) «Философия природы» – развитие идеи в форме «инобытия», т. е. в форме природы. Природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий;
3) «Философия духа» – развитие идеи в сознании, праве, нравственности, т. е. в духе. На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.
«Логика»– это целостная развивающаяся от абстрактного к конкретному система категорий. Она включает в себя три части: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.
Учение о бытии начинается с самой общей и абстрактной категории – категории бытия, противоположностью которой является категория «ничто», а их синтезом – категория «становления». Вся гегелевская логика развертывается между двумя этими полюсами – «бытие» и «ничто», все остальные категории – это посредствующие звенья развертывания данных полюсов. Важнейшими среди них являются качество, количество, мера (единство количества и качества), скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один из основных законов диалектики – закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Главной проблемой учения о сущности является проблема противоречия и связанных с ним парных категорий: сущность и явления, тождество и различия, содержание и формы, необходимость и случайность, причина и следствие и др.
Главное в этой части учения Гегеля заключается в том, что он здесь рассматривает противоречие как источник саморазвития всего сущего,
в том числе мышления и познания. При этом речь идет не о так называемых формально-логических противоречиях (путанице, непоследовательности мышления), а о противоречиях диалектических. Диалектическое противоречие как источник развития саморазвивается. Основные этапы его развертывания: тождество, различие, основание, где противоречие разрешается. Разрешение одного противоречия есть одновременно возникновение другого противоречия.
В учении о понятии Гегель рассматривает понятие не просто как одну из форм мышления и результат абстрагирующей деятельности рассудка, а как творческое начало, порождающее все наличное бытие. В этом же разделе дается диалектика основных форм мышления – понятия, суждения и умозаключения, соотношение единичного, особенного, общего (всеобщего), абстрактного и конкретного.
«Философия природы» как учение о инобытии абсолютной идеи в форме природы также распадается у Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику. Каждый из этих разделов был результатом философского обобщения достижений естествознания, накопленных к началу XIX в.
Уже внешнее структурное членение этой части философской системы Гегеля содержит в себе, по крайней мере, две плодотворные идеи: во-первых, оно направлено против механизма, т.е. против стремления только с позиций законов механики объяснить все явления природы, включая человека и общество, во-вторых, в субординации основных ее разделов прослеживается субординация основных сфер природы, движение ее по восходящим ступеням – от низших форм к высшим.
В «механике» Гегель рассматривает такие фундаментальные философские категории, как материя, движение, пространство и время. Самая важная идея состоит в том, что материя у него – продукт внутренней связи движения, пространства и времени, их непосредственного единства: как нет и не может быть движения, пространства и времени без материи, так и материя не существует без движения, пространства и времени.
В «физике» речь идет об общих и частных свойствах материи. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, воздух, звук, теплота и др., причем все эти понятия рассматриваются не бессистемно, хаотически, а в определенной последовательности, восхождении от одного к другому.
«Органическая физика» включает в себя три последовательно восходящих один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. В них рассматриваются история и жизнь планеты Земля, образование растений и животных, функции организма, соотношение рода, вида, индивидуума.
В целом же «Философия природы» – наиболее слабая часть философской системы Гегеля. В ней содержится ряд вздорных, фантастических рассуждений о природных процессах и явлениях. Поэтому она не оказала существенного влияния на теоретическое естествознание и на философско-методологическое осмысление достижений науки. Однако, несмотря на это, в ней высказывается немало рациональных философско-методологи-ческих научных идей. В частности, в ней Гегель предпринял попытку осмыслить природу в ее целостности и развитии. Кроме того, в этой части философской системы выражались необходимость единства философского и частно научного изучения природы, призыв к естествоиспытателям овладевать диалектическим методом, к осознанию противоречия как корня движения и жизненности в природе.
«Философия духа» – завершающая часть гегелевской философской системы. Она также расчленяется на три раздела: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.
Учение о субъективном духе состоит из антропологии, феноменологии и психологии. Оно посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Важно отметить, что сознание индивида, его духовное развитие рассматриваются Гегелем в неразрывном единстве с интеллектуальным развитием человечества. Иными словами, он стремится обосновать мысль о социально-исторической природе сознания.
В антропологии главное внимание уделяется человеческой душе, ее специфике в зависимости от географического расселения людей, расовых, половых и возрастных их различий. Гегель отвергал астрологические суеверия, заявлял, что всемирная история столь же мало связана с переворотами в солнечной системе, сколь и судьба отдельных людей с положением планет. Но географическим влияниям он придавал существенное значение. По его мнению, географические условия определяют не только анатомо-физиологические различия человеческих рас (цвет кожи, волос, разрез глаз и т. п.), но прежде всего различия духовные.
Будучи убежденным в духовной неравноценности человеческих рас, Гегель обосновывал их различное значение и роль как в прошлом, так и в современном ему мире. Самой выдающейся в духовном отношении он считал так называемую «кавказскую расу», к которой антропологи XIX в. относили народы Передней Азии и Европы. Гегель утверждал, что в истории прогресс осуществлялся только благодаря этой расе. В самой «кавказской расе» на первое место он ставил европейцев. Европейский дух, по словам Гегеля, бесконечно стремится к знанию, что не свойственно другим расам, а в практической сфере – к установлению единства между собой и внешним миром, при этом с такой энергией, которая обеспечивает ему господство над этим миром. В этих рассуждениях Гегеля явно звучит стремление дать философское обоснование экспансии европейских государств в другие части мира.
Духовное неравенство людей Гегель выводил из различий пола и возраста, а из духовного неравенства обосновал их различное положение и роль в обществе. Так, например, он оправдывал вековое неравенство мужчин и женщин в обществе. Не отрицая возможности для женщин быть образованными, Гегель полагал, что женщины получают свое образование какими-то неведомыми путями и как бы через атмосферу представления, а не мысли. Отсюда он делал вывод, что для высших наук, в том числе для философии, а также для некоторых видов искусств, требующих больших мыслительных способностей, женщины не созданы. Гегель также был убежден, что государства подвергаются опасности, когда женщины находятся во главе правительств, ибо они действуют, руководствуясь не требованиями ума, а склонностями и мнениями.
Во второй части «субъективного духа» феноменологии рассматриваются такие основные понятия, как сознание, самосознание, разум. Здесь анализируется развитие сознания от чувственной ступени до рациональной, а в пределах последней – от «рассудочной» до разумной. При этом процесс развития сознания Гегель рассматривает в связи с практическим преобразованием и созиданием действительности в ходе трудовой деятельности и социальной борьбы.
Завершающей частью «субъективного духа» является психология. В ней Гегель излагает психологическое учение о личности в связи с такими понятиями, как созерцание, представление, воображение, память, влечение, счастье и др.
Во втором разделе «Философии духа» – «Объективный дух» Гегель рассматривает воплощение абсолютной идеи, абсолютного разума в социально-исторической жизни человечества. Ключевым здесь у него становятся понятия права, морали, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории. Сжато изложив концепцию «объективного духа» сначала в «Энциклопедии философских наук», Гегель затем обстоятельно разработал ее в работе «Философия права» (1826 г.).
В соответствии с концепцией Гегеля членом общества, правоспособной личностью человек становится лишь тогда, когда приобретает частную собственность. Именно в частной собственности воля личности обретает объективное воплощение. Такой первый экономический акт социализации личности Гегель именует «абстрактным правом», имеющим формальный характер и выраженным в принципе: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Углубление личностного начала и совершенствование правовых отношений происходят на второй стадии «объективного духа», которая характеризуется как «моральность», право субъективной воли, основанной на внутреннем убеждении личности.
Мораль представлена Гегелем как субъективная и, следовательно, односторонняя неполноценная сторона «объективного духа». Полноценная реализация личности возможна лишь на третьей стадии нравственности, когда объективные моральные представления личности получают подкрепление объективными законами общества. Здесь человек выступает уже не как отдельная личность, а как гражданин, жизнь которого подчинена не только внутренним велениям морального закона, но и внешним законам общества. Нравственное состояние гражданина реализуется в трех формах: семья, гражданское общество и государство.
В духе античной традиции Гегель рассматривает государство как важнейшее условие полноценной человеческой жизни. Только в государстве приводятся в гармоничное единство субъективная и объективная свобода, интересы отдельного индивида и общества в целом. Государство является воплощением мирового разума и служит важнейшим инструментом реализации его целей. В таком качестве государство выступает в ходе всемирной истории, которая является процессом реализации мирового разума.
Свое понимание всемирной истории как процесса, завершающего развитие «объективного духа», Гегель в течение нескольких лет излагал в специальном лекционном курсе, который был посмертно опубликован его учениками в виде «Лекций по философии истории». В них он рассматривал развитие истории как единый закономерный процесс движения от состояния несвободы к осуществлению всеобщей свободы. При этом история движется с Востока на Запад, от древних восточных цивилизаций через античность и средневековье, завершаясь в современной Гегелю Европе.
В ходе этого процесса отдельные народы выступают как средства реализации целей мирового разума, хотя сами этого они не осознают. Такими избранными народами были греческий, римский и германский. В целом Гегель рассматривает человека и человечество как единственную сферу реализации возможностей мирового разума.
Особое место в мировом историческом процессе Гегель отводил великим людям, «героям», таким как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, с деяниями которых связаны глубокие преобразования социального мира. Великими они были потому, что их личные, частные цели заключали в себя волю мирового разума. В народных массах он не видел активной силы истории. С точки зрения Гегеля, народные массы – лишь послушное средство в руках «героев», человеческий материал для их всемирно-исторических деяний.
Следует отметить, что Гегель вообще не считал всемирную историю совместимой с человеческим счастьем. Согласно ему, даже «герои» оказываются в ней обреченными на несчастье. Во-первых, их борьба за реализацию своей цели, а она вместе с тем является целью мирового духа, требует от них такой сосредоточенности на этом деле, что они оказываются лишенными всех радостей жизни. Во-вторых, после того, как «герои» осуществляют свою цель, они больше не нужны «мировому духу» и отбрасываются им. Они либо умирают в молодом возрасте, как Александр Македонский, или их на вершине славы убивают заговорщики, как Юлия Цезаря, либо они лишаются власти и свободы, как Наполеон.
В третьем, завершающем, разделе «Философии духа», именуемом «Абсолютный дух», рассматривается процесс самопознания абсолютного духа. Согласно Гегелю, «абсолютный дух» самораскрывается в трех основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве он познается в чувственных образах, в форме восприятия, в религии – в форме представления, в философии – в форме понятия, т. е. как «мысленное рассмотрение». При этом он ставит философию выше чувственного знания, изображает ее как «науку наук».
Историю философской мысли Гегель рассматривает как закономерный процесс движения мысли к истине. При этом предшествующие философские учения в «снятом виде» входят в более поздние учения. Свою же философскую систему Гегель объявляет венцом развития мировой философской мысли. Именно в ней абсолютная идея – мировой разум познает самого себя.
Таким образом, философская система Гегеля вбирает в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию истории и историю философии. По своей сути она являла собой классический образец объективного идеализма. В ней мировой дух, абсолютная идея, существует до природы и человека как «чистая мысль», которая затем порождает природу и общество. Система построена на основе «триады» – тезиса, антитезиса и синтеза.
Но историческое значение философии Гегеля главным образом состоит не во всеобъемлющей системе объективного идеализма, а в разработанном им методе – диалектике. Диалектика как взгляд на мир была присуща многим философам до Гегеля. Ряд важных диалектических идей было сформулировано в философских учениях таких представителей немецкой классической философии, как Фихте и Шеллинг. Заслуга Гегеля состояла в том, что он разработал диалектику в систематической, целостной форме. Обладая историческим чутьем, Гегель впервые в истории философии представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития.
В каждой из рассматриваемых в его философии сфер действительности – от чисто логических категорий до категориальной диалектики исторического процесса – Гегель старался найти и указать «нить развития». Конечно, избежать полностью схематизма и искусственных построений при этом ему не удалось.
Наиболее полно диалектика Гегеля изложена в его работе «Наука логики». В этом произведении он дал анализ важнейших законов, категорий и принципов диалектики, обосновал положение о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории философской мысли систему диалектической логики, показал роль и значение диалектики для различных форм социальной деятельности, подверг критике метафизический метод мышления.
Но диалектика Гегеля была развита на объективно-идеалистической базе, поскольку за основу всех явлений он принимал некое духовное начало, которое обозначил разными терминами: мировой разум, мировой дух, абсолютная идея. И его диалектика – это диалектика мирового разума, мирового духа, абсолютной идеи. Природный же и социальный мир представляет собой лишь воплощение, иное бытие этого саморазвивающегося абсолютного духовного начала.
Характерной чертой философии Гегеля является присущее ей внутреннее противоречие – между методом и системой. По всем правилам диалектического метода Гегеля в мире нет ничего постоянного, вечного, неизменного, все, что существует, должно погибнуть. Философская же его система содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи. Она является консервативной стороной философского учения Гегеля, и эта консервативная сторона довлеет над методом в его философии.
Консерватизм философской системы Гегеля проявился в его учении о природе. Природа у него как простое «отчуждение» идеи не способна к развитию во времени. Она может лишь развертывать свое многообразие в пространстве и, таким образом, оказывается осужденной на вечное повторение одних и тех же процессов. Противоречие между консервативной системой и его диалектическим методом особенно наглядно выступает при изложении им общественно-политических процессов. Считая свою философию высшей ступенью развития абсолютной идеи, когда человечество будто бы пришло к пониманию абсолютной истины, Гегель полагал, что этому якобы осуществившемуся в Германии высшему этапу развития идеи соответствует и наиболее совершенная немецкая система общественного и государственного устройства. Выражением противоречия между методом и системой явилось и то, что диалектический метод Гегеля был обращен лишь к прошлому. Но диалектика совершенно не применялась Гегелем к настоящему, ибо настоящее рассматривалось им как нечто уже завершенное, как конечная ступень развития абсолютной идеи.
И хотя революционная сторона гегелевской философии – диалектический метод – была в конечном итоге «задушена» непомерно разросшейся консервативной системой, именно диалектика явилась тем величайшим философским завоеванием, которое в дальнейшем, в переработанном на материалистической основе виде, оказало кардинальное воздействие на развитие познания и практики.