Глобальные проблемы современности
Причины возникновения глобальных проблем – в историческом процессе развития человечества. Их интенсивное развитие пришлось на 60-80 гг. ХХ в.
Первая группа глобальных проблем связана с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Это следующие проблемы:
1. Предотвращение мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Частные проблемы: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п.
2. Установление нового международного экономического порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран. Частные проблемы: преодоление технологической зависимости развивающихся стран от развитых государств Запада, перестройка международных экономических отношений и др.
3. Борьба за прогрессивные формы экономической интеграции для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития всех стран. Частные проблемы: ликвидация существующих диспропорций в мировой торговле и ограничений несправедливого характера в международном экономическом обмене.
4. Управление развитием НТР, ее гуманистическая направленность на глобальном уровне.
Вторая группа глобальных проблем современности: оптимизация, гармонизация и гуманизация отношения общества к природе для сохранения и приумножения ресурсного потенциала человечества. Это общепланетарные глобальные проблемы:
1. Предотвращение стихийных бедствий антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание).
2. Рациональное использование природно-сырьевых ресурсов.
3. Демографическая проблема.
4. Продовольственная проблема.
5. Оптимальное хозяйственное освоение необжитых территорий.
6. Предупреждение энергетического кризиса.
7. Защита окружающей природной среды и механизмов ее самовоспроизводства.
8. Освоение богатств Мирового океана, освоение и использование космоса в мирных целях прогресса.
Третья группа глобальных проблем отражает процессы гуманизации отношений общества и личности, её освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего:
1. Ликвидация антигуманных тенденций в использовании науки и техники. Всестороннее и планомерное развертывание научно-технического прогресса в интересах человека.
2. Искоренение эпидемических заболеваний, болезней цивилизации.
3. Преодоление негативных тенденций урбанизации.
4. Развитие образования, динамичное умножение интеллектуального потенциала человеческой деятельности.
5. Гарантия прав человека.
Темы контрольных работ
1. Философия экзистенциализма.
2. Этика науки и ответственность ученого.
3. Информационные технологии и проблема общения.
4. Интернет и свобода.
5. Постпозитивистские модели развития научного познания (К.Поппер, Т.Кун).
6. Постпозитивистские модели развития научного познания (И.Лакатос, П.Фейерабенд).
7. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.
8. Прогресс как проблема.
9. Глобальные катастрофы: причины и последствия.
10. Проблема свободы в философии Э.Фромма
11. Проблемы ресурсообеспечения человечества.
12. Демографические проблемы современности.
13. Проблемы сохранения мира и международной безопасности.
14. Проблемы сохранения культурного наследия.
15. Футурология и прогностика.
16. Возможные сценарии будущего человечества.
17. О.Конт о соотношении науки и философии.
18. Проблема «Север – Юг»: экономическое процветание и экономическое отставание.
19. Космос как проблема.
20. Нравственные аспекты предпринимательства.
21. Россия и глобализм.
22. Проблемы образования в современном мире.
23. Проблемы здравоохранения в современном мире.
24. Информационная цивилизация.
25. Катастрофические модели развития человечества.
26. Философские идеи позитивизма.
27. Духовно-нравственные проблемы в современную эпоху.
28. Человек и природа: философские проблемы экологии.
29. Учение о человеке и культуре в психоанализе.
30. Понимание как центральная категория герменевтики.
Тесты
1. Основоположником позитивизма является
а) О.Конт
б) Э.Дюркгейм
в) Г.Спенсер
г) Б.Рассел
2. Деятельность человека мотивирована libido – так утверждал
а) З.Фрейд
б) К.-Г.Юнг
в) Э.Фромм
г) А.Бергсон
3. З.Фрейд считал культуру
а) способом удовлетворения потребностей человека
б) системой запретов, наложенных на бесконтрольную реализацию инстинктов человека
в) средством самореализации человека
г) совокупностью ценностей, вырабатываемых тем или иным народом.
4.Биологические потребности и инстинкты человека считаются движущими силами его общественного поведения в философии…
а) фрейдизма
б) герменевтики
в) позитивизма
г) неотомизма
5. Для установления истинности научных утверждений К.Поппер, представитель постпозитивизма, ввел принцип
а) верификации
б) фальсификации
в) экономии мышления
г) элиминации
6. В каком философском направлении утверждается, что человек вначале получает существование, и только затем раскрывает свою сущность?
а) экзистенциализм
б) философия психоанализа
в) феноменология
г) герменевтика
7. Экзистенциализм утверждает, что наиболее полно сущность человека раскрывается в
а) деятельности
б) свободе
в) страхе
г) познании
8. Кому принадлежит выражение «бегство от свободы»?
а) З.Фрейду
б) К.-Г.Юнгу
в) Э.Фромму
г) А.Камю
9. «Окружающий мир враждебен человеку, а его бытие иррационально и лишено смысла» – выражено в позиции
а) экзистенциализма
б) психоанализа
в) позитивизма
г) герменевтики
10. Кто из представителей философии психоанализа утверждал идею коллективного бессознательного?
а) З.Фрейд
б) К.-Г.Юнг
в) Э.Фромм
г) А.Бергсон
11. Свобода в экзистенциализме рассматривается как
а) политическая свобода
б) осознанная необходимость
в) безграничное познание
г) выбор
12. Основоположник феноменологии –
а) Э.Гуссерль
б) Ж.-П.Сартр
в) М.Шелер
г) В.Дильтей
13. Представители экзистенциализма (2) –
а) Г.Зиммель
б) Т.Кун
в) А.Камю
г) Ж.-П.Сартр
14. Искусство истолкования текстов, обеспечивающее с помощью различных правил адекватное понимание, это –
а) феноменология
б) персонализм
в) неотомизм
г) герменевтика
15. Что из перечисленного НЕ входит в число пяти экзистециальных потребностей, выделенных Э.Фроммом?
а) общение
б) самоидентификация
в) трансценденция
г) образование
16. Футурология – это
а) учение о причинах изменений, происходящих в современном мире
б) учение о причинах происходящих глобальных катастроф
в) представления о развитии человечества
г) представления о будущем человечества
17. Какие из перечисленных факторов делают возможным предсказание будущего?
а) существуют объективные законы бытия, причинно-следственные связи
б) законы логики неизменны как в прошлом, так и в будущем
в) в мире все повторяется
г) природа человека неизменна
18. Кто из современных мыслителей видел решение глобальных проблем в приостановке развития человечества и сформулировал теорию «пределов роста»?
а) О.Флехтхейм
б) Г.Парсонс
в) Д.Медоуз
г) П.Печчеи
19. Международная научная ассоциация по изучению глобальных проблем современности, основанная в 1968 году, это
а) Римский клуб
б) Парижский клуб
в) Московский клуб
г) Лондонский клуб
20. Какие проблемы называют глобальными?
А) проблемы, затрагивающие интересы всего человечества
б) проблемы, нерешенность которых составляет угрозу для будущего человечества
в) проблемы, требующие для своего решения усилий всего человечества
г) все ответы – правильны
21. Что изучает прогностика?
а) социальные процессы
б) климатические изменения в современном мире
в) причины глобальных катастроф
г) все перечисленное
22. Международная организация, учрежденная в 1945 году, цель которой – поддержание и упрочение мира и безопасности, а также развития мирного сотрудничества между государствами.
а) Лига Наций
б) Организация Объединенных Наций
в) Совет Европы
г) Комитет по правам человека
23. Какова роль философии в решении глобальных проблем?
а) Философия формирует мировоззрение и тем самым оказывает опосредованное влияние на выработку практических решений
б) Философия объединяет данные частных наук и на этой основе непосредственно вырабатывает практические решения
в) Философия осмысливает только причины возникновения глобальных проблем и не в состоянии влиять на выработку практических решений
24. Какие проблемы можно определить как глобальные?
а) ликвидация отсталости и нищеты развивающихся стран
б) утверждение правовых форм управления государствами
в) достижение сбалансированного соотношения между демографическим ростом и динамикой производительных сил
г) развитие единой системы высшего образования в мире
25. Глобализация – это процесс формирования
а) единого (мирового, но одновременно - имеющего четкие и достаточно узкие границы) военно-политического, финансово-экономического и информационного пространства, функционирующего почти исключительно на основе высоких и компьютерных технологий.
б)совокупности интеграционных связей между государствами и организациями
в) совокупности интеграционных связей в экономической сфере
г) совокупности интеграционных связей между неправительственными организациями
26.Глобальная проблема № 1 современной цивилизации
а) богатство «Севера» и бедность «Юга»
б) международный терроризм
в) экологию
г) бездуховность людей
27. Межправительственная организация, специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры
а) ЮНИДО
б) ЮНЕЛ
в) ЮНЕСКО
28. Какие методы используются в прогностике?
а) метод экстраполяций
б) метод моделирования
в) метод морфологического синтеза
г) все названные
29. Модель будущего, сконструированная на основе образа желаемого идеального состояния совместной жизни людей, называется…
а) поисковой
б) утопической
в) футуристической
г) социальной