Вопрос 2. Познавательное отношение и его структура
Дальнейшее прояснение специфики и сущности познания целесообразно продолжить вопросом о строении познавательной деятельности или, иначе говоря, о структуре процесса познания. В гносеологии эта структура получила наименование «познавательного отношения». Познавательное отношение – это активно-деятельностная, динамичная взаимосвязь между сторонами (элементами) познавательного процесса. Таких сторон всего три: субъект познания, средства познания, объект познания. Или схематично:
С – Ср. – О
В гносеологии субъект есть носитель познавательного активизма: хотения, веления, целеполагания. В познании субъекту принадлежит ведущая, организующая и направляющая роль, проявляющаяся в том, что он определяет объект, цели и задачи, стратегию и тактику исследования, выбирает средства познания, контролирует и корректирует ход познания, планирует и оценивает конечный результат. В качестве субъекта может выступать не только индивид, но и группы людей, например, научные коллективы, академическое сообщество в целом и даже народы (этносы).
Субъекту противостоит объект как фрагмент реальности, на который нацелена его познавательная активность, который субъект стремится духовно освоить, т.е. препарировать, расчленить, проникнуть в его глубинные, сущностные слои, вскрыть закономерности его существования и развития.
Средства познания можно определить как инструменты, используемые субъектом для повышения точности, эффективности своей познавательной деятельности.
По нашему убеждению, средства познания делятся на три большие группы (вида): физиологические, технические и концептуальные.
Физиологические средства– первичный канал контакта человека с миром. К физиологическим средствам относятся: органы чувств, центральная и периферическая нервная система, головной мозг.
Технические средства– это разнообразные приборы и установки, являющиеся результатом технического творчества человека и используемые в познавательной деятельности.
Технические средства познания можно разделить на следующие группы:
1. Измерительные приборы и инструменты.
2. Экспериментальные установки
3. Наблюдательные приборы.
4. Аппаратура для обработки и хранения информации.
Концептуальные(от лат. concept – понятие) средства познанияявляются плодом совокупной интеллектуальной деятельности человечества. В отличие от технических средств, они не имеют материально-вещественной формы существования. Они существуют в идеальном мире – мире понятий, законов, принципов, правил.
К этим средствам относятся:
§ категории, понятия, т.е. язык науки – чем богаче, совершеннее язык, тем точнее, глубже, шире и научное познание;
§ методы научного познания – анализ, синтез, дедукция, индукция, математизация, формализация, интерпретация, объяснение, эксперимент, наблюдение, моделирование и др.;
§ формы научного познания,выступающие особыми способами фиксации знаний, способами отражения субъектом объекта – факт, эмпирическое обобщение (эмпирический закон), проблема, гипотеза, научный закон, теория, понятие, суждение, умозаключение.
§ принципы научного познания,выполняющие целенаправляющую, регулятивную роль в познании – принцип развития, детерминизма, объективности, системности и др., которые мы рассматривали на предыдущей лекции.
Средства познания оказывают двоякое, амбивалентное влияние на деятельность ученого. Позитивное влияние средств познания связано с тем, что они повышают эффективность познания, делают его более строгим, точным, ясным, экономят силы, средства, снижают затраты времени. Но средства познания имеют и негативную сторону, которая стала ясной в начале 20-го столетия. Дело в том, что любые средства познания искажают восприятие реальности самой по себе.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Для обозначения структуры процесса познания в гносеологии используется термин «познавательное отношение». Познавательное отношение – это активно-деятельностная взаимосвязь между элементами, сторонами процесса познания. Структура познавательного отношения включает субъект, объект и средства познания.