Идеалистическая парадигма о сущности и природе человека

II русло философской мысли — объективный и субъектив­ный идеализм — в качестве природы человека рассматривает духовную субстанцию, которая объединяет в единое целое из­меняющиеся психические состояния, находясь «вне», «позади» психической феноменологии.

Гегель рассматривает человека как духовную индивиду­альность и описывает три стадии становления свободной ин­дивидуальности как стадии «одухотворенной» индивидуально­сти. В процессе становления он различает ступени движения духа к субъекту.

На I ступени духовная индивидуальность выступает как природно обусловленная единичная сущность, «плененная те­лесностью», ещё «пустая и ничтожная».

На II ступени духовная индивидуальность «преодолевает» свою природность и единичность, наполняя себя социальным содержанием в ходе социальных отношений.

На III ступени духовная индивидуальность возвышается и над природным и над социальным, достигает уровня самосоз­нания и таким образом освобождается от всего «внешнего», получая возможность самоопределения. Не имея возможности до конца самораскрыться во внешнем мире, духовная индиви­дуальность находит внутри себя основы своего существования. Гегель'придает самосознанию «Я» человека особое значение в реализации индивидуальности.

Большой интерес представляют воззрения на сущность че­ловека философов-экзистенциалистов и представителей фило­софской антропологии. В экзистенциализме имеются направ­ления: материалистическое, которое представляют Ж. Сартр, А. Камю, и идеалистическое — Хайдеггер, Ясперс, Фромм. Один из первых экзистенциалистов Хайдеггер понимал ЭК-зистенцию как «нахождение во вне». Им экзистенция понима­ется экстатически, исходя из неоплатоновских представлений об «экстазе» — мистическом слиянии с божеством [127].

Истинная природа человека, по Ясперсу, трансцендентна. В Боге человек обретает опору, покой, устойчивость, цель жизни, всеобщность и целостность. Человек есть подлинное только как трансцендентное бытие, как «божественная сущ-

ность». Сама экзистенция возможна только в соотнесении с трансценденцией. Вот основные выводы, к которым приходит Ясперс [127].

Очень близкая мысль была в свое время высказана и Н. Бер­дяевым. Суть человека, по его мнению, заключается в способ­ности выйти за пределы самого себя как социально-биологи­ческого существа и как-то отнестись к самому себе [17].

Один из основателей современной философской антропо­логии М. Шелер сущность человека определяет внеестествен-ным, вневременным принципом, который обозначается как «дух». Понять сущность человека, его дух, можно только, вы­яснив место человеческого духа в структуре бытия. Дух свобо­ден от природы и внешнего мира, он есть принцип высшего порядка, который противостоит темным силам биологическо­го «порыва». Личность связана с духом, есть форма его прояв­ления. В сознании человек как бы выходит за пределы самого себя, занимает, позицию над ситуацией [168].

Таким образом, вне материалистической парадигмы чело­века представления об индивидуальности человека часто со­относятся с сущностью, экзистенцией, которая представлена духом.

В рамках идеалистической психологии всегда существова­ли понятия о душе, духе как о «вневременной» идеальной суб­станции.

Согласно В. Штерну, внутри человека существует актив­ное целеполагающее начало, организующее и объединяющее все свойства и функции личности в независимое индивидуаль­ное целое. По мнению В. Штерна, сущность человека — его отношение к Богу; именно в отношениях с Богом происходит духовное возрождение индивидуальности — единства много­образного [214]. Такая телеологическая направленность инди­видуализма В. Штерна объединяет его с теологией.

Э. Шпрангер, другой представитель «понимающей психо­логии», определял путь развития личности как ряд духовных превращений, направленных на реализацию идеальной духов­ной структуры, телеологически определяющей реальную ду­шевную структуру [214].

У В.Джемса есть понятие естественной личности, которая состоит из элементов, образующих физическую личность, со­циальную личность и духовную. Для духовной личности харак-

терно стремление к духовному прогрессу: умственному, нрав­ственному и искуплению греха [58].

У русских религиозных философов и идеалистических психологов психика отождествлялась с душой и рассматрива­лась как «деятельная нематериальная субстанция, сознающая себя» (Лопатин), «вневременная субстанция» (Грот), «душа есть во плоти действительный дух и простая, невещественная, бессмертная» (Галич).

Чтобы был понятен смысл представлений о природе пси­хики и человека религиозных философов, необходимо рас­смотреть богословское учение о человеке.

Для отечественной психологии наиболее целесообразно знакомство с национальной религией — восточным христиан­ством.

Наши рекомендации