Система эстетических категорий. Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики

Структура эстетического знания предполагает я наличие системы эстетических категорий и дефиниций. Рассмотрим существующие в современной российской научной литературе различные принципы организации системы эстетических категорий. Так, например, М.С. Каган полагает, что во главе системы необходимо поставить категорию эстетического идеала (в его аксиологическом аспекте), Н.И. Крюковский утверждает, что «в эстетике в центре системы категорий должна находиться... категория прекрасного...». В.М. Жартов в основе этой системы ставит соотношение «исходных категорий: совершенства и несовершенства». А.Я. Зись выделяет три группы эстетических категорий: специфические (героические, величественные и т.д.), структурные (мера, гармония и т.д.) и негативные (безобразное, низменное). Э.Г. Красностанов и Д. Д. Средний также предлагают три группы эстетических категорий: категории эстетической деятельности, категории общественной жизни, категории искусства. И. Л. Маца считает основными эстетическими категориями гармонию и красоту, которые в процессе эволюции модифицировались и изменялись.

В своих исходных моментах принципы систематизации должны носить философско-эстетический характер.

Е.Г. Яковлев считает, что при определении структуры системы необходимы:

1) онтологически-феноменологические и социально-гносеологические аспекты;

2) определение принципов субординации и координации эстетических категорий;

3) выделение основной универсальной эстетической категории, вокруг которой организуется вся система.

В эстетике есть категория, которая выступает как метакатегория науки — это категория эстетического.

Предлагаемая Ю. Б. Боревым эстетическая система основывается на передаче ведущего значения новой, более широкой фундаментальной категории «эстетическое», охватывающей и прекрасное, и возвышенное, и безобразное, и низменное, и трагическое, и комическое, и ужасное, и чудесное. Ныне в расширившийся предмет эстетики входят эстетические свойства действительности, процесс эстетического освоения мира человеком, эстетическая рецепция (восприятие искусства и эстетических свойств действительности), проблемы понимания художественного смысла произведения и многое другое. Такая эстетическая система уже не может держаться только на «прекрасном», хотя его исключительное значение сохраняется: о чем бы ни повествовало произведение, оно должно быть прекрасным и доставлять читателю или зрителю эстетическое наслаждение.

Эстетическое как основание современной эстетической системы позволяет объяснить: 1) эстетические категории — как наиболее общие понятия, отражающие общечеловечески значимые свойства действительности, выражающие разную степень освоенности обществом жизненных явлений, а искусство как сферу свободного владения миром и освоения по законам красоты его эстетического богатства (проблемы эстетических свойств действительности, эстетического отношения к ней, эстетической дея-

тельности); 2) онтологию искусства (проблемы произведения и его социального бытия) — как проявление эстетического смысла и эстетической ценности художественного текста в процессе «диалога» жизненного н художественного опыта автора с опытом реципиента (воспринимающего читателя, зрителя или слушателя); 3) стадии художественного развития (проблемы художественного процесса) — как эстетические ценности, развернутые в пространстве, а затем во времени (рождение историзма), а ныне хронотопически (в единстве времени и пространства).

I Система эстетических категорий, предложенная E.Г. Яковлевым выглядит следующим образом: H

Эстетическое (универсальная категория):

1) эстетические категории, отражающие объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое);

2) эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал,

эстетический вкус, эстетическое чувство);

3) эстетические категории, отражающие мир субъекта социально-духовной жизни (искусство, художественный образ, творчество).

Система эстетических категорий, предложенная Ю.Б. Боревым, включает в себя следующие типы: метакатегория (эстетическое), категории эстетической деятельности (эстетическое освоение, дизайн, художественное проектирование, эстетическая ориентация, вкус, идеал, мера), категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, низменное) и понятия (прелестное, грациозное, изящное, чудесное, трогательное, ужасное, трагикомическое) эстетических свойств и отношения искусства к действительности, категории гносеологии искусства (художественный образ, метод и т.д.), категории социологии искусства (народность, националь-

иое, общечеловеческое и т.д.), категории аксиологии искусства (эстетический идеал, ценность, шедевр и т.д.); категории онтологии искусства (художественное произведение, стиль и т.д.); категории теоретической истории искусства (художественный процесс, направление и т.д.), категории антропологии искусства (автор, художник, этап творчества и т.д.), категории творческой генетики искусства (замысел, набросок и т.д.,), категории психологии искусства (способность, талант, гений и т.д.), категории восприятия искусства (реципиент, публика и т.д.), категории морфологии искусства (виды: литература, театр, кино и т.д., роды: эпос, лирика, роман и т.д.), категории структуры искусства (художественный текст, контекст и т.д.), категории семиотики искусства, категории риторики искусства, категории поэтики и т.д. Итак, предлагаемая эстетическая система строится на основе фундаментальной категории — эстетическое, трактуемой как ценность предметов для человечества как рода. Это придает эстетике мировоззренческий характер и делает ее философской дисциплиной.. В отличие от философии, сосредоточивающейся на проблеме человеческого смысла бытия и на постижении сущности природы, общества и мышления, эстетика сосредоточивается на проблеме человеческого значения бытия и его многообразных проявлений (постижения их ценности).

Вопрос 4

Наши рекомендации