Современные зарубежные теории СМИ и массовых коммуникаций

СМИ в условиях перехода к информационному обществу

ЗАДАНИЕ

1) Самостоятельное изучение: «Тенденции развития современных СМИ»

* Быков А.Ю. Современная зарубежная журналистика.

2) СМИ и конвергенция. Демассификация СМИ. Депрофессионализация СМИ.

3) Самостоятельная работа №1: «Глобализация СМИ: пути развития и потенциальные угрозы» (аналитический материал).

Вопросы для экзамена:

1. Чем обусловлена глобальная сущность современного информационного общества?

2. Что является следствием информационного общества в области СМИ?

3. Какие аспекты проблемы «глобальное информационное пространство» выделяет проф. Я. Н. Засурский?

4. Учет какой аудитории следует осуществлять в современном информационном обществе?

5. В чем суть процесса конвергенции современных СМИ?

6. В чем состоит процесс депрофессионализации современных зарубежных СМИ?

7. Какова специфика «народной журналистики», «прецизионной журналистики» и «нового журнализма» в современную эпоху?

Литература:

Основная литература:

1. Алексеева А. О. «Народная журналистика» и «депрофессионализация» СМИ // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2006 № 6. С. 80-84.

2. Грядущее информационное общество / А. А. Лазаревич [и др.] Минск: Белорус. наука, 2006. С. 12-75.

3. Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С. 52-60, 215-219, 369-374.

4. Засурский Я. Н. Мир СМИ в 2005 году: наступление конвергенции // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2006 № 5. С. 3-6.

5. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. С.262-270.

Информационная (постиндустриальная) эпоха сменила индустриальную эпоху ХХ века.

В постиндустриальном обществе центральная роль отводится интеллектуальным технологиям, воздействие электронных СМИ на политику, экономику и культуру возрастает. Общая черта, объединяющая концепции информационного общества, заключается в выделении приоритета знаний и информации как основных движущих сил современного общества.

Французский философ Ж.-Ф. Лиотар: «знание уже является и будет важнейшей, а может быть, самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть. Так же как национальные государства боролись за освоение территорий, а затем за распоряжение и эксплуатацию сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы, надо полагать, они будут бороться в будущем за освоение информации»].

Теоретик концепции информационного общества:

1) Канад. философ Маршалл Маклюэн, ввел термин «глобальная деревня». Опираясь на утверждение, что развитие СМК помогает преодолевать пространство и время, он в сер. ХХ века предсказал превращение электронных СМИ в подобие «нервной информационной системы» общества. Характеризовал преобразование человека из "собирателя пищи" в "собирателя информации": «Мы живем сегодня в эпоху информации и коммуникации, потому что электронные медиа мгновенно и постоянно создают общую сферу взаимопереплетающихся событий, в которых участвуют все люди». Конец ХХ века с его изменением медиа-ландшафта и внедрением новых технологий СМИ окончательно убедили исследователей в наступлении новой эры.

Исторический процесс сближения наций и народов сопровождается превращением современного мира в глобальную коммуникационную систему. В самом общем смысле глобализация подразумевает "сжатие" мира и быстрый рост осознания миром самого себя.

В 1994 году Евросоюз обозначил десять приложений новых информационных и коммуникационных технологий в практической жизни, должных стать "переходным мостиком" в информационное общество:

· телеработа;

· дистанционное образование;

· сети, связывающие университеты и исследовательские центры;

· телематические услуги для предприятий мелкого и среднего бизнеса;

· компьютерное управление транспортными услугами;

· компьютерный контроль над воздушным сообщением;

· компьютерные сети в сфере здравоохранения;

· электронная торговля;

· трансевропейская сеть национальных и муниципальных административных органов;

· городские информационные супермагистрали.

В 1995 году "большая семерка" в Брюсселе выдвинула идею "глобальной информационной инфраструктуры", в создании которой страны "семерки" призваны сыграть решающую роль. Европейская комиссия - исполнительный орган Европейского Совета - выявила общеевропейские приоритеты интеграции в информационное общество:

· развитие электронной торговли при особом внимании к проблемам защиты данных в сетях, авторского права, электронной подписи;

· развитие образовательных сетей, информационной и коммуникационной техники в школах;

· исследовательская деятельность, поддержка программ европейского производства, цифровое телевидение, спутниковые средства коммуникации и мультимедиа;

· обновление условий труда и создание новых рабочих мест;

· глобализация сотрудничества и либерализация торговли.

М.Маклюэн уже в ранних работах рассматривал формы коммуникации как ведущий фактор культурной эволюции, относя к средствам коммуникации язык, деньги, дороги, печать, радиовещание, телевидение и компьютеры. В его концепции переход от печатных к электронным средствам коммуникации формирует новый тип восприятия реальности, при котором человек оказывается включенным во все происходящее целостно. Исследователь называет этот период эпохой "глобальной деревни", для которой характерным является "детрадиционализация" - ослабление традиционных связей, иерархий, ценностей.

По его мнению, в обществе поочередно доминировали сперва - устный, затем - письменный и печатный, а сейчас - электрический и электронный типы коммуникации. В этом смысле процесс глобализации напрямую зависит от технической эволюции СМИ.

Как подчеркивает профессор МГУ Е.Л. Вартанова, "неравномерность развития медиа-систем в целом и отдельных секторов внутри национальных систем, а также сильная зависимость от национального экономического и финансового положения задерживают появление единого европейского медиа-рынка".

Движение антиглобалистов видит опасности в создании единой «глобальной деревни». Одна из них – угроза автономии и жизнеспособности культур более слабых, зависимых обществ "третьего" мира. По их мнению, за теорией свободного потока информации, которая продвигает идею превращения новостей в товар, распространяемый по принципам свободной рыночной торговли, скрывается информационный империализм (США).

В условиях информационной глобализации многократно возрастает роль СМИ в моделировании международных отношений, что особенно заметно во время международных кризисов. Способность электронных СМИ информировать о событии в момент его свершения может прямо влиять на поведение всех его участников и результат (Южная Осетия).

Опасения антиглобалистов продиктованы и тем, что глобальные СМИ (CNN, Евроньюс) имеют монополию на конструирование мирового общественного мнения, формирование повестки дня и оценки важности событий. «Электронные средства общения, - пишет профессор МГИМО В.П.Терин, - изо дня в день воспроизводят все более уплотняющуюся информационную оболочку планеты, в которую человечество оказывается "упакованным" как в контейнер, - и контейнер этот каждый день воздействует на население всей Земли, являясь посредником при решении общественно-значимых задач».

В глобальных СМК идет производство мифов, усиливая идеологизацию массового сознания. В 2000 году на встрече "Большой восьмерки" на Окинаве (Япония) была поднята проблема разделения потребителей информации на бедных и богатых: «Существует вероятность появления нового опасного разрыва в уровнях грамотности в результате образования все большей неравномерности в доступе к возможностям, предоставляемым новыми технологиями коммуникации и информации».

* Работы М. Маклюэна («Механическая невеста», «Галактика Гутенберга», «Познание средств информации: продолжение человека»), М. Кастельса («Информационная эпоха. Экономика, общество, культура»).

Современные зарубежные теории СМИ и массовых коммуникаций

Литература

Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1987.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. (ЭБ)

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М., 2002.

Классикой в теории мировой журналистики являются «че­тыре теории прессы», представленные в одноименном труде американских ученых Фреда Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Питерсона.

Авторитарная концепцияустанавливала ответственность перед королем, императором, фюрером, перед государством, ими олицет­воряемым. Теория свободы печати(либертарианская теория), основанной на свободе воли, наоборот, утверждает свободу от правительствен­ного контроля и наделяют СМИ правом контролировать правительство, выступая в роли «четвертой власти». Теория социальной ответственностиразвивает либертарианс­кую линию применительно к рыночным условиям концентрации и монополиза­ции СМИ, выдвигая идеи определенной автономии средств массовой ин­формации от владельцев, позволяющей учитывать интересы общества. В данном случае выдвигается идеал соединения свободы и ответственности. И советская коммунистическая теория развивает авторитарный подход к журналистике как орудию и инструменту в руках коммунистичес­кой партии.

  Авторитарная теория Либертарианcкая теория (свободы печати) Теория социальной ответственности Советская тотали­тарная теория
Получила развитие в Англии в XVI и XVII веках была распространена и всё еще применяется была принята Анг­лией после 1688 г, и в США; влиятель­на повсеместно в США в XX веке в Советском Со­юзе, хотя некото­рые элементы практиковались нацистами и италь­янцами во многих странах
Основания философия абсо­лютной власти монарха, его прави­тельства или обоих работы Мильтона, Локка, Миля и общая философия рационализма и естественных прав работы Хокинга, Комиссия по свобо­де прессы и практи­кующие журналисты, этические кодек­сы средств массовой информации марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля н русской философии ХIX в.
Главная цель поддерживать в проводить полити­ку действующего правительства и обслуживать государ­ство информировать, развлекать и про­давать, но в основном помогать на­ходить истину и контролировать правительство информировать, развлекать и продавать, но в ос­новном перево­дить конфликт на уровень обсужде­нии способствовать ус­пеху и поддержа­нию советской со­циалистической системы, в частно­сти диктатуры партии
Кто имеет право использовать средства массо­вой информации? всякий, кто получа­ет королевский па­тент или подобное разрешение всякий, у кого есть средства на это всякий, у кого есть что сказать преданные и про­веренные члены партии
Как контролиру­ются средства массовой инфор­мации? правнтельственные патенты, гильдии, лицензирование, иногда цензура посредством «про­цесса возвращения к истине» на «сво­бодном рынке идей» и в судах общественное мнение, действия истребителей, профессиональ­ная этика надзор и экономи­ческие или полити­ческие действия правительства
Что запрещено? критика политичес­кой машины и чи­новников клевета, неприс­тойность, непри­личное поведение, антиправитель­ственная пропа­ганда в военное время серьезное вмеша­тельство в сферу прав личности и жизненно важных общественных ин­тересов критика задач партии, что не рас­пространите» на практику партии
Вид собственности частная или обще­ственная в основном частная частная, если толь­ко правительство не вынуждено взять в свои руки, чтобы обеспечить общественные ин­тересы общественная
Существенные отличия от других теорий инструмент прове­дения политики правительства, хотя и не обязатель­но в собственности последнего инструмент контроля за правитель­ством и удовлетво­рение других нужд общества средства инфор­мации должны стать социально ответственными, в противном слу­чае кто-то должен заставить их быть таковыми средства массовой информа­ции принадлежат государству, жестко им контролиру­ется и являются его орудием

Примером реального воплощения в жизнь авторитарной теория служат СМИ в странах, где существо­вали крайне правые военные режимы: Чили при генерале Пиночете, хунта в Аргентине в конце 1970-х, теории социальной ответственности – в странах с раз­витыми демократическими институтами (США, Великобритания, Канада, Швеция, Западная Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Австралия). Журна­листы имеют возможность критиковать правительство, их издания функ­ционируют в условиях свободного рынка. Коммунистическая концепция развива­ется в условиях общества, где провозглашается приверженность коммунис­тическим идеалам. В таком обществе, отмечает Хаченс, СМИ контролиру­ются и управляются коммунистической партией (пресса – агитатор, пропа­гандист и организатор). Коммунистическая концепция отличается от авто­ритарной тем, что коммунистические СМИ, будучи под контролем госу­дарства, не являются частными.

Теории СМИ получили широкое развитие в науке.

ЗАДАНИЕ

1) Самостоятельное изучение: «Тенденции развития современных СМИ»

* Быков А.Ю. Современная зарубежная журналистика.

Составить таблицу (название тенденция – суть тенденции – СМИ РФ – зарубежные СМИ – Примечание). Включить: конвергенция СМИ, демассификация СМИ, депрофессионализация СМИ.

Наши рекомендации