Философия о сущности и природе человека. смысл его существования

1. Понятие человека в истории философской мысли.

2. Природная основа и социальная сущность человека.

3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индивидуальность, личность.

4. Смысл жизни, смерть и бессмертие человека.

«Если философия хочет быть полезной, она должна сделать человека своей центральной проблемой»

И.Гердер

I. Тема человека для философии является традиционной и центральной. Раздел, где изучается данная проблема, называется философской антропологией. Философия изучает человека как единое целое, существо многомерное и универсальное. Вопрос о сущности и природе человека присутствует практически во всех философских школах. Л.Толстой писал, что философия есть знание о человеческой жизни, которое даст ответ на вопрос: «Для чего человеку жить?»

В античной философии – человек органическая часть Космоса «Малая Вселенная» и живет по его законам, он не свободен, мир полон тайн и даже враждебен человеку. Сократ выделил человека из космоса, и здесь берет начало философская антропология. Вечное самопознание, поиск самого себя в этом мире – это подлинный смысл жизни человека.

Эта же тема стоит в философии Востока (конфуцианство) и в индийском буддизме. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В ней заложены идеи гуманизма – человек уникальное существо, высшая ценность и цель общества.

В средние века – человек существо тварное, он ниже Бога, он лишь «лампада на ветру». Все зло от человека – это есть результат греха – уход от Бога. И через смирение и покорность творцу можно спастись. «Не вижу, не слышу, не говорю» - христианский принцип покорности и смирения. Она обращает внимание на внутренний (духовный) мир человека.

Эпоха Ренессанса – человек предмет культа и поклонения. Утверждается антропоцентризм как переход от религиозного к светскому пониманию человека.

Несет веру в силу и разум человека. Человек всемогущ и всесилен и здесь уместны слова античного поэта Софокла: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего».

Человек провозгласил себя «богочеловеком». Здесь мировоззрение природного человека, который стремится преодолеть рабскую зависимость от сил природы, он выше природы, он над ней. Человек с точки зрения этой эпохи красив, деятелен и свободен.

Новое время – человек есть механизм, сложная машина, порождение природы. Главное в человеке – его разумность. В философии французских просветителей господствует культ человека. Общество нужно устроить так, чтобы он мог раскрыть свои способности.

Правда, Паскаль считал, что человек есть лишь «мыслящий тростник», затерянный в бесконечных просторах Вселенной, это мельчайший атом, тень, промелькнувшая на миг. Это уже трагический гуманизм. Человек осознает конечность своей жизни и неумолимое приближение смерти.

Немецкая классическая философия – человек есть духовное существо, творец истории и мира культуры (Гердер, Кант, Гегель, Фихите). История общества – история становления человеческого рода. Конечная цель истории – гуманизм как состояние человечности и обретение свободы.

В Марксизме – человек совокупность всех общественный отношений. «Человек – это мир человека, государство, общество». В человеке отражается вся эпоха, в которой он живет, он универсален, т.е. богат и всесторонен с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности. Это теория социоцентризма как тип мировоззрения.

Славянская религиозная философия в своем содержании антропологична, обращена к душе человека. Бог и человек – смысл истории. Она звала человека к высокой нравственности, выраженной в совести. Н.Бердяев писал, что человек – это живое противоречие, где есть все – богоподобное и звероподобное, свободное и рабское, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и эгоизму. Эта философия всегда была нравственно ориентирована (В.Соловьев «Учение о люби»). Миссия человека – достижение гармонии с миром, умножение любви ко всему живому.

XX век – кризис гуманизма. А.Блок писал:

«Двадцатый век... Еще бездомный,

Еще страшнее жизни мгла.

Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла»

Культ человека бесперспективен, поскольку порождает в нем самоуверенность, амбиции, вместо работы над своей духовностью. Вражда с природой, вещь выше человека, поражается сама его природа, его душевно-эмоциональная жизнь, он не принадлежит себе, он часть гигантского и бездумного механизма, человек вытесняет духовность своей среды обитания, исчезает любовь, сопереживание. Это «постчеловек», идущий на смену естественному человеку, вышедшему из природы. Это рыночный человек, где продается все, даже улыбка.

Таким образом, тема человека является – непреходящей, осмысливается с разных мировоззренческих идей. История антропологии – это история осмысления процесса, выделение человека из внешнего мира, противопоставление ему и, наконец – слияние с ним, обретение всеединства – (русская религиозная философия).

ІІ. Основы учения о происхождении человека естественным путем были заложены И.Дарвином, Гексли, Геккель и др. Сторонники учения Дарвина выдвинули гипотезу о происхождении человека от обезьяночеловека «неговорящего питекантропуса», - самостоятельной зоологической формы, которая не есть уже и обезьяна, но ещё и не ни человек. Науке известны многочисленные останки «переходных существ». И она пытается раскрыть истинную родословную человека. Есть другие гипотезы, но доказательств нет.

Человек выделяется из мира животного благодаря активной производственной деятельности. Начало перехода – создание орудий труда, именно тот момент, когда производство орудий труда превращается в особую потребность, без удовлетворения, которой невозможна сама жизнь. Это особая социальная потребность.

Роль языка

Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыта. Язык – величайший революционер, он обеспечил формирование нового типа опыта, а именно идеальную форму предметного мира. Изготовление даже примитивного предмета требует мышления, сознательного использования жизненного опыта. До человека существовало дологическое, то есть наглядно-образное мышление. И сейчас есть важные средства человеческой коммуникации – жест, ритм, мимика, выражение глаз и т.д. Но наиболее адекватно мысль выражается в языке, т.к. само слово уже есть общее. Даже внутренняя речь осознана и требует оформления. Конечно, восприятия сложнее, чем то, что определяется словом. Не все в наших переживаниях осознанно. Но то, что родилось в мысли, требует своего осмысления, хочет быть услышанным.

Все знают о «муках слова». Фет писал:

Как беден наш язык!

- Хочу и не могу.

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною,

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец,

Пред этой ложью роковою.

Человек не может в одиночку «удержать человеческую суть сознания». Если абсолютно изолировать человека на полтора месяца, это приведет к гибели его сознания. Поэтому органически человеческое сознание возможно лишь как общественное. Оно человеческое потому, что осознает все, что сделано предыдущими поколениями. Язык – это история человеческого сознания в словах. Познавая язык, человек становится личностью, а значит, существом историческим. Исторический человек начинается с момента осознания себя и своей истории. Ясперс считал, что конец мифологии начинается тогда, когда человек ищет опору в самом себе и в своей истории (500 лет до н.э.). Человек живет ни только настоящим, ему нужен прошлый опыт поколений, поэтому большое значение в становлении человека имеет письменность.

Таким образом, можно представить становление человека в виде процесса:

1) П-Д-П1-(потребность – деятельность – новая потребность)

ор

2) философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru П - Д-П1

тр

ор общ

3) философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru П - - Д-П1

тр отн

ор общ созн

4) философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru П - - - Д-П1

тр отн язык

ор общ созн цели

5) философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru философия о сущности и природе человека. смысл его существования - student2.ru П - - - Д-П1

тр отн язык интересы

6) П-СТД-П1 (СТД – свободная творческая деятельность)

Можно добавить – становление человека – орудие труда – труд – коллектив – язык – рука – походка.

Формирование человека происходит в обществе, где он создает уникальное человеческое бытие, это вытекает из философской концепции антропологизма, т.е. учения о социальной и биологической сущности человека. Человек часть природы, живое телесное существо, имеет родовидовые признаки, свои устойчивые вариации – Раса – набор определенного генотипа, который выражается в специфических анатомических и физиологических признаках.

Природно-биологическая организация оказывает влияние на жизнь человека – большую часть своего времени всех сил человек использует для удовлетворения своих биологических потребностей. Это составляет основное содержание материального производства, этому была подчинена и социальная организация людей – род – племя – семья – государство, моральные и правовые нормы.

Но человек делает себя человеком в обществе. Они возникли и формировались в единстве, это длительный процесс, который насчитывает несколько миллионов лет.

III. С точки зрения К.Маркса - «человек» - это предельно общее понятие, которым обозначают субъекта исторической деятельности, познания и общения.

Оно употребляется для характеристики всеобщих качеств и потребностей, присущих всем людям.

Маркс стремится подчеркнуть, что существует такая исторически развивающаяся общность как человеческий род, человечество, которое отличается от всех материальных систем способом жизнедеятельности.

Для изучения отдельного человека философии (да и в педагогике и психологии) применяется понятие «индивид» - это отдельный человек, представитель человеческого рода. «Индивидуальность» - особенности, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду, ее самобытность. Ф.Ницше говорил: «Прежде всего, не смешивай меня с другим». Что касается «индивидуализма» - то это означает замкнутость человека на самом себе, противопоставление себя другим и миру в целом.

Говоря о «личности», философия имеет ввиду социальные качества индивида, приобретенные в общественной жизни (воспитание, самовоспитание). Личность – это совокупность всех общественных отношений. Она обладает прежде всего духовными качествами, динамична, творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность – это всегда творчество, победа и поражение, преодоление рабства и обретение свободы. Личность – это целый мир человека, он несет на себе печать конкретной эпохи (Чичиков, Тарас Бульба).

Структура личности:

1) биологическая подсистема (темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

2) психологические элементы (память, эмоции, ощущения, восприятие мышления, воля);

3) подструктура социального типа (приобретенные знания, навыки, умения, привычки);

4) подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, убеждения, кругозор, индивидуальная картина мира).

Различают биологическое и социальное внутри этих структур. Личность необходимо рассматривать в связи с деятельностью.

Социализация личности: (развитие, воспитание, вхождение человека в социальную среду, приобщение к системе социальных связей.

Человек здесь субъект и объект социальных отношений. Он формируется через общение с другими. Без общества невозможна ни самооценка, ни самосознание. Даже Сократ в своем принципе «познай самого себя» - рассчитывает на помощь из вне – «Дайминион» – сила, сообщающая ему смысл всего мироздания.

Он имеет свою среду обитания – социальный мир, где переплелись хаос и гармония, разум и безумие, любовь и ненависть. Человек свободен и несвободен. Несвободен, т.к. существует внешний мир, который диктует выбор форм и способов деятельности. «Человек рожден, чтобы быть свободным, а между тем он везде в оковах». (Руссо).

Но он и свободен – это его фундаментальная ценность, но она должна иметь пределы – иначе превратится в произвол. Личная свобода должна предполагать свободу другого. Свобода предполагает ответственность и долг.

Если такие понятия как «труд» - «познание» - «культура» - выражают сущность человека творящего, то понятие – «свобода» - «смысл жизни» - «цель» - «счастье» - раскрывают человека, ищущего себя в этом мире.

Таким образом, человек сложный синтез биологического и социального. Он живет по законам двух миров – природного и социального. В социальной среде человек формируется как личность. Биологическое и социальное наслоились друг на друга. Но под воздействием социального природное становится культурным, благородным. Граница между природным и человеческим – в приобщении к культуре. Под влиянием социального биологическое изменяется, может носить негативный характер (снижение физических нагрузок, идет разрушение биосферного, природного в человеке).

Таким образом, Человек – это живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой процесс сознательного, целенаправленного преобразования природы и самого человека, процесс, который основывается на материальном производстве и совершающийся в системе общественных отношений.

IV. Смысл жизни – в самой жизни. Творить добро, значит, творить жизнь – в этом великое предназначение человека. Его миссия в том, чтобы помешать миру исчезнуть. В нем есть все и он способен к созиданию жизни во всех ее проявлениях, и если может – значит обязан. Смысл в том, чтобы состоятся человеком, творцом и созидателем. Кто не ценит жизнь, тот не достоин ее (Леонардо да Винчи).

Понятия «цель» и «смысл жизни» однозначно определить трудно. Они во много зависят от религиозных, атеистических, философских, этических и практических установок личности. Это вопросы о том, зачем и ради чего живет человек?

Понятие «смысл» связано с понятием «содержание» - все бессодержательное лишено смысла.

Далее, о какой жизни мы должны заботиться? О вечной или о том кратком миге, который зовется земной жизнью? Если это так, то прав Сократ – смысл земной жизни в подготовке к вечной. Тело – темница души, стоит ли заботится о нем, а тем более любить.

В средние века – аскетизм, умерщвление плоти – высшая добродетель.

Эпоха Ренессанса нравственно реабилитировала земные радости и чувственные страсти человека. Смысл и цель – достижение счастья и блаженства на основе познания земного мира. Но гуманизм возникает вместе с индивидуализмом – (индивид видит цель жизни в самом себе, а смысл – в получении удовольствия, безнравственных наслаждений нет). Такой индивид становится опасны для других и общества.

Эгоцентризм ведет к анархизму, нигилизму, к бунту против любого общественного порядка.

Наряду с возвеличиванием собственного «Я», в философии существует противоположная тенденция отрицание достойной цели, ценности человека. Особо звучит это в философии экзистенциализма – жизнь бессмысленна и абсурдна – смерть есть проявление высшей свободы и это цель существования («учиться жить – значит учиться умирать» К.Ясперс).

В культе страдания, в воспевании смерти, во всем тотальном пессимизме находят отражения не только трагизм исторической эпохи, но и зыбкость человеческого существования.

Проблема смысла и цели нашего бытия всегда была в центре и художественной литературы. Вспомним «Фауста» Гете, где в основе интриги лежат поиски смысла и цели жизни. Фауст с горечью отмечает, что он прожил жизнь и не знает, в чем ее смысл:

«Я богословьем овладел, над философией карпел,

Юриспруденцию долбил и медицину изучил,

Однако я при этом всем,

Был и остался дураком».

Он проживает долгую жизнь, полную поисков и любовных приключений, но не увидел смысла жизни и лишь на склоне лет, в своей второй старости понимает – жить надо не для себя, а для других. Это прозрение стоит ему жизни, но его душу Мефистотель не получает, ее берет Бог!

В заключение скажем – Жизнью надо дорожить,

Чтоб до старости прожить,

Постараться быть счастливым,

Добрым, умным и красивым.

А красота человека – в его внутреннем благородстве, высоких идеалах, достоинстве, мудрости жизни, которую можно выразить словами Ницше: «тот, кто имеет чем жить, может вынести любое как».

Наши рекомендации