Тема 8. Учение о бытии и философская картина мира
Вопросы:
1. Категория бытия и её специфика. Основные виды и формы бытия.
2. Материя: эволюция понятия и подходы к осмыслению.
3. Идеальное бытие и его формы.
1. Категория бытия и её специфика. Основные виды и формы бытия.
Бытие — одна из важнейших категорий философии. Она выражает представлении о философской картине мира. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие». В узком смысле слова — это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком — это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей.
Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. Термин «онтология», происходящий от сочетания древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), обозначает «знание о сущем». Данное значение сохраняется до сих пор, и онтология понимается как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Онтология - учение о бытии как таковом. Бытие — это фундаментальный принцип объяснения. Оно — непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире — преходяще. Бытие просто есть, существует. Всеобщность же бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов.
БЫТИЕ есть предельно широкое понятие, объединяющее основные идеи о существовании мира:
1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;
2) природное и духовное, индивиды и общество существуют равно, хотя в различных формах;
3) их существование есть предпосылка единства мира;
4) в силу объективности существования и развития, мир образует совокупную реальность, действительность;
5) эта реальность существует до и независимо от воли и желания людей.
В философии со времен античности различают бытие и сущее.
Сущее- совокупность окружающих вещей. Но в многообразии вещей можно обнаружить то, что является общим для них всех. Это одновременно и набор количественно-качественных характеристик вещи, и совокупность вещей. Такой "нейтральный" признак всего сущего заключается в том, что оно вообще существует. Это выражено в понятии бытия. Почему вообще что-либо есть, и на чем оно держится? Что является его причиной? Бытие - последнее, о чем допустимо спрашивать, но оно не может быть традиционным образом определено. Все исторически дававшиеся определения бытия были мнимыми. В любой проблеме, особенно это касается духа, сознания, материи, есть что-то последнее, что само не может быть определено.[5]
Основные виды и формы бытия:
Все существующее можно подразделить на два основных вида:
а) материальное бытие, материя;
б) духовное бытие, дух, идея.
Их объединяет то, что они существуют во времени. Разъединяет то, что материальное бытие существует в пространстве, а духовное - вне пространства.
Есть и другое разделение понимания бытия. По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний, или материальный природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.
Основные формы бытия.
1. Бытие вещей, процессов:
а) природы как целого, ее частей, состояний;
б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком.
2. Бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.
3. Бытие духовного (идеального):
а) индивидуализированное - неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивида;
б) объективированное - может существовать и часто существует вне индивида.
4. Бытие социальное:
а) бытие отдельного человека;
б) бытие общества;
Осмысление бытия является предпосылкой для понимания единства мира.
2. Материя: эволюция понятия и подходы к осмыслению.
Из понятия бытия, как совокупной реальности, следует, что существует:
а) «объективная реальность», т.е. то, что не зависит в своем существовании от воли, желания, сознания индивидов и общества, т.е. «материя»;
б) «субъективная реальность», т.е. то, что зависит от воли и желания индивидов, сознание.
Материя(ввел в философский оборот данное понятие Лукреций Тит Кар (99-55 гг. до н.э.) от латинского слова mater - «мать») как объективная реальность включает в себя бесконечное множество всех существующих в мире предметов, систем и процессов, их свойств, связей отношений, а также форм движения.
Понятие материи не дается человеку a priori, не с него, как понятия, начинается формирование мировоззрения человека и далеко не в каждом индивидуальном мировоззрении оно, между прочим, имеется.
Ограниченность материализма XVIII в. в понимании материи выражалась прежде всего в абсолютизации достигнутых научных знаний, попытках "наделить" материю физическими характеристиками. Так, в трудах П. Гольбаха наряду с самым общим пониманием материи как мира, воспринимаемого с помощью органов чувств, говорится о том, что материя обладает такими абсолютными свойствами, как масса, инерция, непроницаемость, способность иметь фигуру. Это значит, что главным принципом материальности признавалась вещественность, телесность окружающих человека предметов.
Существовало и понимание материи как субстанции, что особенно характерно для философии Б. Спинозы. Субстанция - это не мир, окружающий человека, а нечто, стоящее за этим миром, обусловливающее его существование. Субстанция обладает такими атрибутами, как протяжение и мышление. При этом оставалось, однако, непонятно, как связана единая, вечная, неизменная субстанция с миром изменяющихся вещей. В марксистской теории как бы расширяются границы материальности, к которой относятся не только сами предметы с их вещественностью и телесностью, но также свойства и отношения (не только огонь, но и свойство теплоты, не только сами люди, но и их производственные отношения и т.д.). Именно в этом состоит вклад марксизма в понимание материи, который до сих пор недостаточно исследован.
Понимание материи как объективной реальности, существующей независимо от человека и не тождественной совокупности его ощущений, способствовало преодолению созерцательности предшествующей философии. Это вызвано анализом роли практики в процессе познания, которая позволяет выделять новые предметы и их свойства, включенные на данном этапе исторического развития в объективную реальность.
В философии существует несколько подходов к понятию «материя».
1. Материалистический подход - материя есть основа бытия. Дух. сознание, человек - порождение материи. Материя первична и представляет собой наличное бытие.
2. Объективно-идеалистический подход - материя существует объективно, но есть порождение первичного идеального (абсолютного) духа.
3. Субъективно-идеалистический подход - материи, как самостоятельной реальности, не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа.
4. Позитивистский - понятие «материя» ложно, так как ее существование нельзя полностью изучить при помощи опытного научного исследования. В современной российской науке, философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи.
Материя рассматривается, как основа единства мира.
В этом смысле она есть субстанция (лат. Substantia - сущность), т.е. первопричина всех существующих в мире материальных и духовных образований.
Понятие «материя» употребляется в двух значениях:
Первое - материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, и отображаемая им.
Второе - материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания, и, отображаемой им.
Особенность такого понимания материи состоит в том, что материальными признаются не только телесные предметы, но также свойства и отношения этих предметов.