Тема 11: Основные этапы развития этики

1. Типология этических учений.

2. История этических учений: общая характеристика.

1.Типология этических учений.

Существуют различные подходы, лежащие в основе типологии этических учений.

I. Принцип типологии: этический плюрализм. Его суть заключается в том, что этические направления как таковой классификации не получают. Это персоналистический плюрализм: мы просто берем персону мыслителя и рассматриваем его этическое учение, и, выделив основную идею, даем название этической концепции (Аристотель – «Этика добродетели», И. Кант – «Этика долга», А. Швейцер – «Этика благоговения перед жизнью» и др.).

II. Принцип типологии: этический монизм. Осуществляется поиск единого основания этических учений. Осуществляется деление всех философских теорий на два основных направления: идеалистические и эмпирические теории. Первые усматривают источник добродетели, морали в идеальных сущностях, вторые - в реальных основаниях жизни.

Тема 11: Основные этапы развития этики - student2.ru Тема 11: Основные этапы развития этики - student2.ru Идеалистические теории

 
  Тема 11: Основные этапы развития этики - student2.ru

религиозный идеализм

Субъективный идеализм объективный идеализм

Субъективный идеализм – основа усматривается в человеческом разуме (И.Кант),

Объективный идеализм – основа в абсолютном духе (Г.В.Ф. Гегель), в мире абсолютных идей (Платон), эти идеи находятся над миром/ за пределами бытия человека.

Религиозный идеализм – творцом всего существующего является Бог, а Бог - это надмировая идеальная сущность (Августин, Ф. Аквинский).

Тема 11: Основные этапы развития этики - student2.ru Тема 11: Основные этапы развития этики - student2.ru Тема 11: Основные этапы развития этики - student2.ru Тема 11: Основные этапы развития этики - student2.ru Эмпирические теории.

Натуралистические теории Космологизм Эволюционизм

Социологизм

Натуралистические теории - речь идет о природе человека, это «антропный натурализм». Он сам подразделяется на три направления:

А. Гедонизм – добродетельно все то, что ведет человека к удовольствию.

Б. Эвдемонизм - добродетельно все то, что ведет человека к счастью. Отличается от гедонизма тем, что человек для достижения счастья может отказаться от удовольствия и вести аскетический образ жизни.

В. Утилитаризм - добродетельно все то, что ведет человека к достижению пользы.

Космологизм: источник морального порядка - это вселенский закон (например, логос, карма, Дао и др.).

Эволюционизм в этике исходит из того, что моральные качества людей есть более совершенный уровень качеств, наличествующих у животных (Ч. Дарвин).

Социологизм:

А. Теория общественного договора. Социальный договор – источник морального порядка. (Т. Гоббс)

Б. Концепция разумного эгоизма – человеку дана способность контролировать свой эгоизм силой разума (Н.Г. Чернышевский).

Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали:

А) натуралистические концепции: мораль – результат развития природных закономерностей (Г. Спенсер, П.А. Кропоткин, школа социобиологии);

Б) социологические концепции:

• мораль – элемент общественной организации, социальной дисциплины (Т. Гоббс, Дж. С. Милль, марксизм, М. Вебер, Э. Дюркгейм)

• или репрессии (Ф. Ницше, З. Фрейд);

В) «антропологические концепции»: мораль – качественная характеристика человека (Демокрит, Аристотель, К.А.Гельвеций, Э.Фромм);

Г) супранатуралистические концепции: мораль обусловлена трансцендентным источником, например, данным в откровении (Августин, Ф. Аквинский, русская религиозная философская традиция).

Типы этических теорий в соответствии с пониманием морально-нравственного идеала:

А) Гедонистические учения: высшей целью человека является удовольствие (киренаики, А.Ф. де Сад);

Б) Утилитаристские, или прагматистские учения: морально-ценным является то, что служит определенной цели (софисты, Б. Франклин, марксизм);

В) Перфекционистскиеучения: высшей ценностью является совершенство (Платон, Августин, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев);

Г) «гуманистические» учения: высшей нравственной ценностью является человек (Шефтсбери, А. Шопенгауэр, Э. Фромм)

2. История этических учений: общая характеристика.

Выделим и рассмотрим ключевые этапы в истории этических учений.

Античная этика.

История античной этики делится на два этапа. Первый этап - от “Илиады” Гомера (IX-VIII вв. до н.э.) до учения софистов: чему следовать и чего избегать. Изречения Семи мудрецов (VII-VI вв. до н.э.), Клеобул: “Государству советы давай наилучшие”; Солон: “Не лги, пекись о важном”, “Богам- почет, родителям- честь”; Хилон: “Старость чти”, “Законам покорствуй”; Фалес: “Не богатей дурными средствами”; Биант: “О богах говори, что они есть”; Периандр: “Власть народная крепче тираний”; Питтак: “Доверенное возвращай” (Диоген Лаэртский “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов” М., 1986)

Героический и дидактический эпос Гомера и Гесиода, практическая мудрость Семи мудрецов отражали особенности морали древних греков:

1) Естественное понимание ими смысла человеческой жизни, жизнерадостное восприятие мира. Восприятие земной жизни, как единственно подлинной жизни:

“Всем смертным ныне я хочу подать совет:

Живя, познайте радость, ибо тот, кто мертв,-

Лишь тень в подземном мраке, он теперь- ничто,

Живущим надо жизнью насладиться здесь.”

(“Греческая эпиграмма” М., 1960)

2) Вторая особенность греческой морали - стремление древнего грека быть полезным обществу.

3) Рационализм морали древних греков: “Познай самого себя.”

Второй этап начинается с V в. до н.э. Противоречия внутри греческих полисов обострились, связь между гражданами полиса значительно ослабла, индивидуальные интересы все более брали верх над интересами государства. В обществе утверждается мнение о том, что отдельный человек сам по себе обладает этической ценностью, а не только как представитель сословия, народа, государства. Этика этого этапа становиться учением о добродетели и добродетельной личности, о ее нравственной суверенности и самоценности:

“Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют”.

Протагор (490-420 гг. до н.э.)

Аристотель (Стагирит), живший в 384-322 гг. до н.э., систематизировал накопленные к тому времени морально-этические воззрения на мир и человека, дал название новой науке “этика” и поместил ее в систему наук между политикой и психологией. Именно Аристотель считается отцом-основателем этики как самостоятельной области знания. Термин «этика» содержится в названии трех работ философа: «Этика к Никомаху», «Евдемова этика», «Большая этика».

Этика есть практическая философия, учение о добродетелях, ведущих к благу, к счастью. Что же такое добродетель? Прежде всего, это поступок, ведущий к благу, без причинения ущерба благу другого. Все добродетели Аристотель делит на два типа: дианоэтические – добродетели разума, высшая добродетель разума есть мудрость; этические добродетели – добродетели характера или чувства, например, мудрость, щедрость. Аристотель формулирует правило золотой середины и считает необходимым следовать ему:

Добродетель - это золотая середина между двумя пороками: пороком избытка и пороком недостатка.

Как же даны добродетели человеку? Считалось, что человек от рождения добр или зол. Аристотель же утверждал, что человек от рождения, имеет лишь склонность к добру и злу. Преобладание того или другого зависит от трех причин – среда или окружение; обучение; самовоспитание.

Первую часть этики Аристотеля можно назвать этикой индивидуальных добродетелей. Вторую часть - этикой социальных добродетелей. Высшей социальной добродетелью Аристотель считает справедливость.

Вторая часть содержит в себе учение о справедливости. Мы можем выделить две ключевые характеристики справедливости:

1. справедливость как высшая социальная добродетель;

2. справедливость как мера требований и воздаяний.

Виды справедливости:

1. Уравнивающая справедливость: равным - за равное и поровну.

2. Распределяющая справедливость – неравным - за неравное не поровну.

Аристотель заложил основу аксиологических категорий этики, которые дают представление о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни:

1. Добро, зло, благо.

2. Справедливость.

3. Долг и ответственность.

4. Честь и достоинство.

5. Стыд и совесть

6. Счастье и смысл жизни.

Этика Средних веков

Этика средневековья представляется, на первый взгляд, полной противоположностью античной этики.Однако, при характеристике учений Августина Блаженного, Ф. Аквинского, М. Экхарта обнаруживается противоречивость и определенная пестрота мнений по тем или иным этико-теологическим проблемам. Это, конечно, не отменяет главной установки средневековой этической мысли на понимание морали как обусловленного "свыше" феномена, но, вместе с тем, позволяет учитывать его сложность и неоднозначность.

История этической мысли средневековья включает три периода:

1. Ранее средневековье – период патристики. Период творений Святых отцов церкви. Творения "отцов церкви" выявили различия между античным и средневековым типами этического сознания, примером может служить учение Августина Блаженного."Исповедь" Августина интересна еще и тем, что отражает индивидуальный путь мыслителя к христианским добродетелям через преодоление своей греховности и гордыни.

2. Период схоластики. Схоластика в общем виде есть «искусство доказательства» чего-либо, искусство опровержения. Само понятие «схоластика» со временем приобретает негативный оттенок. Фома Аквинский и его последователи назывались томистами. Ф. Аквинский формулирует свое учение на основе философского наследия Аристотеля. Он также понимал этику как науку о добродетелях, ведущих к благу. Но к тем двум классам добродетелей, о которых писал Аристотель, Фома Аквинский добавляет еще один класс – богословские добродетели: всего этих добродетелей три: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу.

3. Позднее средневековье. МейстерЭкхарт «Духовные проповеди и рассуждения»,двадцать восемь идейных положений которого были объявлены (в папской булле 1329 года) еретическими. Он говорит о том, что человек богоподобен, следовательно, он должен стремиться к совершенству и не должен грешить. Сильны мистические мотивы и попытки отстоять нравственную суверенность человека.

Этика Возрождения.

В эпоху Возрождения гуманизм, рационализм, натурализм выступают в качестве главных ориентиров, предопределяя этическую рефлексию Нового времени, связанную с идеей суверенности личности. Яркий представитель - Джордано Бруно. Этические трактаты: «Изгнание торжествующего зверя»; «О героическом энтузиазме». Последний из названных - повествование о героизме человека в любви.

Наши рекомендации