Вопрос Политическая структура восточно- славянского общества и отношение славян с соседями.

Вопрос ЗАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. СЛАВЯНСКИЙ ЭТНОС

Имя «славяне» появляется в исторических источниках в VI столетии. Именно славяне стали главными действующими лицами последнего этапа Великого расселения в VI-VIII веках. Их миграции в этот период, называемый Расселением славян, стали определяющими для дальнейших судеб славянства.

До VI века славяне, по-видимому, занимали территорию от Средней Вислы до Среднего Днепра .В течение же VI-VIII столетий они заселили весь Балканский полуостров, лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, Немана и среднего течения Западной Двины на западе, верховьев Волги, Оки и Дона на востоке, Нижнее и Среднее Подунавье, междуречье Одера и Эльбы, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до междуречья Одера и Вислы. славяне разделились на три ветви – южные, восточные и западные.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: 1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и прозвавшиеся; 2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; 3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;

4) дреговичи – между Припятью и Западной Двиной; 5) полочане – в бассейне р. Полоты; 6) кривичи – в верховьях Волги и Днепра; 7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами – Радимом, который «пришел и сел» на р. Соже (приток Днепра) и Вятко – на р. Оке; 9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов; 10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; 11) белые хорваты – в Прикарпатье; 12-13) уличи и тиверцы – между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

вопрос Политическая структура восточно- славянского общества и отношение славян с соседями.

Важнейшими элементами политической организации славянских племен были совет старейшин и вече – общее собрание свободного мужского населения племени. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Племенной князь мог избираться на время, в период военных действий. Его власть не велика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять, войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья отправляли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники – старцы градские (летописи употребляют термины «старейшины» и «старцы градские» как равнозначные. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию – общения населения с князем. Старциеградские – племенная знать, которая занималась гражданскими делами.Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. Изучение древнейших свидетельств о вече свидетельствует о том, что в нём участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось.

Выделение знатной верхушки ещё не означало широкого распространения имущественного неравенства в славянском обществе. Быт всех общинников был приблизительно одинаков. Скот находился в общем владении – это подтверждается отсутствием индивидуальных хлевов и загонов. Расслоению препятствовали на первых порах общинные традиции и обычаи..

Политической организацией восточных славян на этом этапе исторического развития была «военная демократия», характеризуемая следующими признаками: 1) участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; 2) особая роль народного собрания как высшего органа власти; 3) всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Хозяйственными занятиями восточнославянских племён в рассматриваемый период были: земледелие в его простейших формах, только к VIII веку приобретавшее пашенный характер; скотоводство; зверовой и рыбный промысел, бортничество; примитеивное ремесло общинного типа; торговля по Днепровскому и Волжскому направлениям. Главным результатом политического и хозяйственного развития восточных славян в рассматриваемый период стало складывание предпосылок для формирования государственности.

Соседями вост. Славян были на северо- западе балтийский лето-литовские и финно-угорские племена. Сильные и многолюдные восточнославянские союзы племён подчиняли своему влиянию окрестные малочисленные народы, облагали их данью. Между ними происходили столкновения, но отношения в основном были мирными и добрососедскими. Против внешнего врага славяне и их соседи зачастую выступали единым фронтом.

Собирая дань с окрестных племён, некоторые славяне сами находились в даннической зависимости от более сильных иноплеменных соседей. Так, поляне, северяне, радимичи, вятичи платили долгое время дань хазарам.

Но хазарское нашествие затронуло славянские земли лишь краем. Вскоре между землями восточных славян и хазарами установились соседские отношения. Через Хазарию шла славянская торговля с Востоком. Мирные отношения перемежались военными конфликтами: славяне стремились освободить свои юго-восточные территории, левобережье Днепра от хазарского владычества.

Восточнославянские племенные союзы вели оживлённую торговлю со своими соседями. Именно в VIII – IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который способствовал не только торговым контактам славян с окружающим миром, но и связывал воедино сами восточнославянские земли. На этом пути возникали крупные славянские городские центры – Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, которые играли позднее столь важную роль в истории Руси.

Этот путь шёл из Византии по Чёрному морю и Днепру отправлялись в сторону Рима.

Наши рекомендации