Субъект и объект познания. Активная роль субъекта в процессе познания

Субъектом познания является отдельный индивид, коллектив исследователей или общество в целом, осуществляющие целенаправленную познавательную деятельность. В сознании субъекта находятся в единстве общественное (знания и опыт человечества в данной области исследования, усвоенный субъектом) и индивидуальное (специфические врожденные и воспитанные качества субъекта).

Объект познания - это та часть действительности, на которую направлена познавательная активность субъекта. Выделяют также предмет познания как отдельную сторону объекта. Объектами познания могут быть: сам субъект, знание и познание.

Субъект и объект познания находятся в неразрывном единстве, взаимодействуя друг с другом. Активной стороной выступает субъект, избирающий объект и предмет исследования, организующий этот процесс, фиксирующий результаты познания и использующий их на практике. Объект своими свойствами и сторонами предопределяет выбор его субъектом, а также «требует» соответствующих ему методов и средств познания.

Чаще всего в процессе познания субъект и объект взаимодействуют не непосредственно, а опосредованно, в связи с чем встает проблема «гносеологического посредника». «Субъект не может воздействовать на объект иначе, как предметным образом, - отмечает Ф.В.Лазарев. - Это значит, что в своем распоряжении он должен иметь систему материальных посредников своих воздействий на познаваемый объект - руки, орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы, ускорители частиц, экспериментальные установки и т.д. Прогресс познания был бы невозможен без постоянного расширения и усложнения этого «мира посредников». Равным образом механизм воздействия объекта на субъект предполагает свою систему посредников - сенсорная информация, различные знаковые системы, и, прежде всего, человеческий язык. Во второй половине XX в. мир посредников гигантски расширился за счет использования компьютерной техники, системы Интернет и т.п.».

Таким образом, объект, субъект и гносеологический посредник (медиатор), взятые в единстве, составляют исходную гносеологическую ситуацию. Развертывание этой ситуации носит творчески активный характер, проявляющийся: 1) в постижении чувственно не воспринимаемой сущности явлений; 2) в теоретическом выражении полученного знания и идентификации этого знания с познаваемым объектом; 3) в применении разнообразных методов и средств познания; 4) в использовании результатов познания.

Процесс познания обусловлен общественной практикой, под которой понимается материальная, чувственно-предметная, целенаправленная деятельность людей по преобразованию природы и общества для удовлетворения своих потребностей. По отношению к познанию практика является: 1) источником, основой и движущей силой познания, поскольку ставит перед ним познавательные задачи, даёт фактический материал для обобщений и средства для познания; 2) конечной целью познания, так как в практике материализуются добытые знания; 3) критерием («мерилом») истинности получаемых знаний, что проявляется, прежде всего, в материальном производстве и эксперименте.

Внутренней необходимой стороной практики выступает теория, обозначающая в широком смысле идеальное отражение действительности, всю совокупность знаний, которую практика стремится использовать. Теория и практика находятся в неразрывном единстве друг с другом, и не могут существовать одна без другой. «Практика без теории слепа, а теория без практики мертва», - гласит известный афоризм.

Познание, внося новые знания в теорию, тем самым обогащает практику, способствует её дальнейшему прогрессивному преобразованию.


Наши рекомендации