Законы диалектики как всеобщие принципы развития
природы, общества и мышления
В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики. Гегель выделяет три закона диалектики: «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Эти законы не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве.
Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями и говорит о том, что в процессе развития «количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений».
Качественное изменение обозначает возникновение нового объекта, предмета, явления. Понятие «качество» следует отличать от свойств предмета.
Качество — это внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность свойств, без которых предмет уже перестает быть данным предметом. А свойство более элементарно, это — как бы одна сторона качества.
Изменение свойств, их накопление характеризуют количественные накопления в рамках одного качества. Количество — это внешняя определенность по степени различения предмета со стороны его пространственно-временных характеристик (размеров). Поэтому количество не выражает сущность предмета, а лишь его выделенные количественные свойства. Если качество предмета принадлежит только одному предмету, то количественные параметры различных предметов и явлений могут совпадать, например, у разных предметов могут быть одинаковые размеры. Мы можем, например, сравнивать слона с неодушевленным предметом, например, со столом. Но сравнение это идет лишь по их количественным характеристикам, которые безразличны в данном случае к качеству данных объектов, т.е. к тому, что одно из них есть живое существо, а другое нет.
Качество отражает сущность предмета, а количество, в первую очередь, его форму. В реальности, выделение качества и количества объекта является лишь операцией абстрактного мышления. Нет качества без предшествующих ему и происходящих в нем всегда количественных изменений, так же как любое количественное изменение является результатом какого-то качественного изменения.
Поэтому Гегель в качестве понятия, фиксирующего единство количественных и качественных изменений в одной системе, выделял «меру», которая и выступала пунктом перехода (разумеется, лишь мыслимого) от количества к качеству, отражающего сущность объекта. Таким образом, качество, количество и мера суть лишь ступени развития, формы бытия.
Закон перехода количества в качество говорит о том, что в любом предмете как определенном качестве происходит накопление количественных изменений, которые на определенном уровне развития предмета (перешагнув меру) приведут к изменению его качества, т. е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет, новое качество порождает серию новых количественных изменений, делая тем самым процесс развития бесконечным.
Закон перехода количества в качество характеризует сам механизм процессов развития. При этом скорость протекания процесса развития конкретных объектов может быть различной. Развитие может носить как эволюционный, постепенный, так и скачкообразный характер. Например, в социальной практике резкий революционный переход («скачок») сопряжен со сложностями восстановления равновесия в общественном развитии, т. е. обеспечения его недостающими количественными изменениями.
Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. Он говорит о том, что развитие основано на наличии в любом предмете противоречивых сторон. Это обусловлено неоднородностью и бесконечностью свойств, частей, сторон любого предмета или явления. На определенном уровне они могут находиться в гармоничном единстве, тождестве. Последнее является таким состоянием предмета или явления, когда внутренние противоречия их скрыты, существуют в потенциальной форме. Однако постепенно, за счет количественных накоплений различия между противоречивыми сторонами предмета или явления усиливаются и на определенном уровне достигают такой степени, что начинают отрицать друг друга. Противоречия, которые до этого находились в единстве, начинают выступать как противоположности, что приводит к разделению единого предмета на противоположные стороны. Внутренние тенденции развития этих сторон усиливаются, вплоть до конфликта. Происходит разрешение противоречий, которое может иметь разные варианты: от эволюционной адаптации противоречивых сторон предмета друг к другу до их полного разрыва и создания противоположных предметов с собственными новыми качествами. Таким образом, развитие представляет собой процесс не только разрешения противоречий, но и создание новых, и весь диалектический путь повторяется заново. Именно поэтому процесс развития носит бесконечный характер.
Закон отрицания отрицания означает, что в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой — отрицанием этого отрицания, т. к. воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве некоторые свойства и качества отрицаемого предмета. В процессе любого развития диалектически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы и моменты преемственности, т. е. сохранения свойств старой системы при обогащении их новым качеством. Закон отрицания отрицания выступает прежде всего как синтез, т. е. достижение нового качественного содержания не путем простого их суммирования, а за счет преодоления противоречивых сторон предмета. Это дает основания в более общей форме обозначать его как «закон диалектического синтеза». Это обеспечивает, с одной стороны, изменение и появление нового предмета, а с другой, сохраняет его генетическую связь с предшествующими явлениями и предметами.
Таким образом, в процессе развития закон отрицания отрицания характеризует направленность изменений, их преемственный характер и бесконечность. Поскольку граница перехода от одного качества к другому представляет собой некое посредствующее качество, соединяющее в себе старые качества предмета и потенциальные качества нового предмета, то старое качество и новое качество в этом смысле тождественны, находятся в рамках единства.
Проанализированные законы диалектики тесно взаимосвязаны между собой, являясь сторонами одного процесса развития, характеризуя его с разных сторон. Мы не можем говорить о переходе, например, количества в качество без рассмотрения вопроса об отрицании старого качества и возникновении нового, что, в свою очередь, нельзя объяснить, не выявив те противоречивые тенденции, которые заложены в любом предмете и явлении. В то же время каждый из этих законов характеризует вполне конкретную сторону процесса развития, которую можно рассмотреть относительно обособленно.
Законы диалектики являются важной частью определенной философской культуры. Они образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий нам диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. И в данном случае даже не важно, строится ли это пони мание на идеалистической основе, когда мир выступает в качестве инобытия абсолютного духа, как это было у Гегеля, и когда данные законы суть лишь законы развития понятий, или, на материалистической основе, когда законы диалектики трактуются как общефилософские законы самой действительности. И в том, и в другом случае ценность и эффективность диалектического подхода заключается в целостном понимании мира, в котором все его части органически взаимосвязаны.
Противоположными диалектическим принципам являются метафизические принципы. Учение о движении и развитии, исходящее из данных принципов, называется метафизикой. Метафизические принципы состоят в следующем:
(A) Основными источниками движения признаются только внешние причины. Это утверждение ведет либо к отрицанию причин движения вообще, либо к введению существования перводвигателя, который движет все, а сам неподвижен. Такое логически противоречивое понятие вводил Аристотель. Вышеприведенный метафизический принцип не совместим с принципом взаимопроникновения противоположностей, который говорит о том, что основными причинами движения являются внутренние причины (а именно взаимопроникновение противоположностей). Разумеется, диалектика не отрицает и внешних причин.
(Б) За основные принимаются количественные изменения, а не качественные. В яркой форме этот принцип был выдвинут преформизмом. Подобный принцип несовместим с диалектическим принципом перехода количественных изменений в качественные.
(B) Утверждается, что в процессе развития отсутствует преемственность между старым и новым. Примером реализации этого принципа является теория катаклизмов Кювье. Подобный принцип несовместим с диалектическим законом отрицания отрицания.
Принцип детерминизма
Следующий круг философских вопросов в теории диалектики связан с решением проблемы обусловленности существования и развития мира. В своей наиболее общей, предельной форме это есть вопрос о том, выступает ли бытие неким упорядоченным образованием или представляет собой неупорядоченный хаос.
Любое явление можно проанализировать через действие некоторых причин, приведших к его возникновению, также как и само оно может исследоваться как причина других явлений. Философские позиции здесь могут значительно отличаться друг от друга, особенно когда речь заходит о предельных основаниях обусловленности мира. У одних философов существование мира связано с естественными причинами, у других творцами его являются бог или мировой разум. Таким образом, любая будь то идеалистическая или материалистическая философская система, построенная на принципах рационального объяснения бытия, необходимо затрагивает проблему всеобщей обусловленности явлений и процессов в мире, которая и обозначается понятием «детерминизм».
В основе детерминистического подхода лежит понимание того, что любое событие, любой факт, явление и т. д. имеют свою причину и могут выступать причиной другого события, факта или явления.
Понятие причины является центральным в детерминизме и выступает как генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием. Т. е., иначе говоря, во взаимодействии между различными явлениями можно выделить разные типы таких взаимодействий, одним из которых является причинно-следственное.
В диалектическом подходе к миру это реализуется в выделении принципа причинности. Главным признаком причинной взаимосвязи выступает порождающий характер причины по отношению к наступающему следствию, ее необходимый характер и то, что причинно-следственные отношения реализуются в определенной пространственной и временной непрерывности. Переносимое вещество, энергия или информация изменяются при взаимодействии с другим объектом, что является фактором появления новых предметов.
Понятие «детерминизм» шире понятия «причинности», т. к. сюда включаются, например, непричинные типы обусловливания. Причинность -–это связь порождения. Такие связи как «функциональная связь», «связь состояний», «вероятностная детерминация», «целевая детерминация» не могут считаться причинными связями, хотя это детерминация.
Детерминистический подход к анализу любых явлений составляет важную часть особой диалектичной культуры мышления, важнейшим признаком философского объяснения мира, моментом философской рефлексии. Диалектическое проведение принципа детерминизма осуществляется через систему категорий, некоторые из которых называются парными категориями, отражающими двойственный характер любого объекта, содержащего в себе находящиеся в единстве противоречивые стороны и тенденции Это — рассматриваемые в отдельности полярные варианты разных тенденций.
В некоторых случаях отношения детерминации принимают повторяемый и упорядоченный характер, что придает им характер определенных закономерностей. Закономерность является характеристикой причинного типа детерминации, когда все явления и события в мире объясняются через реальные, объективные взаимосвязи и отношения между ними. Детерминация в этом случае реализуется через объективные законы. Таким образом, закономерность выступает как проявление взаимосвязанного и упорядоченного характера во взаимодействии предметов, явлений, событий в мире и связана с выявлением законов этого взаимодействия как существенной, повторяющейся, необходимой и устойчивой связи между ними.
Законы могут быть самыми различными и отличаться друг от друга по степени общности (от наиболее общих, абстрактных, философских до конкретно-эмпирических), по сферам бытия, по предметам исследования в разных науках (законы общественные, законы природные, законы мышления, законы конкретных наук и т. д.), по детерминационным отношениям (статистические или динамические).
4. Категории диалектики как ступени углубления познания.
Категории в философии – это общие, фундаментальные понятия, отражающие и выражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения в реальной действительности и в познании. Категории – это формы и организующие принципы мышления, они выражают свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и концентрированной форме.
Философские категории необходимости и случайности характеризуют противоречивость детерминационных отношений в мире. С одной стороны, причинная обусловленность и закономерность базируются на необходимости наступления тех или иных событии, следствий, в результате действия каких-то причин. С другой стороны, в мире присутствует фактор случайности. В истории философии это приводило к прямо противоположным концепциям: либо создавались философские системы, в которых либо абсолютизировалась роль необходимости, а случайность рассматривалась как выражение конкретно-исторической непознанности объектов, либо, напротив, абсолютизировалась роль случайности, что вело к отрицанию детерминизма в мире и, как следствие, к отрицанию его познаваемости.
С диалектических позиций случайность и необходимость взаимосвязаны и представляют собой две стороны одного процесса развития. Развитие не носит однолинейного характера, оно осуществляется в реальном мире, и на него могут воздействовать как внутренние причины, так и внешние обстоятельства. В этом плане можно было бы сказать, что наличие случайности в мире необходимо. Так уже Гегель отмечал, что данные категории нельзя мыслить друг без друга, они предполагают друг друга. Любой процесс развития, выступая как необходимый, т. е. подчиняющийся законам, реально осуществляется через массу случайных отклонений. Таким образом, необходимость означает, что обусловленное законами событие обязательно наступит, а случайность это нечто такое, что может быть и может также и не быть, может быть тем или иным. Преодоление этого случайного есть задача познания. Случайность определяет время и форму проявления событий, отражая фактор неоднозначности развития, которое выступает как целый спектр возможностей и вариантов реализации закономерностей. Необходимость прокладывает себе путь через массу случайностей, т. к. определяющие характер ее реализации внешние обстоятельства могут быть недоступны нашему познанию.
Возможность и действительность.Данная пара категорий затрагивает еще один момент относительности мира. Действительность — это все то, что нас окружает, то что уже существует, или, как отмечал Гегель, это «наличное бытие объекта». Можно сказать, что это актуальное бытие. Возможность же — это потенциальное бытие, т. е. еще нереализованное бытие. Это некоторая тенденция развития, которая может реализоваться, а может и не реализоваться. Возможность и действительность взаимосвязаны. С одной стороны, действительность содержит в себе самые разнообразные возможности развития того или иного процесса, его потенциальное будущее. С другой стороны сама действительность есть результат реализации одной из возможностей. Количественная оценка возможности осуществления случайных событий связана с категорий вероятности как своеобразной меры возможности, когда мы можем говорить о наступлении того или иного события и формах его проявления с определенной долей вероятности.
Свобода и необходимость.Эти категории отражают особенности человеческой деятельности в рамках взаимоотношения Человека и Мира. Существуют концепции, которые отрицают свободу человека в силу того, что он включен в систему детерминационных отношений, а следовательно, все его поступки обусловлены и зависят от соответствующих причин. Даже если человек думает, что он поступает свободно, всегда можно показать зависимость этой свободы от других людей, от обстоятельств и многих других факторов (позиция метафизического детерминизма). Этому противостоят концепции, говорящие о том, что, поскольку человек обладает разумом и может сам влиять на изменение цепочки событий, даже противостоять им, то в мире может быть реализована абсолютная свобода воли человека (экзистенциализм). Правда, философы оговариваются, что условием этого должны быть определенные, часто экстраординарные условия.
По-видимому, правы и те, и другие, а, следовательно, в абсолютном отношении -— никто. Действительно, при желании любые, даже самые иррациональные действия человека можно объяснить и выстроить систему детерминант, приведших к ним. В мире нет ничего абсолютного, в том числе и свободной воли, т. к. в мире все взаимосвязано. Как отмечал Гегель, свобода воли это не просто голый произвол, который представляет собой лишь формальную свободу. «Свобода, не имеющая в себе никакой необходимости, и одна лишь голая необходимость без свободы суть абстрактные и, следовательно, неистинные определения. Свобода существенно конкретна, вечным образом определена в себе и, следовательно, вместе с тем необходима». Но в то же время также нельзя говорить и об абсолютной зависимости человека. Ведь он имеет возможность выбора, возможность альтернативных действий и поступков, и для этого вовсе необязательны экстраординарные условия (как на этом настаивает экзистенциализм), хотя они могут обострить ситуацию выбора, как бы подтолкнуть человека к тому или иному решению, не столько на основе рациональных рассуждений, сколько под воздействием эмоций и инстинктов. Таким образом, выбор — это предпосылка свободы и то общество, которое дает наибольшие возможности для выбора, является более прогрессивным.
Сущность и явление. Существующие в мире детерминационные отношения позволяют особым образом характеризовать процесс познавательной деятельности человека. С одной стороны, человек стремится познать сущность вещи, предмета, явления, события, с другой стороны, эта сущность как бы закрыта от него массой случайного, несущественного для данного объекта. Поэтому сущность вынужденно проявляется для познающего своей отдельной стороной, постигая совокупность которых, человек приближается и к познанию сущности как таковой.
В этом плане сущность — это всегда нечто абсолютное, а поэтому полностью недостижимое. Мы можем, например, считать, что абсолютно познали законы природы, приняв какую-то физическую концепцию (например, Ньютона). Но проходит время и оказывается, что наши знания о физическом мире были весьма неточны и неполны и что возможно другое физическое описание мира. Познаем ли мы в этом плане сущность или нет? С одной стороны, конечно, познаем, на этой основе можем прогнозировать и объяснять те или иные явления. А с другой, наше знание остается относительным, т. к. эту сущность мы познаем через явления, которые доступны для нас настолько, насколько позволяют наши возможности и зачастую непредсказуемая глубина и сложность объекта познания.
Поэтому полная или абсолютная сущность, как отмечал Гегель, это само бытие. Таким образом, познавая явления, мы тем самым познаем и какие-то стороны сущности, приближаемся к ее глубинам. Это определяет относительность наших знаний о бытии в целом, и в то же время это означает, что мы тем не менее познаем мир и можем получить знание о различных его аспектах.
Форма и содержание— еще одна реализующаяся в данной паре категорий сторона диалектики познавательной ситуации. Любое явление проявляется для нас в определенной форме. Форма фиксирует разными выразительными средствами содержание и характеризует тем самым момент устойчивости познанных нами существенных черт объекта. Форма подчеркивает устойчивость содержания, момент его статичности, определенности. Это — оформление сущности в конкретно-исторический момент ее познания, улавливание тех повторяющихся и необходимых связей, которые мы считаем закономерностью. Поэтому как форма не может существовать без содержания, также и содержание без формы. Содержание всегда каким-то образом оформлено, а форма всегда оформляет некоторое содержание. Это общефилософская закономерность подтверждает себя и в объективном мире, что позволяет говорить о соотношении формы и содержания в материальных системах. В этом случае содержание — это все то, что имеется в материальной системе, включая как ее элементы, так и структурные связи, а форма — это внешнее выражение, конкретная реализация типа существования данной системы. Поэтому одно и то же содержание может иметь разные формы своего выражения. Например, демократическое устройство ряда государств может выражаться как в парламентской, так и в монархической форме. И напротив, за одинаковой формой может быть скрыто различное содержание.
Категории диалектики как ступени углубления познания.
Категории в философии – это общие, фундаментальные понятия, отражающие и выражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения в реальной действительности и в познании. Категории – это формы и организующие принципы мышления, они выражают свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и концентрированной форме.
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - филос. категории, отражающие всеобщие формы объективного мира, его познания и практич. деятельности людей.
Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
Явление - то или иное обнаружение предмета, внешние, непосредственно-данные формы его существования.
В мышлении категории сущность и явление выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
В античной философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из к-рых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувственному бытию, т.е. совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувств. нематериальный характер, вечна и бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той «материи», из к-рой строится вещь. В ср.-век. философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В философии Нового времени противопоставление сущности и явления приобретает гносеологический характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.
Кант, признавая объективность сущности («вещи в себе»), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в ее самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Преодолевая метафизич. противопоставление сущности и явления, Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектич. идеализме Гегеля явление истолковывалось как чувственно-конкретное выражение «абсолютной идеи», что влекло за собой неразрешимые противоречия.
Диамат: сущность и явление— универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта.
Категории сущность и явление всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Явление богаче сущности, оно включает в себя не только обнаружение внутр. содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - филос. категории, во взаимосвязи к-рых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.
В истории философии понятие «форма» долгое время выступало в единстве с понятием «материя», означающим сохраняющийся субстрат всех изменений.
В Новое время Ф.Бэкон, исходя из многокачественности «материи», утверждал примат последней над формой. Кант выдвинул тезис, согласно к-рому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Кант выдвинул на первый план новый аспект — вопрос о содержании и форме мышления. Для более адекватного выражения сущности отношения между «материей» и формой Гегель ввёл категорию «содержание»: содержание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, отношение между содержанием и формой есть взаимоотношение диалектических противоположностей, т. е. их взаимопревращение.
Маркс и Энгельс развили введённое Гегелем различение содержания и материального субстрата вещи («материи»). Марксизм понимает развитие как борьбу содержания и формы, составными моментами к-рой являются взаимопереход содержания и формы и «наполнение» старой формы новым содержанием. Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание.
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ - филос. категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие к-рого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление; последнее называют следствием.
Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответствующем отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области обществ. наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.
Причина и следствие суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия. Только мысленно изолируя отдельный его акт и абстрагируясь от обратного влияния, произведенного на источник порождения, можно говорить оо одностороннем действии причины на следствие. В реальных процессах следствие не является пассивным, оно может воздействовать на свою причину.
В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и соответственно — многообразие причинно-следственных зависимостей. В совр. науке классификация причинно-следственных связей проводится по различным признакам.
Понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологич. функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следств. цепи — от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.
Классическая физика основывалась на механическом понимании причины: изменения всех параметров объектов определяются строго однозначно. Предсказания солнечного и лунного затмений, времени противостояния планет и т.п. служили важным обоснованием этой концепции.
Развитие современой физики, и прежде всего становление и развитие квантовой механики, связано с признанием фундаментальной значимости нового класса теорий — статистических теорий, к-рые принципиальным образом включают в свою структуру вероятностные представления. В классической физике предполагалось, что все связи между параметрами объекта определены в количественном отношении строго однозначно (т. н. лапласовскпй детерминизм). В структуру же статистических теорий включены неопределённость и неоднозначность.
Познание причин явлений направлено прежде всего на раскрытие их сущности.
В ходе развития совр. науки раскрывается всё большее многообразие форм связи явлений, выражающихся в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера. На основе такой тенденции у нек-рых философов и ученых стало складываться ошибочное впечатление, будто вообще изучение причинных связей отступило на задний план и уже не составляет существенной задачи научного исследования. Существуют также представления, сближающие причинность с фатализмом. Но оба эти подхода несостоятельны. Изменяя условия, можно изменить и следствия данной причины; создавая условия, при к-рых возникают противоборствующие причинные тенденции, можно даже пресекать ранее сложившийся ход событий, останавливать действие прежней причины и создавать новые возможности. Указывая на те или иные возможности, причинность даёт реальную опору для человеческой свободы.
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ - соотносительные филос. категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании.
Необходимость — отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности; это движение познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; это также способ превращения возможности в действительность.
Случайность — отражение внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; начальный пункт познания объекта; это способ превращения возможности в действительность, при к-ром в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; это форма проявления необходимости.
Необходимость вызывается регулярными и постоянными причинами процесса, выражает устойчивое, не изменяющееся в структуре объективного мира, характеризуется строгой однозначностью (часто неизбежностью). Случайность появляется в результате действия отдалённых, нерегулярных, непостоянных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределённостью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на другом уровне или в другой системе связей.
В ходе развития научного познания представления о соотношении и природе необходимости и случайности претерпели существенные изменения. Модель мира, созданная в классической механике, отвергала объективные основы случайности, ориентировала познание лишь на раскрытие необходимости— строго однозначных связей и отношений в природе. Развитие термодинамики и утверждение статистических идей и методов привело к концептуальной перестройке в науках о природе, к-рая основывалась на признании случайности как самостоятельного начала, элемента строения и фактора эволюции материального мира. Исследование эволюционных процессов (прежде всего дарвиновская модель развития) показало роль случайности (как отражения реального разнообразия) в развитии живой природы. Для понимания природы случайности важное значение имело создание квантовой механики, к-рая раскрыла вероятностный (случайностный) характер поведения микрообъектов, а также глубокую диалектическую взаимосвязь необходимости и случайности в квантовых процессах. Изучение физических основ процессов самоорганизации (синергетика) привело к разработке бифуркационных моделей развития, к-рые рассматривают случайность как нелинейную характеристику материальных взаимодействий, порождающую в точках ветвления (бифуркации) процесса новую линию эволюции.
В обществе необходимость действует главным образом в виде стихийной силы, прокладывающей себе путь через бесконечное множество случайностей, и обнаруживает себя лишь как конечный результат практических действий людей.
2. Законы диалектики как всеобщие законы развития природы, общества и мышления
Законы диалектики – это диалектические принципы. Они получили названия: закона взаимопроникновения противоположностей, закона перехода количественных изменений в качественные, закона отрицания отрицания. Наука, изучающая наиболее общие свойства движения и развития и исходящая из данных принципов, называется диалектикой.
Раскроем содержание законов диалектики и попытаемся обосновать их истинность.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Вначале разъясним категории качественного и количественного изменений.
Качественные изменения—изменения сущности системы.
Количественные изменения—изменения системы, не вызывающие изменения ее сущности.
Закон состоит в том, что количественные изменения в процессе движения системы в конечном итоге вызывают ее качественные изменения. Например, объединение объектов в систему приводит к возникновению существенно новых свойств, не присущих этим объектам в отдельности. Так, увеличение массы урана-235 вплоть до критической не вызывает существенных изменений.
Переход количественных изменений в качественные происходит при определенной мере количественных изменений.
Мера—граница, за которой количественные изменения переходят в качественные.
Переход количественных изменений в качественные характеризуется скачком.
Скачок—фаза (период времени), в которой происходят изменения качественного состояния.
Формы скачков:
1) относительно быстрые (медленные),
2) непрерывные и дискретные.
Непрерывный имеет место тогда, когда количественные изменения без промежуточных существенно иных качественных состояний вызывают качественный переход (т. е. нет перерыва между количественными и качественными изменениями). Переход количественных изменений в качественные в этом случае совершается без длительного накопления элементов нового качества (т. е. признаков существенно новой системы). Например, изменения числа атомов в молекуле сразу дает другую молекулу.
Дискретный скачок имеет место тогда, когда качественным изменениям предшествует накопление количественных изменений. Однако это различие относительно, ибо непрерывный скачок можно рассматривать как множество дискретных.
Различение качественных и количественных изменений тоже относительно, так как количественные изменения в одном аспекте в то же время являются качественными в другом аспекте. Не только количественные изменения приводят к. качественным, но и качественные оказывают влияние на количественные. Например, качественное изменение производственных отношений приводит к ускорению темпов развития общества.
Закон взаимопроникновения противоположностей.
Противоположность (диалектическая)—такие объекты системы, которые взаимно исключают (или отрицают) друг друга по каким-либо свойствам и в то же время по другим свойствам предполагают друг друга.
Противоречие (диалектическое) — взаимосвязь диалектических противоположностей в рамках одной системы в одно и то же время, являющаяся источником движения и развития системы.
Заметим, что диалектическое противоречие отличается от формальнологического противоречия и путать их не следует. Однако формальнологическое противоречие по отношению к науке играет в определенном смысле роль движущей силы в развитии данной науки и является базой возникновения диалектического противоречия. Суть дела здесь состоит в том, что возникают взаимопротивоположные «силы», с одной стороны, стремление устранить из теории формальнологическое противоречие, а с другой стороны, трудность такой перестройки теории в этих целях, чтобы она не устраняла существенные стороны этой теории. В результате борьбы этих «сил» теория развивается в разных направлениях. Подобные ситуации известны в развитии математических теорий (математического анализа, теории множеств и т. п.
Относительно данной системы диалектические противоречия могут подразделяться на:
а) внутренние (в рамках этой системы),
б) внешние (между системами).
Примеры диалектических противоположностей, образующих диалектические противоречия:
1. Во всех материальных системах—изменчивость и устойчивость. Диалектическое противоречие заключается здесь во взаимосвязи двух сторон материальных объектов — относительном сохранении некоторого состояния и тенденции его изменения. Оно проявляется в самых различных формах, в частности:
а) В физических системах в виде физического взаимодействия или сил, стремящихся вывести данную систему из равновесного состояния, и сил, обеспечивающих сохранение этого состояния, которыми, например, являются притяжение и отталкивание в их разнообразных формах.
Противоречие это обеспечивает существование устойчивых систем самой различной природы и осуществляется с помощью самых различных взаимодействий. Например, благодаря этому противоречию существуют атомы, молекулы, солнечная система и т. п.
б) В системах органической природы—ассимиляция и диссимиляция. Это противоречие проявляется в процессе взаимосвязи организмов с внешней средой и таким образом обеспечивает существование и развитие живого мира.
— наследственность и изменчивость. Это противоречие обеспечивает приспособляемость биологических видов к внешней среде.
в) В обществе—противоположные классовые интересы. Они бывают неантагонистическими (например, пролетариата и крестьянства) и антагонистическими (например, пролетариата и буржуазии).
— Консервативные и прогрессивные общественные силы.
— Старые производственные отношения и новые производительные силы. Старые производственные отношения, с одной стороны, сдерживают развитие данных производительных сил, а с другой стороны, являются до некоторых пор условием развития этих же производительных сил при условии их существования.
Закон состоит в том, что внутренними определяющими источниками движения и развития системы являются ее диалектические противоречия.
То, что определяющая роль в движении и развитии системы принадлежит внутренним противоречиям, создает условия относильной автономности ее движения и развития. Внутренние противоречия, являющиеся определяющим фактором движения и .развития системы, следует искать среди основных, специфических свойств и отношений системы. Например, внутренние источники общественного движения лежат в факторах, специфических только для общества: производительных силах и производственных отношениях, которые среди других специфических для общества факторов, являются определяющими.
Движение и развитие, имея основой внутренние факторы, являются в этом смысле самодвижением и саморазвитием.
Противоречия, обусловливая движение системы, приводят к ее качественному изменению. Тогда данные противоречия сменяются новыми, присущими новой системе.
Разрешение всех противоречий невозможно, так как уничтожение одних противоречий означает возникновение других.
Закон отрицания отрицания.
Отрицание (диалектическое) — переход системы в иное качественное состояние, предполагающий не только появление нового (новых свойств и отношений), но и сохранение положительных элементов старого.
Закон состоит в том, что в процессе развития одно диалектическое отрицание необходимо сменяется другим.
Закон отрицания отрицания говорит, таким образом, не только о неизбежности гибели всех существующих форм и замены их новыми, но и об определенной преемственной связи между новым и старым. При этом преемственность может иметь различные виды: а) некоторые свойства, присущие системе на одном этапе, сохраняются и на следующем этапе, б) некоторые свойства, присущие системе на данном этапе, на последующих этапах исчезают, а затем вновь возникают, хотя и в измененном виде, но с сохранением существенных черт, аналогичных свойствам первоначального этапа (возврат к «якобы старому»). В последнем случае повторяемость свойств имеет разнообразные формы: повторение происходит после второго отрицания (в форме триады: тезис-антитезис-синтез), повторение происходит после многократного отрицания. Гегель считал триаду универсальной формой закона отрицания отрицания.
Теория круговоротов абсолютизирует повторяемость, истолковывая ее как полный возврат к исходной точке, как абсолютную повторяемость. Подобной теорией, например, является теория «пульсирующей Вселенной». Неправомерность теории круговоротов вытекает из следующих факторов: а) Вселенная не является замкнутой системой. Она вообще не является (физической) системой, поэтому не является и замкнутой системой. Говорить о круговороте имеет смысл только то отношению к замкнутой физической системе; б) число внутренних состояний системы не является конечным ввиду неисчерпаемости материи вглубь, и вряд ли имеет смысл говорить о возврате к исходному состоянию.
Поэтому, образно выражаясь, развитие идет не по кругу, а по спирали, т.е. не с полным возвратом к исходному состоянию, а лишь к состоянию с относительным возвратом к старому. Завершение существования системы не есть полное уничтожение результатов ее развития, ибо некоторые из этих результатов являются факторами в развитии более общей системы.
На этом мы закончим изложение и обоснование исходных принципов диалектики.
Их обоснование опирается на многочисленные данные современной науки и на общественно-историческую практику (мы коснулись только лишь некоторых примеров, обосновывающих истинность этих принципов).
Противоположными диалектическим принципам являются метафизические принципы. Учение о движении и развитии, исходящее из данных принципов, называется метафизикой.