Общая характеристика экзистенциализма
Философия существования илиэкзистенциализм( от позднелат.exixtentia - существование) выступила в XX в. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире. В одной из самых распространенных и влиятельных социальных концепций. Процесс возникновения и оформления растянулся на несколько десятилетий. Это были 20-е - 50-е годы ХХ в.
Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции.
Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая - М. Хайдеггер. Ж.-П.Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.
Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.
Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.
Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия.
Экзистенциализм возникает в 20 веке, в период общей беспокойности и войн (немецкий - в первую мировую войну, французский - во вторую мировую войну), и отражает самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью,бытием и небытием.
Если говорить о истории возникновения экзистенциализма, о философских идеях и размышлениях, положенных в основу экзистенциализма, то можно сказать, что первым представителем данного направления и философской антропологии можно считать Сократа. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения "я знаю, что я ничего не знаю" к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула "Познай самого себя!"
Философы-экзистенциалисты часто прибегали к изложению своих идей в собственно-литературной форме (романы, эссе, пьесы), хотя им не была чужда и определённая философская методология - так, все они в большей или меньшей степени опираются на феноменологию Э.Гуссерля.
Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.
Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности. Жизненный мир - это не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная "пограничная ситуация" - это ситуация перед лицом смерти, "ничто", "быть или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции - Бога - в религиозной разновидности экзистенциализма.
Экзистенциалистическая философия во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю)
Во французском экзистенциализме можно выделить две его формы: консервативно-католический и радикальный атеистический.
Оригинальный представитель экзистенциализма в ХХ в. Во Франции - Жан Поль Сартр (1905-1980), философ, писатель, искусствовед, общественный деятель. Известен своими романами, пьесами, очерками, памфлетами. Автор ряда философских работ: «Бытие и Ничто», «Воображение», «Экзистенциализм - это гуманизм» и т.д.
Главный философский труд Сартра - его докторская диссертация "БЫТИЕ И НИЧТО" (1943г.), представляющий собой, по определению автора, "опыт феноменологической онтологии".
Онтология Сартра строится на противопоставлении двух основных категорий, равнозначных"Я"и"не-Я".
Категория "бытие - в - себе" занимает существенное место в онтологии Сартра и равнозначна не -Я».
"Бытие-в-себе" контрастирует в онтологии Сартра с "БЫТИЕМ-ДЛЯ-СЕБЯ". В-себе-бытие есть абсолютная пассивность. "Было бы лишено всякого смысла спрашивать, - пишет Сартр, - каким было бытие до появления "для-себя".
Эти две категории, две полярности у Сартра отнюдь не равнозначны. Бытие-в-себе остается в системе темным фоном, на котором существует и действует одно лишь для-себя-бытие, единственный источник качественного многообразия и носитель жизни и движения.
Для философии Сартра, как и экзистенциализма вообще, характерен отказ от традиционного, рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности - выражена Сартром, в частности, следующим образом: "Сознание есть бытие, существование которого полагает сущность".
Для-себя-бытие Сартра динамично. При этом всякая действенность, активность, инициатива, всякое творческое, созидательное начало вообще понимается Сартром как отрицание, негативность.
Для Сартра, как и для экзистенциализма вообще, в высшей степени характерна эмоционально-волюнтаристическая трактовка отрицательности.
Присущий экзистенциальной философии антропологизм получил у Сартра специфическое обоснование и развитие. Ставшее традиционным определение экзистенциализма как «философии субъекта» применимо к взглядам французского мыслителя, может быть, в большей степени, чем других известных приверженцев этого учения. Наш исходный пункт, декларировал философ - «это субъективность индивида».
Он чрезвычайно остро, даже болезненно реагировал на порождение буржуазной индустриальной цивилизацией отторжение массы людей от общества и государства, их растущее отчуждение от культуры. Серийное машинное производство породило всеобщую стандартизацию и усредненность, а «священный принцип» частной собственности создал «частичного индивида», пленного вещами. Поэтому экзистенциальная антропология направляется против закабаляющего человека вещизма.
Для этого потребовалось преодолеть философские основы последнего, которые усматривались в позитивистском толковании человека как части природы или вещи, наделенной мыслью. Французский экзистенциалист строил свою антропологическую версию на критике тех идеалистических трактовок, которые сводили бытие к мышлению, абсолютизировали дух и его определения.
Тем самым следование экзистенции привело Сартра к созданию идеи и оформления ее в теоретическую концепцию, согласно которой человек должен быть в центре философских исследований, а его свобода, внутренний субъективный мир - главный предмет экзистенционального учения. Отвергая упреки «слева» и «справа» о том, что экзистенциалисты указывают на темные стороны человеческой жизни (все гнусное, низкое, липкое и т.п. ) и ущербность психологии личности (отчаяние, одиночество, страх, тревога и т.д.), он формулировал исходные принципы и особенности философии существования.
Противопоставляя ее материализму, который ведет к рассмотрению людей как предметов, философ писал, что экзистенциализм - «единственная теория», придающая человеку достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект… Мы именно и хотим создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства».
Отличая, далее, экзистенциализм от рационалистических воззрений, в том числе Декарта с его «Я мыслю, следовательно, существую», Сартр вносит в эту максиму существенную новеллу. Он подчеркивает, что мы постигаем себя перед лицом другого, и другой так же достоверен для нас, как мы сами. Таким образом, человек, постигающий себя через cogito, «непосредственно обнаруживает вместе с тем и всех других, и притом - как условие своего собственного существования». Развивая эту мысль о межличностных отношениях как факторе самовыражения и самопознания людей, он отмечал, что другой человек необходим для моего существования так же, как и для моего самопознания. Обнаружение моего внутреннего мира открывает мне в то же время и другого, как стоящую передо мной свободу. Таким образом, «открывается целый мир, который мы называем интерсубъективностью. В этом мире человек и решает, чем является он и чем являются другие».
Данному тезису придается в экзистенциализме особенно большое значение. Концептуально это формулируется так: «существование предшествует сущности». Разъясняя его, Сартр констатировал: «Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется». Человек становится таким, каким он по свободному выбору сделает себя сам. Таким образом, нет накакой природы человека, как нет и бога, который ее задумал. Вот суть субъективности, таков первый принцип экзистенциализма. Определяя себя, будучи ответственным за свою судьбу, человек ответственен и за всех людей. Но он не может выйти за пределы человеческой субъективности. В этом глубинный смысл экзистенциализма.
Видным представителем французского атеистического экзистенциализма был и Альбер Камю (1913-1960)- философ, писатель, драматург и актер, участник Движения Сопротивления фашизму. Погиб в автомобильной катастрофе. Автор философских работ «Миф о Сизифе»(19472), «Бунтующий человек» (1951) и др.; повестей, пьес, публицистики в трех книгах (1950-1958).
Как философ и деятель культуры, он испытывал глубокое разочарование в том, как развивается история, в каком направлении движется прогресс, что происходит с судьбами миллионов людей разных стран. Его социальный пессимизм существенно отразился на трактовке всей совокупности философских вопросов, относящихся к человеку, его экзистенциальности. Тематика самоубийств и убийств, бунтов, террора надолго определила направления творчества философа и писателя. Нередко она сопровождалась отходом от ставших традиционными (классическими) канонов философии существования.
Уже осенью 1940 г. В Лионе, когда началась работа над первым крупным философским трудом, Камю изложил свое понимание человеческого бытия таким образом: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Все остальное автору книги представлялось второстепенным: какие измерения имеет мир, каким категориями руководствуется разум. Названную им проблему он рассматривал в рамках рассуждений о смысле жизни в условиях господствующего в мире абсурда и ежедневной омерзительной скуки, безотрадного существования.
«Сам по себе мир просто неразумен, и это все, что о нем можно сказать». Абсурд в равной степени зависит от человека и от мира. Пока что это единственная связь между ними. Он скрепляет их так прочно, как умеет приковывать одно живое существо к другому только ненависть. И в этом состоянии абсурда нужно жить. Критически отнесясь к тезису С. Къеркегора о том, что от человека от пустоты и отчаяния спасает сознание, Камю негативно высказывался и о самой философии существования, как она сложилась к началу 40-х гг. «Я решусь назвать экзистенцинальный подход философским самоубийством». Это движение мысли, которым она «отрицает самое себя и стремится преодолеть себя с помощью того, что ее отрицает. Отрицание и есть бог экзистенциализма. Точнее единственной опорой этого бога является отрицание человеческого разума».
Человек разучился надеяться. Ад настоящего сделался наконец его царством. Завтрашнего дня нет. И отныне «это стало основанием моей свободы…. Исходная тема экзистенциональной философии сохраняет всю свою значимость. Пробуждение сознания, бегство от сновидений повседневности - таковы первые ступени абсурдной свободы».
Если в данной работе Камо все экзистенциальные проблемы (как он их понимал) развивал вокруг идей самоубийства, абсурда и обусловленного этим поведения абсурдного человека с адекватной свободой, то в книге «Бунтующий человек» в центре философского анализа - бунт личности. Выводя из своего философского кредо - человеческого абсурда - три следствия: бунт, свободу и страсть, писатель сопрягает их в нечто целое, единое. Человек прибегает к бунту из-за того, что вокруг него творятся убийства, несправедливость, беззакония, готовятся и развязываются бесконечные войны, государственный террор. Трагедия философии состоит в том, что она все это пророчествует и оправдывает. Бунтующий человек всему, что его окружает, говорит, наконец «нет». Это реакция раба, всю жизнь повиновавщегося «господским распоряжением».
Философский труд венчает то, с чего он начинался. Нам нужно расстаться с эпохой. В очистительном бунте наконец-то рождается подлинный человек. «Тетива натянута, лук скрипит. Напряжение все сильней - и прямая жесткая стрела уже готова устремиться в свободный полет».
Таким был своеобразный, до предела социологизированный и идеологозированный экзистенциализм Камю, развившего в ХХ в. Многие идеи иррационализма, волюнтаризма и нигилизма своего известного предшественника, ставшего изгоем цивилизации, философа-бунтаря Фридриха Ницше.
Формы культуры (элитарная и массовая культуры)
Массовая культура. Это понятие, характеризующее культурный процесс, производимый в большом количестве, предназначен для широких масс. Многие исследователи считают, что массовая культура зародилась в связи с принятием в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности, когда всем стал доступен главный вид художественного творчества XIX в. – роман. Вторая веха связана с изобретением кинематографа. Даже неграмотный человек правильно мог воспринимать информацию в картинках. Третья веха – магнитофон, телевизор, компьютер, интернет, которые усилили позиции массовой культуры. Последние интенсивно влияют на современного человека: не только заполняют его досуг, но и информируют его, обучают, влияют на формирование духовных ценностей, на идеологические убеждения.
Американский ученый Э. Фромм, вслед за ним и А. Маслоу среди человеческих потребностей, выделяют потребность самовыражения, потребность в творчестве. Без массового признания этот продукт творчества останется вне культуры.
В «массовой культуре», как явлении многостороннем, в современной культурологии выделяют три основные уровня:
· кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
· мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
· арт-культура (масс-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации привело к созданию массовой культуры. В кич-культуре заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство определяют коммерческий характер культуры. Предвидят финансовый успех прибыли. Авторы-дельцы ориентируются на низкие вкусы массового потребителя, на сиюминутную моду, отсюда и мыльные оперы и всякого рода сериалы. Низкопродуктивная литература, зрелищные фильмы, не содержащие глубинного смысла, заполняют свободное время людей. Никому не секрет, что кино любят многие. Но «массовый зритель» не обращает внимания в фильме ни на философскую глубинную суть, ни на актерское мастерство, ни на особенности зрительского и операторского решения. Зачастую он внимательно следит только за сюжетной линией. А это разрушает целостное восприятие фильма, что является, в свою очередь, гарантом эстетического наслаждения. Для развития общества очень важно, чтобы массовая культура заключалась не только в развлечениях, а в труде творческом, новаторском, созидательном, сознательном, который явится приращением духовных богатств общества.
Что касается мид-культуры, то, прежде всего, следует отметить ее двойственный характер. Она обладает некоторыми чертами традиционной, народной, общенациональной культуры, но в тоже время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кич, эта форма «массовой» культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мид-культура задает тон, на ее стандарты ориентируется «массовая» культура в целом.
Наиболее высокий уровень «массовой» культуры – арт-культура, рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей арт-культуры является максимальное приближение «массовой» культуры к нормам и стандартам традиционной культуры. К мид-культуре и арт-культуре можно отнести определенные виды художественных произведений (тех же бестселлеров), рекламы, в зависимости от их идейности, актуальности, художественной формы, а также средства массовой информации.
Подытожив сказанное, можно еще раз подчеркнуть основные стороны массовой культуры:
· ориентированность на гомогенную аудиторию и вместе с тем распространенность на широкие массы;
· опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;
· эскейпизм (уход от реальности в мир фантазий и грез); и вместе с тем, своего рода психотерапевтическое влияние на человека;
· быстродоступность;
· быстрозабываемость;
· традиционность и консерватизм; и вместе с тем ознакомление с инновациями («Клон»- телесериал);
· занимательность;
· сплачивание определенного круга людей;
· потенциал знакомства с более высокой культурой.
Феномен «массовой культуры», с точки зрения его роли в развитии современной цивилизации, по-разному оценивается учеными. Некоторые (Ф.Ницше, О.Шпенглер, Э. Шопенгауэр, Х. Ортега-и-Гассет) воспринимают ее как социальную патологию, как нечто, свидетельствующее о низком уровне развития. С точки зрения Шопенгауэра, изложенной в работе «Мир как воля и представление», человечество изначально разделено на две группы: высших – людей гения, способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, и низших – людей пользы, уделом которых является чисто практическая утилитарная деятельность. Х. Ортега–и–Гассет видит общество как «орден людей выдающихся и орден людей заурядных». Народ же – это только один из элементов социальной структуры, косная материя исторического процесса, второстепенный компонент бытия. Другие же (Л. Уайт, Т. Парсонс) считают его важным фактором всеобщего общественного развития. Критический подход к «массовой культуре» сводится к ее обвинениям в пренебрежении классическим наследством, в том, что она является инструментом сознательного манипулирования людьми; порабощает и унифицирует основного творца всякой культуры – суверенную личность; способствует ее отчуждению от реальной жизни; отвлекает людей от их основной задачи – духовно-практического освоения мира.
Элитарная культура. Массовой культуре часто противопоставляют элитарную. «Элита» – с французского языка – лучшее, отборное. Элитарная культура – это культура для избранных, посвященных, которая создается и потребляется людьми широкого умственного кругозора, высокого интеллекта. Элита – это лучшие представители какой-нибудь части общества, группировки и т.п. Основной задачей элитарной культуры является сохранить в культуре творческое начало. Уже в античности были попытки осмысления элитарности. Платон делит человеческое познание на знание и мнение. Знание доступно интеллекту философов - мудрецов, а мнение - толпы. Следовательно, здесь впервые выделяется интеллектуальная элита как особая профессиональная группа – хранитель и носитель высшего знания.
В эпоху Возрождения Петрарка в своем знаменитом рассуждении «О подлинном благородстве» решает проблемы благородства по интеллекту, а не по рождению или титулу. «Чернь», «презренные» для гуманистов – это необразованные сограждане, самодовольные неучи, будь то даже дворяне. И в оппозицию им гуманисты ставят интеллектуальную элиту, которую позднее стали именовать интеллигенцией.
Элита занимается духовной деятельностью, имеет высокие нравственные и эстетические задатки. Именно она обеспечивает прогресс. Элитой в основном считают интеллигенцию, которая, будучи носителем высоких идей, во все времена являлось устроительницей духовной жизни общества. К ней обычно относят фильмы Тарковского, Михалкова, книги Кафки, картины Пикассо, Леонардо да Винчи. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. А массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять. Ведь можно услышать много негодований по поводу того, почему же «Мону Лизу» считают шедевром и много о ней спорят. Да, этого не понять каждому. Потребителями элитной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента.
Определяя элиту, ее всегда противопоставляют массе. При создании продуктов элитной культуры не преследуются коммерческие цели. Наоборот, произведения элитной культуры – это итог творческой деятельности, самовыражения личности, ее своеобразного таланта. В этом и смысл самобытной элитной культуры. «Популярная культура» и «элитарная культура» не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются «массовой культурой», повышая ее уровень. Например, многие классические музыкальные произведения таких композиторов, как Моцарт, Бах, часто можно услышать в качестве мелодии звонка на мобильном телефоне, в часах-будильниках и т.д.
В то же самое время некоторые образцы элитного искусства как формы замкнутых элитарных групп могут быть отброшены, оказаться невостребованными обществом, что свидетельствует о том, что не всякая элитарная группа может стать субъектом - творцом культуры.