История античного искусства включает в себя несколько этапов
Ø эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н.э.)-достигает расцвета искусство мастеров Крита, растет творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове.
Ø гомеровский (XI-VIII вв. до н.э.)-характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики и мелкой пластики геометрического стиля.
Ø архаический (VII-VI вв. до н.э.) – время возникновения самостоятельных городов-государств на Балканском полуострове и бурного развития искусства.
Ø классический (V-IV вв. до н.э.) –В его пределах различают раннюю классику(первая половину пятого века до н.э.) ,высокую классику (третью четверть 5 века до н.э.) и позднюю классику (4 век до н.э.)
Ø эллинистический (III- I вв. до н.э.) – характеризуется широким распространением культуры эллинизма среди народов, живших в бассейне Средиземного моря.
Преддверием античной культуры явл. Эгейская культура-архитектура, скульптура и росписи Крита, Микен, Тиринфа. XII век до н.э. явился переломным моментом истории народов живших на берегах Эгейского моря. Ахейские города - Микены, Тиринф, Пилос гибнут от нашествия дорийских племен. XII век-начало пути развития Греции «гомеровской эпохи» ,формирование нового типа культуры в целом и худ культуры в частности. В период архаики прославляются архитекторы, вазописцы и даже рачительные земледельцы. В период архаики проявились важнейшие тенденции, характерные для высокоразвитой художественной культуры. Переход от архаики к классики был в значительной степени обусловлен серьезными социально-политическими событиями: борьбой рабовладельческой демократии и тирании, ожесточенной войной греческих полисов с персами. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойствен узкий профессионализм. Здесь же закладываются тенденции, получившие определенное развитие искусства в эллинизме. Искусство эллинизма характеризуется исключительно интенсивным развитием всех худ. Форм, связанных как с греческими ,так и с «варварскими» принципами культуры, с наукой и техникой, философией и религией.
Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо, прежде всего, сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.
Греческая эпоха античной культуры: Греки в то время жили в многочисленных городах-полисах. Др. Греция никогда не образ ед гос-ва, оставаясь этнической и культурной, но не полит реальностью. Греки обладали особым типом ментальности, основу кот объясняет мифологическое переживание, созерцание мира. Греч дух чествовался в поэмах Гомера, Гесиода. Мифология дает представление об эволюции первопринципа античности. Античное мироощущение «Пластично». Типологический анализ античной к-ры предполагает выяснение сущности противоречия между чувственностью и разумностью, кот выразилось в борьбе двух тенденций – «дионистической» и «аполонической». Полисное мироощущение в центр ставит гражданина, т.е. человека. У каждого индивида были права. Греч состязательность содействует нравственности, появление диалектики.
Культура античной Греции – это великолепнейший этап в развитии мировой к-ры.
Римская эпоха античной культуры:
Рим был основан в 753 г. до н.э. Это примерно то время, когда начиналась архаическая эпоха древнегреч культуры. Т.о. Рим и Греция современники и сверстники. Спец выделяется римский период античности. Обычно его наступление датируют 30г. до н.э., т.е. датой, отстающей от основания Рима на целых 723г.
Основные черты к-ры др. Рима:
Ø с самого начала несла упадка и начала
Ø это культура повтора, культура заимствований
Ø государство выходит на 1-ый план, это признак цивилизации
Ø жесткий, военизированных хар-ер гос-ва эпохи античной к-ры
Ø утилитаризм (стремление из всего извлечь пользу)
Ø нарастающий эклектицизм
Рим вошел в сокровищницу мировой к-ры. Римская душа – юридическая душа. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Разрушенный, разграбленный варварами в 4- 7 вв. Рим опустел, среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить. Худ. образы Древнего Рима вдохновляли мастеров. Таким образом , культура древнего Рима - завершающая фаза в развитии древнегреческой культуры.