Сознание как форма отражения действительности

Сознание развивается из всеобщего свойства мате-
рии - свойства отражения, которое означает способность
одних материальных систем оставлять "след" в других в
процессе их взаимодействия. Вследствие взаимодействия
систем отношения между ними носят характер взаимоот-
ражения. Отражение в простейшем виде есть особая
функция взаимодействующих материальных систем, каж-
дая из которых находится в состоянии динамического
равновесия. Данное состояние постоянно нарушается
внешними факторами, которые оказывают воздействие на
систему, приводя либо к ее разрушению, либо к восста-
новлению прежнего равновесия. В ходе восстановления
равновесия во взаимодействующих системах происходят
изменения, носящие характер отражения. Отражение есть
определенная сторона изменения, происходящего внутри
системы под влиянием внешних условий. Оно выступает
как способность материальных систем воспроизводить
внутреннее строение воздействующих на них объектов
или некоторые особенности их строения. Иными слова-
ми, отражение есть свойство материальных образований
воспроизводить в ходе взаимодействия свойства и осо-
бенности других систем. В простейших случаях - это след
на песке, отпечатки давно умерших животных, отталкива-
ние тела при соударении его с другим телом и т.п.

Признание отражения всеобщим свойством материи
свидетельствует о том, что в основе материи как объек-
тивной реальности содержатся предпосылки для возник-
новения сознания, которые реализуются в ходе ее разви-
тия. Вместе с тем неправомерны утверждения гилозоистов
(Б. Спиноза) о том, что вся материя наделена способно-
стью мыслить. Мышление - качественно особая, высшая
форма отражения, присущая исключительно человеку.
Само отражение специфически проявляется на различных
уровнях организации материи: неживой природы, органи-
ческой жизни и на социальном уровне.

Отражение в органической природе определяется ха-
рактером и уровнем поведения живых систем. В процессе
эволюции усложняются и специализируются органы чувств
организмов, которые достигают наивысшей степени со-
вершенства с возникновением нервной системы.

Элементарной и исходной формой отражения, при-
сущей всем живым организмам, является раздражимость,
означающая избирательное реагирование на внешние воз-
действия. Раздражимость выражает способность живых
организмов целесообразно отвечать на кратковременное
воздействие среды. Она есть одно из неотъемлемых
свойств жизни, выступающей основой биологического
отражения. Становление раздражимости обусловлено ак-
тивностью живого, не имеющей аналога в неорганической
природе. Назначение активности - обеспечить такое
взаимодействие организма и среды, которое необходимо
для сохранения системы и ее устойчивого воспроизве-
дения.

По мере усложнения форм взаимодействия орга-
низмов с внешней средой, по мере дифференцирования и
усложнения живого развивается и новая форма отраже-
ния - чувствительность, т.е. способность отражать от-
дельные свойства вещей в виде субъективных ощущений.
Становление чувствительности связано со способностью
реагирования не только на факторы внешней среды,
имеющие жизненно важное значение, но и на те из них,
которые косвенно связаны с ними. Чувствительность воз-
никает уже на уровне простейших животных, однако осо-
бое значение приобретает на уровне высших, имеющих
специализированные органы чувств, содержащие наборы
рецепторных клеток и способных отвечать на определен-
ный вид энергии электрическими импульсами, циркули-
рующими в нервной системе. Основная функция органов
чувств сводится к восприятию определенных стимулов и
передачи информации о них в нервную систему.

Понятие информации - одна из важнейших характе-
ристик процесса отражений. В научной литературе до сих
пор отсутствует единство в определении информации. Ее
трактуют по-разному: "мера упорядоченности отражения",
"отраженное разнообразие", "мера организации",
"закодированное сообщение", "целесообразно упорядо-
ченная структура объектов и воздействий" и др. Можно в

общем рассматривать информацию как функционально
упорядоченное отражение, актуально обнаруживающееся
при возникновении первичных биосистем. Жизненные
процессы во всех своих проявлениях предстают как ин-
формационные отношения. Раздражимость и чувстви-
тельность - элементарные формы биологической инфор-
мации.

Еще более сложный характер в органической при-
роде имеет психическое отражение, выражающее способ-
ность живых организмов анализировать сложные ком-
плексы одновременно воздействующих раздражителей и
отражать их в виде целостного образа ситуации. Психиче-
ское отражение - это особая форма приспособления жи-
вых существ к изменяющимся внешним условиям в ходе
длительного эволюционного развития.

Развитие психического отражения осуществлялось в
процессе длительной биологической эволюции и прошло
ряд ступеней. Возникновение простейшей нервной систе-
мы и органов чувств обусловило появление элементарной
сенсорной психики, выражающей способность отражения
отдельных свойств среды. Дальнейшее усложнение коры
головного мозга привело к отражению животными целост-
ности вещей и возникновению перцептивной психики. И
наконец, совершенствование мозга обусловило возмож-
ность чувственного восприятия животными объективного
соотношения вещей в виде предметных "ситуаций".

Совершенствование форм психического отражения
действительности послужило важнейшим фактором мор-
фофизиологического прогресса на пути к становлению
сознания. Вместе с тем морфофизиологический прогресс,
связанный с появлением центральной и периферической
нервной системы, привел к более точному реагированию
на изменение факторов внешней среды и возрастанию
способности живых организмов полнее осваивать жиз-
ненные ресурсы. Это оказало влияние на организацию
деятельности живых систем и, соответственно, на формы
отражения ими действительности.

Рассмотрение форм отражения на различных уров-
нях организации живой материи позволяет раскрыть био-
логические основы сознания, выявить соотнесенность
физиологического и психического. Психическое - это
свойство мозга, функция особым образом организованной

материи. Поэтому и сознание функционирует только в
процессе деятельности мозга. Творческая деятельность
мозга, как отмечал И.П. Павлов, принадлежит не одному
какому-то отделу мозга, а многим, которые в различные
моменты времени могут попеременно включаться и вы-
ключаться. Таким образом, активный участок мозга по-
стоянно перемещается по всему пространству больших
полушарий.

Работа коры больших полушарий головного мозга
неотделима от рецепторного отдела, непосредственно
воспринимающего внешние раздражения. Рецепторный
(периферический) отдел нервной системы осуществляет
трансформацию внешней энергии в специфическое нерв-
ное возбуждение. Это возбуждение по -проводниковому
пути от рецептора проводится к промежуточным центрам
мозгового ствола (ретикулярная формация). Здесь проис-
ходят рефлекторная связь с различными эфферентными
системами, а также взаимодействие с различными анализа-
торами. В корковом отделе нервный материальный процесс
приобретает новое качество: возникает его высшее прояв-
ление - сознание. Именно на этой стадии совершается
тончайший анализ внешних раздражителей, которые через
биоэлектрические и биохимические процессы в результа-
те сложной деятельности мозга, его анализаторов транс-
формируются в ощущения и другие формы психического
отражения, регулирующие приспособительное поведение
животного, деятельность человека.

Связь психических явлений, сознания с деятельно-
стью мозга не подлежит сомнению, однако констатация
этого факта не позволяет в полной мере объяснить тайны
сознания. Для более глубокого их познания необходимо
раскрыть внутренние механизмы, закономерности деятель-
ности мозга, лежащие в основе психики, сознания.

Понятие психики шире, чем понятие сознания. Под
психикой человека понимается совокупность явлений его
внутреннего субъективного мира, отличного от внешнего
мира вещей, включая тело человека. Основными состав-
ляющими компонентами психики выступают ощущения,
восприятия, представления ("внешние чувства"); разум,
абстрактное мышление, формами которого выступают
понятия, суждения, умозаключения; эмоции - горе, ра-
дость, волнение, страх ("внутренние чувства"); воля.

Сознание не тождественно психике, ибо психиче-
ское включает в себя и подсознательное (бессознательное,
неосознанное). Например, мигание глаз, вздрагивание
при испуге, сон, гипноз, лунатизм и т.п. Эмоции также
могут быть сознательными и бессознательными.

К сознательному относятся такие психические явле-
ния, которые проходят через мышление (разум), осозна-
ются человеком. Мышление подчиняет чувства, эмоции,
волю. Можно говорить о большей или меньшей степени
сознательности. Но в целом человеческая деятельность
характеризуется решающей ролью сознательных поступ-
ков и действий.

Существование психики невозможно вне функцио-
нирующего мозга, от уровня структурной организации
которого зависит и уровень его отражательной способ-
ности.

Качественное отличие психики человека от психики
животных заключается в том, что человек обладает спо-
собностью предвидения отдельных последствий своей
деятельности, характера и направленности развития при-
родных и социальных процессов. В этом плане человек,
по словам К. Маркса, "не только изменяет форму того,
что дано природой; в том, что дано природой, он осуще-
ствляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая
как закон определяет способ и характер его действий и
которой он должен подчинять свою волю" (29. Т.23. С. 189).
Помимо этого, человек отличается ценностным отношени-
ем к действительности, в то время как животное не отде-
ляет себя от природы.

Происхождение сознания

Качественное различие психики животных и чело-
века не означает, что они не имеют ничего общего между
собой. Данные современной науки свидетельствуют о том,
что многие виды животных обладают способностью "ду-
мать", "решать", "говорить". Так, некоторые птицы произ-
носят слова, хотя и не понимают их значения, обезьяны
овладевают знаками (свыше 150). Отсюда нередко делают-
ся выводы, что язык и мышление присущи не только че-
ловеку, но и животным.

Представители современной социобиологии зачастую
склонны отождествлять социальную жизнь животных и
человеческого общества. В частности, П. Кемп и К. Арме,
анализируя поведенческие акты пчел, приходят к выводу,
что методы принятия ими решений удивительно напоми-
нают некоторые действия людей.

Особенно часты попытки очеловечивания дельфи-
нов. Ссылаясь на исключительность организации мозга
дельфинов, отдельные авторы полагают, что это открыва-
ет им путь к разумной деятельности. В действительности
же, как показали новейшие исследования, ни поведение,
ни структурно-функциональная организация коры голов-
ного мозга не подтверждают наличия у дельфинов свойств
человеческой психики.

Наделение животных свойствами человеческой
психики не учитывает глубокого различия человеческого
сознания и психики животных. Человеку свойственно
мышление в понятиях, суждениях и умозаключениях,
его сознание является самосознанием - осознание своего
"Я" как противостоящего окружающему миру. Это раз-
личие проявляется уже в морфологических признаках
(увеличение объема и структуры мозга), характере психи-
ческих функций и в общественной природе сознания.
Основой перестройки психики животных в сознание че-
ловека явился труд как процесс, в котором человек своей
деятельностью опосредует, регулирует и контролирует
обмен веществ между собой и природой, благодаря чему
относится к своим условиям не как биологическое суще-
ство, а как социально-исторический субъект изменения
своих условий. Становление человека сопровождается пе-
реходом от присвоения готовых продуктов природы к
трудовой деятельности, в процессе которой инстинкты
животных уступали свое место сознательной деятельности
человека. Изготовление орудий труда предполагало нали-
чие не только прямой, но и опосредованной связи между
действиями человека и явлениями природы, познание их
внутренних связей, что приводило в конечном итоге к
усложнению психического отражения посредством поня-
тий, носящих отвлеченный и обобщенный образ внеш-
него мира.

Формирование сознания в ходе трудовой деятельно-
сти сопровождалось выработкой специфически человече-

ского отношения к миру: для него имеют значение не
только сугубо биологические потребности, но и те, кото-
рые этим потребностям служат опосредованно.

Усовершенствование орудий труда, их специализа-
ция, появление сложных составных орудий приводили к
разделению труда и способствовали развитию аналитиче-
ской деятельности человека. Труд позволял не только
преобразовывать окружающие предметы, но и развивал
самого человека, совершенствовал его мозг. В свою оче-
редь, развитие мозга послужило средством усовершенст-
вования трудовой деятельности, которая развивалась на
основе накопленного опыта, навыков в изготовлении ору-
дий труда. В результате человек изучал и познавал свой-
ства природы, недоступные животным.

Применение орудий труда и всей системы речевых
знаков явилось необходимым условием возникновения
человеческого сознания, которое ориентировано не толь-
ко на познание мира, но и на его преобразование. Осуще-
ствляя практически-преобразовательную деятельность,
человек создает культуру. Благодаря речи она формирует-
ся и развивается как общественное явление, как духовный
продукт жизни общества. Выступая средством взаимного
общения людей, обмена опытом, знаниями, идеями, -
речь связывает людей не только данной социальной груп-
пы, не только данного поколения, но и последующих,
созидая преемственность накопленного человечеством
опыта.

Сознание не изолировано от других явлений обще-
ственной жизни, а неразрывно связано с ними. Оно ди-
намично и развивается на основе ведущих социальных
закономерностей, в то время как психика животных со-
вершенствуется лишь в процессе непрерывного приспособ-
ления животных к условиям жизни. Ценностное отноше-
ние к действительности - отличительная черта сознания,
выражающая определенные функции (практически-ути-
литарную, нравственную, эстетическую и т.п.). Оно возни-
кает как осознание значимости тех предметов, полезность
которых человек устанавливает на практике.

Общественно-историческая практика выявляет сущ-
ность человека как субъекта, обладающего творческой
активностью в конкретно-исторических условиях.

Творческий, активный характер сознания проявля-
ется в его избирательности. Из многих вещей оно избира-
ет и делает своим объектом лишь одну или несколько.
Человек может логически связывать и развивать в своем
сознании мысли таким образом, что они оказываются не
только копией отражаемых предметов и их связей, но и
преобразованным воспроизведением. В этом случае соз-
нание как непосредственное отражение действительности
превращается в идею, ориентированную на ее практиче-
ское воплощение в жизнь. Раскрытие истины на основе
создания теорий, гипотез, других форм научного позна-
ния - свидетельство творческой активности сознания, ве-
дущее к преобразованию мира.

Творческую роль сознания надо понимать, однако,
не как творение сознания мира (как утверждает идеа-
лизм), а преобразование окружающей действительности
человеком в результате практической деятельности. Эти
действия людей, являясь материальным процессом, со-
вершаются по объективным законам, в то же время
представляя собой сознательную деятельность, в которой
так или иначе претворяются заранее выработанные в
сознании цели и планы человека. Изменять, создавать
новую предметную реальность может не сознание само
по себе, а человеческие действия, одухотворенные идея-
ми, целями.

I

Сознание и язык

Основой возникновения языка, равным образом как
и мышления, являются труд, коллективная деятельность
людей. Благодаря общению людей совершенствовались
орудия труда, а навыки в их употреблении становились
достоянием всего коллектива. Для передачи трудовых на-
выков и опыта последующим поколениям механизма ус-
ловных рефлексов было недостаточно, поскольку опыт
был настолько разнообразен, что мог передаваться не
иначе как в обобщенном виде, в его внутренних и су-
щественных связях. Этой цели и послужило появление
мышления и языка.

Сознание формировалось на основе общественной
жизни людей и их постоянного взаимодействия, которое
протекает посредством их общения. Средством общения

служит слово, значение которого носит обобщенный ха-
рактер.

Мышление и язык неразрывно связаны между
собой, однако это не означает, что они тождественны
друг другу. Различие между ними состоит в том, что
мысль есть отражение объективной реальности, в то
время как слово - это способ выражения, закрепления
мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим
людям. Именно благодаря слову мысли других людей
могут быть восприняты нами. Язык служит условием
для взаимного понимания людей, а также осознания
человеком действительности и самого себя. Мышление
возможно лишь тогда, когда оно облекается в языко-
вую форму, т.е. в определенной системе средств об-
щения. Такими средствами являются различные виды
речи: устная, письменная, внутренняя (думать "про
себя").

Язык выступает не только средством внешнего
воплощения мысли (в словах или письменной речи),
обобщения, но и средством оформления мысли. Если
человек и не говорит вслух, все равно его мысли об-
лекаются в форму слов. Внутренняя речь является
средством оформления мысли. Если человек не может
выразить то, что хотел бы сказать, то это означает от-
сутствие оформления мысли. Пользование языком ос-
новано на существовании ассоциативной связи между
звуковым комплексом, речедвигательным аппаратом и
зрительными, осязательными, обонятельными и други-
ми восприятиями, соответствующими воспринимаемо-
му предмету.

Характерной особенностью слова как раздражителя
является непрерывное расширение его содержания. В за-
висимости от индивидуального опыта человека одни и те
же слова могут вызывать у разных людей различные со-
держательные представления о предметах. Ни сам язык,
ни конкретные механизмы, реализующие процессы речи,
не заложены изначально в человеке, не "записаны" в его
мозгу. Примером этого могут служить случаи, когда дети
с момента своего рождения жили среди животных. Они
не умели говорить и· обладали крайне примитивным
мышлением.

Таким образом, не только язык не существует вне
мышления, но и мысли, идеи не существуют вне языка.
Язык и мышление развиваются вместе со становлением
общества.

Природа идеального

Без учета творческой природы сознания, мышления
невозможно научное понимание процесса познания. Ме-
тафизический материализм абсолютизировал внешний
источник сознания (природу), не поднимаясь до призна-
ния роли практики в познании. Напротив, идеализм пре-
увеличивал другую сторону познания - его активность,
приписывая сознанию, мышлению мистическую способ-
ность создавать из себя объект познания и действия.

Сознание - специфическая форма деятельности чело-
века, духовная, теоретическая деятельность. Первоначально
производство идей, представлений вплетено в материаль-
ную деятельность и общение людей. В дальнейшем проис-
ходит отделение духовного от материального, производство
идей становится относительно самостоятельным; мышле-
ние в любом случае есть не что иное, как осознание бы-
тия, его содержанием является объективный мир.

Как духовная деятельность человека мышление, а
равным образом и сознание, выступает в качестве иде-
ального по отношению к отраженному в нем объекту.
Познавательный образ и отраженный в нем предмет
едины, ибо образ есть копия предмета, снимок с него,
но и противоположны, ибо одно по отношению к дру-
гому выступает как идеальное по отношению к матери-
альному. Познавательный образ как отражение, снимок
предмета, не является его материальной копией. Мате-
риальная копия, или материальная модель, обладает
свойствами, присущими материальным телам. Модель
корабля отличается от самого корабля, но это различие в
одной сфере общности, ибо они суть материальные тела.
Содержание наших мыслей о корабле, будучи его обра-
зом, не является, однако, его материальной копией, мо-
делью.

Между содержанием мысли и отраженным ею
предметом имеется принципиальное различие, которое
называется различием между материальным и идеальным.

Идеальное связано с материальным, но не является им.
"Идеальное, - писал К. Маркс, - есть не что иное, как
материальное, пересаженное в человеческую голову и
преобразованное в ней" (29. Т.23. С.21).

Познавательный образ нельзя рассматривать как осо-
бую идеальную вещь, существующую наряду с предметом и
независимо от него; это - идеальный образ предмета. Здесь
нет двух предметов, один - идеальный, другой - матери-
альный. Сознание создает лишь образ материального

предмета.

Что такое идеальное? Оно в научной литературе
трактуется неоднозначно. Некоторые авторы отождест-
вляют идеальное с субъективной реальностью вообще.
Для других идеальное предстает лишь как понятийная
форма отражения. Между тем идеальность есть характе-
ристика всех проявлений сознания - ощущений, воспри-
ятий, мыслей, эмоций, социальных чувств, религиозных
и философских воззрений и т.д. Идеальное - отражение
действительности в формах деятельности человека, его
сознания и воли, это не какая-то умопостигаемая иде-
альная вещь, а способность человека в своей деятельно-
сти духовно, в мыслях воспроизводить ту или иную ре-
альность.

В действительности идеальное существует лишь
как противоположное материальному, но не в форме
особых вещей, а как момент практического взаимодей-
ствия субъекта с объектом, как форма деятельности
субъекта. В отдельности идеальное не существует, но его
можно выделить в мысли как некоторую чистую форму.
Подобно тому как круглое не существует отдельно от
круглых тел, так чистая форма выделяется деятельно-
стью человека, и его можно выделить лишь как форму
этой деятельности. Идеальное как некоторая чистая
форма реально существует как бы вплетенным в мате-
риальное, в систему нейрофизиологических структур и
процессов, в систему материальных знаков, в матери-
альное взаимодействие человека со средой.

Процесс мышления осуществляется на основе зна-
ков, как правило, слов и предложений, которые являются
материальной формой идеального. Человек может вос-
принимать из внешнего мира только то, что действует на
его органы чувств. Поэтому идеальные образы предметов

- 165

приобретают в языке свою чувственно-материальную
форму и тем самым делают результаты мышления прак-
тически доступными, реальными.

Наши рекомендации