Законы диалектики как всеобщие принципы развития

природы, общества и мышления

В основе диалектики как особой модели философ­ского подхода к миру лежат выделенные Гегелем ос­новные законы диалектики. Гегель выделяет три закона диалектики: «за­кон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противополож­ностей». Эти законы не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Любой предмет, явление представ­ляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие пред­мета осуществляется через отрицание данного каче­ства, но с сохранением некоторых свойств в образо­вавшемся новом качестве.

Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественны­ми изменениями и говорит о том, что в процессе раз­вития «количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество по­рождает новые возможности и интервалы количествен­ных изменений».

Качественное изменение обозначает возникновение нового объекта, предмета, явления. Понятие «качество» следует отличать от свойств предмета.

Качество — это внутренняя определенность предмета, некоторая сово­купность свойств, без которых предмет уже перестает быть данным предметом. А свойство более элементар­но, это — как бы одна сторона качества.

Законы диалектики как всеобщие принципы развития - student2.ru Изменение свойств, их накопление характеризу­ют количественные накопления в рамках одного каче­ства. Количество — это внешняя определенность по степени раз­личения предмета со стороны его пространственно-временных характеристик (размеров). Поэтому коли­чество не выражает сущность предмета, а лишь его выделенные количественные свойства. Если качество предмета принадлежит только одному предмету, то количественные параметры различных предметов и явлений могут совпадать, например, у разных предме­тов могут быть одинаковые размеры. Мы можем, на­пример, сравнивать слона с неодушевленным предме­том, например, со столом. Но сравнение это идет лишь по их количественным характеристикам, которые без­различны в данном случае к качеству данных объек­тов, т.е. к тому, что одно из них есть живое существо, а другое нет.

Законы диалектики как всеобщие принципы развития - student2.ru Качество отражает сущность предмета, а количество, в первую очередь, его форму. В реальнос­ти, выделение качества и количества объекта является лишь операцией абстрактного мышления. Нет качества без предшествующих ему и происходящих в нем все­гда количественных изменений, так же как любое количественное изменение является результатом какого-то качественного изменения.

Поэтому Гегель в качестве понятия, фиксирующе­го единство количественных и качественных измене­ний в одной системе, выделял «меру», которая и выс­тупала пунктом перехода (разумеется, лишь мыслимо­го) от количества к качеству, отражающего сущность объекта. Таким образом, качество, количество и мера суть лишь ступени развития, формы бытия.

Закон перехода количества в качество говорит о том, что в любом предмете как определенном качестве происходит накопление количественных изменений, которые на определенном уровне развития предмета (перешагнув меру) приведут к изменению его качества, т. е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет, новое качество порождает серию но­вых количественных изменений, делая тем самым про­цесс развития бесконечным.

Закон перехода количества в качество характеризует сам механизм процессов развития. При этом скорость протекания процесса развития конкретных объектов может быть различной. Развитие может носить как эволюционный, постепенный, так и скачкообразный характер. Напри­мер, в социальной практике резкий революционный переход («скачок») сопряжен со сложностями восста­новления равновесия в общественном развитии, т. е. обеспечения его недостающими количественными из­менениями.

Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. Он говорит о том, что развитие основано на наличии в любом пред­мете противоречивых сторон. Это обусловлено неодно­родностью и бесконечностью свойств, частей, сторон любого предмета или явления. На определенном уров­не они могут находиться в гармоничном единстве, тож­дестве. Последнее является таким состоянием предмета или явления, когда внутренние противоречия их скрыты, существуют в потенциальной форме. Однако постепенно, за счет количественных накоплений раз­личия между противоречивыми сторонами предмета или явления усиливаются и на определенном уровне достигают такой степени, что начинают отрицать друг друга. Противоречия, которые до этого находились в единстве, начинают выступать как противоположнос­ти, что приводит к разделению единого предмета на противоположные стороны. Внутренние тенденции развития этих сторон усиливаются, вплоть до конф­ликта. Происходит разрешение противоречий, кото­рое может иметь разные варианты: от эволюционной адаптации противоречивых сторон предмета друг к другу до их полного разрыва и создания противопо­ложных предметов с собственными новыми качества­ми. Таким образом, развитие представляет собой про­цесс не только разрешения противоречий, но и созда­ние новых, и весь диалектический путь повторяется заново. Именно поэтому процесс развития носит бес­конечный характер.

Закон отрицания отрицания означает, что в любом процессе развития каждая последующая ступень яв­ляется, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой — отрицанием этого отрицания, т. к. воспро­изводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве некоторые свойства и качества отри­цаемого предмета. В процессе любого развития диалек­тически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы и моменты преемственности, т. е. со­хранения свойств старой системы при обогащении их новым качеством. Закон отрицания отрицания высту­пает прежде всего как синтез, т. е. достижение нового качественного содержания не путем простого их суммирования, а за счет преодоления противоречивых сторон предмета. Это дает основания в более общей форме обозначать его как «закон диалектического син­теза». Это обеспечивает, с одной стороны, измене­ние и появление нового предмета, а с другой, сохраня­ет его генетическую связь с предшествующими явле­ниями и предметами.

Таким образом, в процессе развития закон отрицания отрицания характеризует направленность из­менений, их преемственный характер и бесконеч­ность. Поскольку граница перехода от одного качества к другому представляет собой некое посредствующее качество, соединяющее в себе старые качества пред­мета и потенциальные качества нового предмета, то старое качество и новое качество в этом смысле тож­дественны, находятся в рамках единства.

Законы диалектики как всеобщие принципы развития - student2.ru Законы диалектики как всеобщие принципы развития - student2.ru Проанализированные законы диалектики тесно взаимосвязаны между собой, являясь сторонами одно­го процесса развития, характеризуя его с разных сто­рон. Мы не можем говорить о переходе, например, количества в качество без рассмотрения вопроса об отрицании старого качества и возникновении нового, что, в свою очередь, нельзя объяснить, не выявив те противоречивые тенденции, которые заложены в лю­бом предмете и явлении. В то же время каждый из этих законов характеризует вполне конкретную сторону процесса развития, которую можно рассмотреть отно­сительно обособленно.

Законы диалектики являются важ­ной частью определенной философской культуры. Они образуют своеобразный понятийный каркас, позволя­ющий нам диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолю­тизации каких-то процессов или явлений мира, рас­сматривать последний как развивающийся объект. И в данном случае даже не важно, строится ли это пони Законы диалектики как всеобщие принципы развития - student2.ru Законы диалектики как всеобщие принципы развития - student2.ru мание на идеалистической основе, когда мир выступа­ет в качестве инобытия абсолютного духа, как это было у Гегеля, и когда данные законы суть лишь законы развития понятий, или, на материалистической основе, когда законы диалектики трактуются как общефилософ­ские законы самой действительности. И в том, и в дру­гом случае ценность и эффективность диалектического подхода заключается в целостном понимании мира, в котором все его части органически взаимосвязаны.

Противоположными диалектическим принципам яв­ляются метафизические принципы. Учение о движении и развитии, исходящее из данных принципов, называется метафизикой. Метафизические принципы состоят в следующем:

(A) Основными источниками движения признаются только внешние причины. Это утверждение ведет либо к отрицанию причин движения вообще, либо к введению существования перводвигателя, который движет все, а сам неподвижен. Такое логически противоречивое поня­тие вводил Аристотель. Вышеприведенный метафизический принцип не совместим с принципом взаимопроник­новения противоположностей, который говорит о том, что основными причинами движения являются внутрен­ние причины (а именно взаимопроникновение противо­положностей). Разумеется, диалектика не отрицает и внешних причин.

(Б) За основные принимаются количественные изме­нения, а не качественные. В яркой форме этот принцип был выдвинут преформизмом. Подобный принцип не­совместим с диалектическим принципом перехода количественных изменений в качественные.

(B) Утверждается, что в процессе развития отсутст­вует преемственность между старым и новым. Примером реализации этого принципа является теория катаклиз­мов Кювье. Подобный принцип несовместим с диалекти­ческим законом отрицания отрицания.

Принцип детерминизма

Следующий круг философских вопросов в теории диалектики связан с решением проблемы обусловленности существования и развития мира. В сво­ей наиболее общей, предельной форме это есть вопрос о том, выступает ли бытие неким упорядоченным образо­ванием или представляет собой неупорядоченный хаос.

Любое явление можно проанализировать через действие некоторых причин, приведших к его возник­новению, также как и само оно может исследоваться как причина других явлений. Философские позиции здесь могут значительно отличаться друг от друга, особенно когда речь заходит о предельных основаниях обусловленности мира. У одних философов существо­вание мира связано с естественными причинами, у других творцами его являются бог или мировой разум. Таким образом, любая будь то идеалистическая или материалистическая философская система, построен­ная на принципах рационального объяснения бытия, необходимо затрагивает проблему всеобщей обуслов­ленности явлений и процессов в мире, которая и обо­значается понятием «детерминизм».

В основе детерминистического подхода лежит по­нимание того, что любое событие, любой факт, явление и т. д. имеют свою причину и могут выступать причи­ной другого события, факта или явления.

Понятие при­чины является центральным в детерминизме и высту­пает как генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием. Т. е., иначе говоря, во взаимодействии между различными явлениями можно выделить разные типы таких взаимодействий, одним из которых являет­ся причинно-следственное.

В диалектическом подходе к миру это реализуется в выделении принципа причинности. Главным признаком причинной взаимосвязи выступает порождающий харак­тер причины по отношению к наступающему след­ствию, ее необходимый характер и то, что причинно-следственные отношения реализуются в определенной пространственной и временной непрерывности. Пере­носимое вещество, энергия или информация изменяют­ся при взаимодействии с другим объектом, что является фактором появления новых предметов.

Понятие «детерминизм» шире по­нятия «причинности», т. к. сюда включаются, напри­мер, непричинные типы обусловливания. Причинность -–это связь порождения. Такие связи как «функциональная связь», «связь состояний», «вероятност­ная детерминация», «целевая детерминация» не могут считаться причинными связями, хотя это детерминация.

Детерминистический подход к анализу любых яв­лений составляет важную часть особой диалектичной культуры мышления, важнейшим признаком философского объяснения мира, моментом философской рефлексии. Диалектическое проведение принципа детерминизма осуществляется через систе­му категорий, некоторые из которых называются пар­ными категориями, отражающими двойственный ха­рактер любого объекта, содержащего в себе находящи­еся в единстве противоречивые стороны и тенденции Это — рассматриваемые в отдельности полярные ва­рианты разных тенденций.

В некоторых случаях отноше­ния детерминации принимают повторяемый и упорядо­ченный характер, что придает им характер определен­ных закономерностей. Закономерность является харак­теристикой причинного типа детерминации, когда все явления и события в мире объясняются через реальные, объективные взаимосвязи и отношения между ними. Детерминация в этом случае реализуется через объек­тивные законы. Таким образом, закономерность высту­пает как проявление взаимосвязанного и упорядочен­ного характера во взаимодействии предметов, явлений, событий в мире и связана с выявлением законов этого взаимодействия как существенной, повторяющейся, необходимой и устойчивой связи между ними.

Законы могут быть самыми различными и отли­чаться друг от друга по степени общности (от наиболее общих, абстрактных, философских до конкретно-эмпи­рических), по сферам бытия, по предметам исследова­ния в разных науках (законы общественные, законы природные, законы мышления, законы конкретных наук и т. д.), по детерминационным отношениям (статисти­ческие или динамические).

Законы диалектики как всеобщие принципы развития - student2.ru

4. Категории диалектики как ступени углубления познания.

Категории в философии – это общие, фундаментальные понятия, отражающие и выражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения в реальной действительности и в познании. Категории – это формы и организующие принципы мышления, они выражают свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и концентрированной форме.

Философские категории необходимости и случай­ности характеризуют противоречивость детерминационных отношений в мире. С одной стороны, причин­ная обусловленность и закономерность базируются на необходимости наступления тех или иных событии, следствий, в результате действия каких-то причин. С другой стороны, в мире присутствует фактор случай­ности. В истории философии это приводило к прямо противоположным концепциям: либо создавались философские системы, в которых либо абсолютизировалась роль необходимости, а случайность рассматривалась как выражение конкретно-исторической непознанности объектов, либо, напротив, абсолютизировалась роль случайности, что вело к отрицанию детерминизма в мире и, как следствие, к отрицанию его познаваемости.

С диалектических позиций случайность и необхо­димость взаимосвязаны и представляют собой две сто­роны одного процесса развития. Развитие не носит однолинейного характера, оно осуществляется в реаль­ном мире, и на него могут воздействовать как внутрен­ние причины, так и внешние обстоятельства. В этом плане можно было бы сказать, что наличие случайно­сти в мире необходимо. Так уже Гегель отмечал, что данные категории нельзя мыслить друг без друга, они предполагают друг друга. Любой процесс развития, выступая как необходимый, т. е. подчиняющийся зако­нам, реально осуществляется через массу случайных отклонений. Таким образом, необходимость означает, что обусловленное законами событие обязательно на­ступит, а случайность это нечто такое, что может быть и может также и не быть, может быть тем или иным. Преодоление этого случайного есть задача познания. Случайность определяет время и форму проявления событий, отражая фактор неоднозначнос­ти развития, которое выступает как целый спектр воз­можностей и вариантов реализации закономерностей. Необходимость прокладывает себе путь через массу случайностей, т. к. определяющие характер ее реали­зации внешние обстоятельства могут быть недоступны нашему познанию.

Возможность и действительность.Данная пара категорий затрагивает еще один момент относитель­ности мира. Действительность — это все то, что нас окружает, то что уже существует, или, как отмечал Гегель, это «наличное бытие объекта». Можно сказать, что это актуальное бытие. Возможность же — это по­тенциальное бытие, т. е. еще нереализованное бытие. Это некоторая тенденция развития, которая может реализоваться, а может и не реализоваться. Возмож­ность и действительность взаимосвязаны. С одной сто­роны, действительность содержит в себе самые разно­образные возможности развития того или иного про­цесса, его потенциальное будущее. С другой стороны сама действительность есть результат реализации од­ной из возможностей. Количественная оценка возмож­ности осуществления случайных событий связана с категорий вероятности как своеобразной меры воз­можности, когда мы можем говорить о наступлении того или иного события и формах его проявления с определенной долей вероятности.

Свобода и необходимость.Эти категории отража­ют особенности человеческой деятельности в рамках взаимоотношения Человека и Мира. Существуют кон­цепции, которые отрицают свободу человека в силу того, что он включен в систему детерминационных отношений, а следовательно, все его поступки обуслов­лены и зависят от соответствующих причин. Даже если человек думает, что он поступает свободно, всегда можно показать зависимость этой свободы от других людей, от обстоятельств и многих других факторов (позиция метафизического детерминизма). Этому про­тивостоят концепции, говорящие о том, что, поскольку человек обладает разумом и может сам влиять на из­менение цепочки событий, даже противостоять им, то в мире может быть реализована абсолютная свобода воли человека (экзистенциализм). Правда, философы оговариваются, что условием этого должны быть опре­деленные, часто экстраординарные условия.

По-видимому, правы и те, и другие, а, следователь­но, в абсолютном отношении -— никто. Действительно, при желании любые, даже самые иррациональные действия человека можно объяснить и выстроить сис­тему детерминант, приведших к ним. В мире нет ниче­го абсолютного, в том числе и свободной воли, т. к. в мире все взаимосвязано. Как отмечал Гегель, свобода воли это не просто голый произвол, который представ­ляет собой лишь формальную свободу. «Свобода, не имеющая в себе никакой необходимости, и одна лишь голая необходимость без свободы суть абстрактные и, следовательно, неистинные определения. Свобода су­щественно конкретна, вечным образом определена в себе и, следовательно, вместе с тем необходима». Но в то же время также нельзя говорить и об абсолютной зависимости человека. Ведь он имеет возможность выбора, возможность альтернативных действий и по­ступков, и для этого вовсе необязательны экстраорди­нарные условия (как на этом настаивает экзистенци­ализм), хотя они могут обострить ситуацию выбора, как бы подтолкнуть человека к тому или иному решению, не столько на основе рациональных рассуждений, сколько под воздействием эмоций и инстинктов. Таким образом, выбор — это предпосылка свободы и то об­щество, которое дает наибольшие возможности для выбора, является более прогрессивным.

Сущность и явление. Существующие в мире детерминационные отношения позволяют особым обра­зом характеризовать процесс познавательной деятель­ности человека. С одной стороны, человек стремится познать сущность вещи, предмета, явления, события, с другой стороны, эта сущность как бы закрыта от него массой случайного, несущественного для данного объекта. По­этому сущность вынужденно проявляется для познаю­щего своей отдельной стороной, постигая совокупность которых, человек приближается и к познанию сущно­сти как таковой.

В этом плане сущность — это всегда нечто абсо­лютное, а поэтому полностью недостижимое. Мы мо­жем, например, считать, что абсолютно познали зако­ны природы, приняв какую-то физическую концепцию (например, Ньютона). Но проходит время и оказывает­ся, что наши знания о физическом мире были весьма неточны и неполны и что возможно другое физическое описание мира. Познаем ли мы в этом плане сущность или нет? С одной стороны, конечно, познаем, на этой основе можем прогнозировать и объяснять те или иные явления. А с другой, наше знание остается относитель­ным, т. к. эту сущность мы познаем через явления, которые доступны для нас настолько, насколько позво­ляют наши возможности и зачастую непредсказуемая глубина и сложность объекта познания.

Законы диалектики как всеобщие принципы развития - student2.ru Поэтому полная или абсолютная сущность, как от­мечал Гегель, это само бытие. Таким образом, познавая явления, мы тем самым познаем и какие-то стороны сущности, приближаемся к ее глубинам. Это определяет относительность наших знаний о бы­тии в целом, и в то же время это означает, что мы тем не менее познаем мир и можем получить знание о раз­личных его аспектах.

Форма и содержание— еще одна реализующаяся в данной паре категорий сторона диалектики познава­тельной ситуации. Любое явление проявляется для нас в определенной форме. Форма фиксирует разными выразительными средствами содержание и характери­зует тем самым момент устойчивости познанных нами существенных черт объекта. Форма подчеркивает устой­чивость содержания, момент его статичности, опреде­ленности. Это — оформление сущности в конкретно-исторический момент ее познания, улавливание тех повторяющихся и необходимых связей, которые мы считаем закономерностью. Поэтому как форма не мо­жет существовать без содержания, также и содержа­ние без формы. Содержание всегда каким-то образом оформлено, а форма всегда оформляет некоторое содер­жание. Это общефилософская закономерность подтвер­ждает себя и в объективном мире, что позволяет гово­рить о соотношении формы и содержания в материаль­ных системах. В этом случае содержание — это все то, что имеется в материальной системе, включая как ее элементы, так и структурные связи, а форма — это внеш­нее выражение, конкретная реализация типа существо­вания данной системы. Поэтому одно и то же содер­жание может иметь разные формы своего выражения. Например, демократическое устройство ряда госу­дарств может выражаться как в парламентской, так и в монархической форме. И напротив, за одинаковой фор­мой может быть скрыто различное содержание.


Категории диалектики как ступени углубления познания.

Категории в философии – это общие, фундаментальные понятия, отражающие и выражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения в реальной действительности и в познании. Категории – это формы и организующие принципы мышления, они выражают свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и концентрированной форме.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - филос. категории, отражаю­щие всеобщие формы объективного мира, его познания и практич. деятельности людей.

Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

Явле­ние - то или иное обнаружение предмета, внешние, непосредственно-данные формы его существова­ния.

В мышлении категории сущность и явление выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и единству - к понятию. Постижение сущ­ности предмета составляет задачу науки.

В античной философии сущность мыслилась как «на­чало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, ил­люзорный образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из к-рых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувственному бытию, т.е. совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувств. нематери­альный характер, вечна и бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не су­ществует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той «материи», из к-рой строится вещь. В ср.-век. философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В фило­софии Нового времени противопоставление сущности и явления приоб­ретает гносеологический характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.

Кант, признавая объективность сущности («вещи в себе»), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в ее самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объектив­ной сущности, а лишь вызванное последней субъектив­ное представление. Преодолевая метафизич. противопо­ставление сущности и явления, Гегель утверждал, что сущность явля­ется, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектич. идеализме Гегеля явление истолковыва­лось как чувственно-конкретное выражение «абсолютной идеи», что влекло за собой неразрешимые противоречия.

Диамат: сущность и явление— уни­версальные объективные характеристики предметного ми­ра; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта.

Категории сущность и явление всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Явление богаче сущности, оно включает в себя не только обнаружение внутр. содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, измен­чивы, в то время как сущность образует нечто сохраняю­щееся во всех изменениях. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - филос. категории, во взаи­мосвязи к-рых содержание, будучи определяющей сто­роной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ су­ществования и выражения содержания.

В истории философии понятие «форма» долгое время выступало в единстве с понятием «материя», означающим сохраняю­щийся субстрат всех изменений.

В Новое время Ф.Бэкон, исходя из многокачественности «материи», утверждал примат последней над фор­мой. Кант выдвинул тезис, согласно к-рому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Кант выдвинул на первый план новый аспект — вопрос о содержании и форме мышления. Для более адекватного вы­ражения сущности отношения между «материей» и фор­мой Гегель ввёл категорию «содержание»: содержание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, от­ношение между содержанием и формой есть взаимоотношение диалектических противоположностей, т. е. их взаимопревращение.

Маркс и Энгельс развили введённое Гегелем раз­личение содержания и материального субстрата вещи («ма­терии»). Марксизм понимает развитие как борьбу содержания и формы, составными моментами к-рой являются взаимопереход содержания и формы и «наполнение» старой формы новым содержанием. Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному — от полного отбрасы­вания старой формы, переставшей соответствовать но­вому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ - филос. категории, отоб­ражающие одну из форм всеобщей связи и взаимодейст­вия явлений. Под причиной понимается явление, действие к-рого вызывает, определяет, изме­няет, производит или влечет за собой другое явление; по­следнее называют следствием.

Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следст­вия. Различие между причиной и условием относитель­но. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответствующем отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые при­чины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области обществ. наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.

Причина и следствие суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия. Только мысленно изолируя отдельный его акт и абстрагируясь от обратного влияния, произведенного на источник порождения, можно говорить оо одностороннем действии причины на следствие. В ре­альных процессах следствие не является пассивным, оно может воздействовать на свою причину.

В природе и обществе существует бесчисленное мно­гообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимо­обусловленности явлений и соответственно — многооб­разие причинно-следственных зависимостей. В совр. науке классификация причинно-следственных связей проводится по различным признакам.

Понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологич. функцию, ориентируя исследователя на прог­рессивное движение познания по причинно-следств. це­пи — от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.

Классическая физика основывалась на механическом понима­нии причины: изменения всех параметров объектов определяются строго однознач­но. Предсказания солнечного и лунного затмений, време­ни противостояния планет и т.п. служили важным обос­нованием этой концепции.

Развитие современой физики, и прежде всего становление и развитие квантовой механики, связано с признанием фундаментальной значимости нового класса теорий — статистических теорий, к-рые принципиальным образом вклю­чают в свою структуру вероятностные представления. В классической физике предполагалось, что все связи между параметрами объекта определены в коли­чественном отношении строго однозначно (т. н. лапласовскпй детерминизм). В структуру же статистических теорий вклю­чены неопределённость и неоднозначность.

Познание причин явлений направлено прежде всего на раскрытие их сущности.

В ходе развития совр. науки раскрывается всё боль­шее многообразие форм связи явлений, выражающихся в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера. На основе такой тенденции у нек-рых философов и ученых стало складываться ошибочное впе­чатление, будто вообще изучение причинных связей от­ступило на задний план и уже не составляет существенной за­дачи научного исследования. Существуют также представле­ния, сближающие причинность с фатализмом. Но оба эти подхода несостоятельны. Изменяя условия, можно изменить и следствия данной причины; создавая условия, при к-рых возникают противоборствующие причинные тенденции, можно даже пресекать ранее сложившийся ход событий, останавливать действие прежней причины и создавать новые возможности. Указывая на те или иные возможности, причинность даёт реальную опору для человеческой свободы.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ - соотносительные филос. категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании.

Необходимость — отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяю­щихся, всеобщих отношений действительности; это движение познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; это также способ превраще­ния возможности в действительность.

Случайность — отражение внешних, несуществен­ных, неустойчивых, единичных связей действительности; начальный пункт познания объекта; это способ превращения возможности в действительность, при к-ром в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; это форма проявления необходимости.

Необходимость вызывается регулярными и постоянными причинами процесса, выражает устойчивое, не изменяющееся в струк­туре объективного мира, характеризуется строгой одно­значностью (часто неизбежностью). Случайность появляется в резуль­тате действия отдалённых, нерегулярных, непостоянных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределён­ностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и од­новременно вызывать случайности на другом уровне или в другой системе связей.

В ходе развития научного познания представления о соот­ношении и природе необходимости и случайности претерпели существенные из­менения. Модель мира, созданная в классической механике, отвергала объективные основы случайности, ориентировала познание лишь на раскрытие необходимости— строго однозначных связей и отношений в природе. Развитие термодинамики и утверж­дение статистических идей и методов привело к концептуаль­ной перестройке в науках о природе, к-рая основыва­лась на признании случайности как самостоятельного начала, элемента строения и фактора эволюции материального мира. Иссле­дование эволюционных процессов (прежде всего дарвиновская модель развития) показало роль случайности (как отражения реаль­ного разнообразия) в развитии живой природы. Для по­нимания природы случайности важное значение имело создание квантовой механики, к-рая раскрыла вероятностный (случайностный) характер поведения микрообъектов, а также глубокую диалектическую взаимосвязь необходимости и случайности в кванто­вых процессах. Изучение физических основ процессов самоорга­низации (синергетика) привело к разработке бифуркационных моделей развития, к-рые рассматривают случайность как нелинейную характеристику материальных взаимо­действий, порождающую в точках ветвления (бифуркации) процесса новую линию эволюции.

В обществе необходимость действует главным образом в виде стихийной силы, проклады­вающей себе путь через бесконечное множество случайностей, и обнаруживает себя лишь как конечный результат практических действий людей.

2. Законы диалектики как всеобщие законы развития природы, общества и мышления

Законы диалектики – это диалектические принципы. Они получили названия: закона взаимопроникновения противоположно­стей, закона перехода количественных изменений в каче­ственные, закона отрицания отрицания. Наука, изучающая наиболее общие свойства движе­ния и развития и исходящая из данных принципов, назы­вается диалектикой.

Раскроем содержание законов диалектики и попытаемся обосновать их истинность.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вначале разъясним категории качественного и коли­чественного изменений.

Качественные изменения—изменения сущности системы.

Количественные изменения—изменения системы, не вызывающие изменения ее сущно­сти.

Закон состоит в том, что количествен­ные изменения в процессе движения системы в конечном итоге вызывают ее качест­венные изменения. Например, объединение объ­ектов в систему приводит к возникновению сущест­венно новых свойств, не присущих этим объектам в отдельности. Так, увеличение массы урана-235 вплоть до критической не вызывает существенных изменений.

Переход количественных изменений в качественные происходит при определенной мере количественных из­менений.

Мера—граница, за которой количественные измене­ния переходят в качественные.

Переход количественных изменений в качественные характеризуется скачком.

Скачок—фаза (период времени), в которой проис­ходят изменения качественного состояния.

Формы скач­ков:

1) относительно быстрые (медленные),

2) непрерывные и дискретные.

Непрерывный имеет место тогда, когда количественные изменения без про­межуточных существенно иных качественных состояний вызывают качественный переход (т. е. нет перерыва между количественными и качественными изменениями). Переход количественных изменений в качественные в этом случае совершается без длительного накопления элементов нового качества (т. е. признаков существенно новой системы). Например, изменения числа атомов в молекуле сразу дает другую молекулу.

Дискретный скачок имеет место тогда, когда качест­венным изменениям предшествует накопление количест­венных изменений. Однако это различие относительно, ибо непрерывный скачок можно рассматривать как мно­жество дискретных.

Различение качественных и количественных измене­ний тоже относительно, так как количественные измене­ния в одном аспекте в то же время являются качественными в другом аспекте. Не только количест­венные изменения приводят к. качественным, но и качественные оказывают влияние на количественные. Например, качественное изменение производственных отношений приводит к ускорению темпов развития общества.

Закон взаимопроникновения проти­воположностей.

Противоположность (диалектическая)—такие объек­ты системы, которые взаимно исключают (или отрица­ют) друг друга по каким-либо свойствам и в то же время по другим свойствам предполагают друг друга.

Противоречие (диалектическое) — взаимосвязь диа­лектических противоположностей в рамках одной систе­мы в одно и то же время, являющаяся источником дви­жения и развития системы.

Заметим, что диалектическое противоречие отличается от формальнологического противоречия и путать их не следует. Однако формальнологическое противоречие по отношению к науке играет в определенном смысле роль движущей силы в развитии данной науки и является ба­зой возникновения диалектического противоречия. Суть дела здесь состоит в том, что возникают взаимопротиво­положные «силы», с одной стороны, стремление устранить из теории формальнологическое противоречие, а с другой стороны, трудность такой перестройки теории в этих целях, чтобы она не устраняла существенные сто­роны этой теории. В результате борьбы этих «сил» тео­рия развивается в разных направлениях. Подобные ситуации известны в развитии математических теорий (математического анализа, теории множеств и т. п.

Относительно данной системы диалектические проти­воречия могут подразделяться на:

а) внутренние (в рамках этой системы),

б) внешние (между системами).

Примеры диалектических противоположностей, обра­зующих диалектические противоречия:

1. Во всех материальных системах—изменчивость и устойчивость. Диалектическое противоречие заключает­ся здесь во взаимосвязи двух сторон материальных объектов — относительном сохранении некоторого со­стояния и тенденции его изменения. Оно проявляется в самых различных формах, в частности:

а) В физических системах в виде физического взаи­модействия или сил, стремящихся вывести данную систему из равновесного состояния, и сил, обеспечи­вающих сохранение этого состояния, которыми, напри­мер, являются притяжение и отталкивание в их разнообразных формах.

Противоречие это обеспечивает существование устой­чивых систем самой различной природы и осуществляет­ся с помощью самых различных взаимодействий. На­пример, благодаря этому противоречию существуют атомы, молекулы, солнечная система и т. п.

б) В системах органической природы—ассимиляция и диссимиляция. Это противоречие проявляется в про­цессе взаимосвязи организмов с внешней средой и таким образом обеспечивает существование и развитие живого мира.

— наследственность и изменчивость. Это противоре­чие обеспечивает приспособляемость биологических ви­дов к внешней среде.

в) В обществе—противоположные классовые инте­ресы. Они бывают неантагонистическими (например, пролетариата и крестьянства) и антагонистическими (например, пролетариата и буржуазии).

— Консервативные и прогрессивные общественные силы.

— Старые производственные отношения и новые про­изводительные силы. Старые производственные отноше­ния, с одной стороны, сдерживают развитие данных про­изводительных сил, а с другой стороны, являются до некоторых пор условием развития этих же производи­тельных сил при условии их существования.

Закон состоит в том, что внутренними определяющими источниками движения и развития системы являются ее диалекти­ческие противоречия.

То, что определяющая роль в движении и развитии системы принадлежит внутренним противоречиям, соз­дает условия относильной автономности ее движения и развития. Внутренние противоречия, являющиеся опре­деляющим фактором движения и .развития системы, сле­дует искать среди основных, специфических свойств и отношений системы. Например, внутренние источники общественного движения лежат в факторах, специфиче­ских только для общества: производительных силах и производственных отношениях, которые среди других специфических для общества факторов, являются опре­деляющими.

Движение и развитие, имея основой внутренние фак­торы, являются в этом смысле самодвижением и само­развитием.

Противоречия, обусловливая движение системы, при­водят к ее качественному изменению. Тогда данные противоречия сменяются новыми, присущими новой системе.

Разрешение всех противоречий невозможно, так как уничтожение одних противоречий означает возникновение других.

Закон отрицания отрицания.

Отрицание (диалектическое) — переход системы в иное качественное состояние, предполагающий не только появление нового (новых свойств и отношений), но и сохранение положительных элементов старого.

Закон состоит в том, что в процессе развития одно диалектическое отрицание необходимо сменяется другим.

Закон отрицания отрицания говорит, таким образом, не только о неизбежности гибели всех существующих форм и замены их новыми, но и об определенной преем­ственной связи между новым и старым. При этом преемственность может иметь различные виды: а) некоторые свойства, присущие системе на одном этапе, сохраняются и на следующем этапе, б) некоторые свойства, присущие системе на данном этапе, на последующих этапах исче­зают, а затем вновь возникают, хотя и в измененном виде, но с сохранением существенных черт, аналогичных свойствам первоначального этапа (возврат к «якобы старому»). В последнем случае повторяемость свойств имеет разнообразные формы: повторение происходит после второго отрицания (в форме триады: тезис-антите­зис-синтез), повторение происходит после многократ­ного отрицания. Гегель считал триаду универсальной формой закона отрицания отрицания.

Теория круговоротов абсолютизирует повторяемость, истолковывая ее как полный возврат к исходной точке, как абсолютную повторяемость. Подобной теорией, на­пример, является теория «пульсирующей Вселенной». Неправомерность теории круговоротов вытекает из сле­дующих факторов: а) Вселенная не является замкнутой системой. Она вообще не является (физической) систе­мой, поэтому не является и замкнутой системой. Гово­рить о круговороте имеет смысл только то отношению к замкнутой физической системе; б) число внутренних состояний системы не является конечным ввиду неисчер­паемости материи вглубь, и вряд ли имеет смысл гово­рить о возврате к исходному состоянию.

Поэтому, образно выражаясь, развитие идет не по кругу, а по спирали, т.е. не с полным возвратом к исход­ному состоянию, а лишь к состоянию с относительным возвратом к старому. Завершение существования систе­мы не есть полное уничтожение результатов ее разви­тия, ибо некоторые из этих результатов являются факто­рами в развитии более общей системы.

На этом мы закончим изложение и обоснование исходных принципов диалектики.

Их обоснование опирается на многочисленные данные современной науки и на общественно-историческую прак­тику (мы коснулись только лишь некоторых примеров, обосновывающих истинность этих принципов).

Противоположными диалектическим принципам яв­ляются метафизические принципы. Учение о движении и развитии, исходящее из данных принципов, называется метафизикой.

Наши рекомендации