Тематика заданий для предметной олимпиады
Великие собеседники (игра «Аналитика цитат великих мудрецов»)
1. В древнеиндийской упанишаде сказано: «Мудрый не ведает печали».
И еще: «То, что должно быть распознано, - неистощимо и наделено тонкой сущностью, а жизнь поистине непрочна, поэтому, оставив сети наук, следует размышлять о том, что истинно». Китайский мудрец Лао Цзы в своей книге «Дао Дэ Цзин» писал: «Мудрый человек... не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других». И еще: «Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя - просвещен. Побеждающий людей - силен. Побеждающий самого себя - могуществен». И еще: «Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает». И еще: «Мудрец избегает всякой крайности».
Вопрос: Как вы охарактеризуете восточного мудреца?
2. Французский философ Рене Декарт писал: «Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия... слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самое жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Французский философ-экзистенциалист Альбер Камю писал: «Всякая философия - самооправдание. Оригинальной была бы только философия, оправдывающая другого человека». И еще он писал: «Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии».
Вопрос: Как вы охарактеризуете западного философа?
Вопрос: Как вы думаете, чем отличается восточный мудрец от западного философа?
3. Французский философ Блез Паскаль писал: «Все достоинство человека - в его способности мыслить».
И еще: «Я легко представляю себе человека безрукого, безногого, безголового..., но не могу представить себе человека, неспособного мыслить: это будет уже не человек, а камень или тупое животное». В древнекитайском источнике «Гуань-Инь-Цзы» говорилось: «То, что плывет, - это лодка. Но то, благодаря чему можно плыть, - это вода, а не лодка. То, что движется, - это повозка. Но то, благодаря чему можно двигаться, - это вол, а не повозка. Размышление - это разум. Но то, благодаря чему можно размышлять, - это воля, а не разум. Нельзя знать то, отчего все есть таким, каким оно есть. Только не зная того, отчего все есть таким, каким оно есть, не идешь навстречу тому, что приходит, и не влечешься за тем, что уходит. Не стремись навстречу приходящему и, не устремляясь вслед за уходящим, можешь жить одной жизнью с изначальным истоком Неба и Земли, в котором нет ни прошлого, ни настоящего».Китайский философ Хун Цзы писал: «Когда сознание пусто, природа человека проявляется воочию. Пытаться узреть природу, не сделав сознание покойным, - все равно что ловить отражение луны в волнах. Когда помыслы безмятежны, сердце становится чистым. Пытаться раскрыть свет сердца, не овладев своими помыслами, - все равно что чистить зеркало, покрывая его пылью».
Вопрос: Как вы считаете, чем отличается размышление западного философа от восточной медитации? (Напомним: «медитация» в переводе с латыни - «размышление». Однако в современном понимании термин «медитация» обозначает особый вид духовной практики, отличающийся от «размышления» по методам и целям).
4. Ж. де Лабрюйер писал: «Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». Вольтер писал: «Человек - существо самое жалкое, имеющее несколько часов отдыха, несколько минут удовлетворения и длинный ряд дней страдания в своей жизни».
Вопрос: А что есть, по-вашему, жизнь человека?
5. Дж. Бруно писал: «Человек есть то, чем он может быть, но он не все то, чем он может быть».
Блез Паскаль писал: «Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное».
Вопрос: А как вы определяете сущность человека?
6. В Библии сказано: «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло».
Мыслитель П. Буаст писал: «Добро и зло - это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить». Л. Н. Толстой писал: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру».
Блез Паскаль писал: «Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра, и вообще хорошо приучиться извлекать пользу из зла, что оно так обыкновенно, тогда как добро так редко».
Вопрос: А что вы вкладываете в понятия «добра» и «зла»?
7. Ф. Де Ларошфуко писал: «С судьбой следует обходиться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует - наслаждаться ею, а когда начинает капризничать - терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам».
Д. Юм писал: «Случай» и «судьба» - это одни только пустые слова; упорное благоразумие - вот судьба человека». Дени Дидро писал: «Либо Бог разрешил, либо всеобщий механизм, называемый судьбою, захотел, чтобы мы в продолжение жизни были предоставлены всякого рода случайностям; если ты мудр и лучший отец, чем я, ты с молодых лет убедишь своего сына, что он хозяин своей жизни, чтобы он не жаловался на тебя, даровавшего ему жизнь».
Александр Гумбольдт писал: «Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает».
Вопрос: Как вы считаете, существует ли судьба? И что она собой представляет?
8. Современный английский историк философии Б. Рассел писал: «Душа человека - сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно - частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое - всеобщее, бесконечное и беспристрастное».
Вопрос: Есть ли у человека душа? Что писали о душе античные философы и средневековые схоласты?