Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание.
Человек познаёт мир с помощью сознания. Это высшая форма отражения действительности, поэтому важно выяснить познавательные возможности сознания и всей человеческой психики. Рассматривая сознание как систему можно выделить три формы: 1) познавательная; 2) эмоциональная; 3) мотивационно – волевая.
Познавательная сфера включает чувственное сознание (ощущения, восприятия, представления) и рациональное (мышление, оперирование понятиями). На основе чувственного и рационального познания создаются идеальные образы объектов познания.
К познавательным способностям относится внимание, память, воображение, а так же интуиция, корни которой находятся в бессознательном:
а) внимание организует познание, делает его активным, целенаправленным; б) память – хранит и воспроизводит информацию; в) воображение – способность создавать представления, которые реально не воспринимались (фантазия, откровения и т. д.)
Познавательная деятельность не возможна без языка.
Эмоциональная сфера – внутренние чувства человека (радость, горе, любовь, сострадание, ненависть и т. д.). Сюда относятся и аффекты (душевное волнение, страсть, гнев, ужас, ярость). Эмоциональное состояние (подавленное, радостное, грустное, жажда, голод) это всё влияет на познание.
Мотивационно-волевая сфера – мотивы, интересы, потребности человека, что ориентирует его в познавательной деятельности, а так же воля. Воля – это способность к выбору цели и усилия для её достижения. Все сферы взаимосвязаны, но основную роль играет рациональное познание.
К психической деятельности относится не только сознательное, но и бессознательное. Особое место принадлежит интуиции (пристальное всматривание). Это способность непосредственного постижения истины без рационального обоснования. Её понимали по – разному. В сенсуализме – способность непосредственного постижения истины с помощью чувств, она не нуждается в обосновании (белизна снега, зелень травы).
У рационалистов – интеллектуальная интуиция (математические, логические аксиомы).
В иррациональной философии (Бергсон) – интуиция противопоставляется логике и рациональному познанию и понимается как сверхразумная, мистическая деятельность.
В современной науке интуицию рассматривают как форму непосредственного познания, связанную с рациональным, опосредованным познанием. Это могут быть и внезапные идеи, без осознания мыслительного процесса, который к ней привёл. Весь ход рассуждений не всегда осмысливается, отдельные звенья могут выпадать в бессознательное из общей логической цепочки. Результат осознаётся как очевидная истина. Это мы наблюдаем в деятельности учёных, медиков, художников, юристов.
В структуру познавательной деятельности включаются такие её уровни как чувственное и рациональное.
Чувственное познание: ощущение – субъективный образ предмета, первичная информация о мире, восприятие – целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нём отражаются различные свойства вещи как одно целое, представление – это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти. Оно базируется на прошлых восприятиях, воображении, мечте, фантазии и т. д.
Рациональное познание – это, прежде всего мышление, которое опирается на чувственное познание и даёт обобщённое знание. Оно осуществляется в 3 формах: понятия, суждения, умозаключения.
Для всех трёх форм логического мышления характерна связь с языком.
Понятие – это обобщённое логическое выражение существенных свойств предметов. В них закрепляются результаты познания. Научные понятия выражают внутренние связи и отношения, служат ступенями познания. Понятия подвержены изменениям в результате практики. Практика закрепляется в сознании в форме понятий. Понятия возникают и существуют в сознании в виде суждений. Суждения – это форма, в которой совершается мыслительный процесс, мыслить, значит высказывать суждения. Они могут быть утвердительными или отрицательными. Элементами всякого суждения являются понятия, а содержание самих понятий раскрывается путём суждения.
К какому-то суждению человек может прийти опосредованно с помощью умозаключения.
Умозаключения на основе имеющихся знаний дают нам новые знания. Здесь совершается переход от известного к неизвестному, путём выведения одних суждений из других.
Суждения, на основании которых делается вывод – называются посылками. Выведённое новое суждение – следствие или заключения. Вывод, если он сделан правильно, всегда содержит новое знание.
Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Большое значение в познании играют анализ и синтез, логическое и историческое.
Уровни познания существуют в неразрывной связи и образуют диалектический путь познания: от живого созерцания, к абстрактному мышлению – от него к практике. Итог познания – достижение истинного знания.
Истина – это соответствие знания объекту исследования. Важнейшим принципом познания является принцип объективности рассмотрения объекта, вещи должны браться сами по себе. Истина – объективна, «Понятие объективная истина» выражает содержание о мире и обозначает личное отражение объективного мира в сознании. Истина – конкретна, абстрактных истин нет! Истинность понятий, выводов надо рассматривать в зависимости от условий, места и времени их возникновения. С изменением исторических условий меняется и истинность положений и выводов.
Истина представляет собой непрерывный процесс и для объяснения движения истины в философии выработаны понятия абсолютной и относительной истины. Они раскрывают взаимоотношения между бесконечным процессом познания и исторической обусловленностью этого процесса на отдельной ступени его развития. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, её разновидностью являются вечные истины.
Абсолютная истина познаётся не сразу, не целиком, а через относительные истины. Абсолютная истина – это бесконечный процесс, отдельными звеньями которого являются относительные истины – не полные, не точные знания.
Истина есть процесс движения мысли от неполного знания к более полному, абсолютному. Игнорирование этого приводит к релятивизму или догматизму. Но полные исчерпывающие знания о мире в целом недостижимо, так как мир бесконечен и неисчерпаем.
Абсолютная истина предстаёт как бесконечная сумма относительных истин, которые формирует человечество на протяжении всей своей истории.
Догматизм рассматривает истину вне развития.
Таким образом, истина не только результат познания, но и средство, и способ реализации его целей. Истина возможна только в неразрывной связи с практикой. Она есть единство познания, преобразования и освоения мира человеком. Проблема истины связана с поиском её критериев. Существовали различные критерии истинности знания.
У эмпириков – сенсуалистов – критерий данные ощущений и восприятий, то есть соответствие знание – опыту. Рационалисты – интеллектуальная интуиция.
Когертивная теория истины – внутреннее согласованное непротиворечивое знание.
Есть логический критерий – выведение знаний из общих истинных положений. Все они имеют место. Критерием должна быть не духовная познавательная деятельность, а практика, то есть целенаправленная предметно чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Она имеет социально-историческую природу. Чувственный и рациональный, логический и эстетический критерий опосредованы практикой. Практика – решающий и всеобщий критерий, но она абсолютна и относительна – не всегда в данный исторический момент может подтвердить или опровергнуть истинность знания.
Практика источник познания и критерий истины.