Симметрия в организме человека

Человеческое тело обладает зеркальной симметрией (внешний облик и строение скелета). Эта симметрия всегда была и останется главным источником нашего эстетического восхищения хорошо сложенным человеческим телом. В построении человеческого тела, лежит принцип двусторонней симметрии.[4]

Основная часть людей рассматривает мозг как единую структуру, в действительности же он разделён на две половины. Эти две части – два полушария, плотно прилегающие друг к другу. В полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие представляет собой почти идентичное зеркальное отображение другого

Но физическая симметрия тела и мозга совсем не означает, что правая сторона и левая идентичны во всех отношениях. Стоит только обратить внимание на действия наших рук, чтобы увидеть начальные признаки функциональной симметрии. Небольшое количество людей одинаково владеют обеими руками; большинство же имеет ведущую руку.

Асимметрия в природе

Л. Пастером была открыта молекулярная асимметрия, которому удалось выделить левые и правые кристаллы винной кислоты. Он узнал, что в отличие от молекул неживой природы молекулы органических веществ имеют сильно выраженный асимметричный характер. Объяснить происхождение «левизны» живой природы он пытался с помощью асимметрии, глобальной анизотропией пространства.[2, c 128]

Пастер считал, что асимметрия живого вещества, является единственной четкой границей, которую можно провести между живой и неживой природой, т.е. это то, чем отличается живое вещество от неживого.[2, c 129]

Асимметрия в организме человека

Одно из распространенных правил биологии – для множества элементов системы характерны асимметрия взаимодействий и вытекающая из этого асимметрия взаимоотношений. По этому правилу описывают функционирование человеческого мозга.

Исследования асимметрии мозга начались в конце 1950-х гг., и в 1970-х гг. П. Линдсейем и Д. Норманном была создана обоснованная теория о том, что при разрушении левого полушария теряется целенаправленность действий, меняется содержание представлений о прошлом и будущем. Так воспоминания из глубокого прошлого начинают переплетаться с недавними воспоминаниями. Нарушение целостности правого полушария приводит к нарушению чувственных и эмоциональных способностей человека, теряется способность к выполнению практических действий. При нарушении связи между полушариями мозга возникают два потока сознания, что вызывает ощущение «раздвоения» личности.[4]

Благодаря этим исследованиям было обнаружено то, что целостный мозг работает иначе, нежели рассеченный. И объясняется всё это тем, что между полушариями мозга происходит непрерывный обмен информацией, и каждое полушарие имеет определенную специализацию. В ходе эволюции сформировалась функциональная асимметрия мозга, которая привела к тому, что левое полушарие отвечает за функции речи и логическое мышление, а правое за управление координацией движения и фиксацию геометрических связей объектов. Взаимодействие полушарий мозга происходит по правилу дополнительности, это дает человеку огромные преимущества и позволяет открывать в себе новые способности и обладать большим количеством навыком, нежели остальные обитатели планеты.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что понятия симметрия и асимметрия встречаются во всех аспектах нашей жизни и затрагивают все сферы деятельности человека. Изучение этих понятий поможет предугадывать и даже воздействовать на ход развития эволюции.

Заключение

Законам симметрии подчиняется всё живое и неживое.

Симметрия проявляется в различных объектах мира, отражает общие, фундаментальные его свойства. Это та причина, по которой исследование симметрий различных природных объектов с сопоставлением его результатов, является наиболее удобным и надежным способом познания основных закономерностей существования материи.

Симметрия — это равенство в широком смысле слова. Симметрия является гарантом сохранности чего-либо. Если симметрия имеет место быть, значит что-то не изменится, сохранится в первозданном виде.

В этой работе была поставлена цель, изучить все аспекты понятия «симметрия» и «асимметрия», их значение в развитии природы, человека и искусства. Получить знания по данной теме. Ознакомиться с тематической литературой. Я считаю, что поставленные цели и задачи достигнуты. Было проведено изучение литературы по данной теме и получены теоретические знания.

Библиографический список

1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. – 592 с.

2. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 480 с. – (Высшее образование).

3. Садохин. А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.

4. Самыгин С.И. Концепции современного естествознания. Серия «Учебники и учебные пособия» - 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.

Наши рекомендации