Структура познавательного отношения. Источники и формы познавательной деятельности
Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания.
Знание и вера не противоречат друг другу. Вера - это познание вещей без доказательств. Вера - это уверенность человека. Познание рассматривалось, как особый процесс.
Демокрит выделил знание "темное" (чувственное) и "истинное" (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте, но прийти к инстине может не каждый, а лишь мудрец.
Сократ поднимал вопрос о методах достижения истинного знания. Главный из них - диалектика, как искусство ведения спора.
Аристотель создал наиболее совершенную по тем временам теорию познания. Истину он рассматривал как знание, соответствующее вещая, а заблуждение - искажение истины. Он выделял субъект и объект познания.
В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существование Бога, как высшей причины всех вещей. Разум - ниже веры. Отсюда лозунг - "Знать, чтобы верить в существование Бога".
В эпоху Возрождения познание рассматривалось, как бесконечный процесс.
В философии Нового времени интерес к проблемам гносеологии возрос. Это было обусловлено промышленной революцией, а немецкая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Он считал, что человеком может быть постигнут только мир явлений, а мир сущностей непознаваем.
Марксизм убежден в познавательности мира. Познание тесно увязано с практикой, причем, мир можно не только познать, но и преобразовать.
В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира - агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.
Что же такое познание?
1. Познание - это особый вид отражательной деятельности человека.
2. Познание - есть духовная сторонапрактической деятельности человека.
3. Познание - высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание - это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества (в средние века на познание огромное влияние оказывала церковь, в ХХ веке - это потребность изучения космоса)
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения. Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества. На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека. Познание - это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция, как тип мышления.
О состоянии познания и практики:
В философии под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира. Основной формой практики является труд.
Роль практики в процессе познания:
1. Практика - источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызавали к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания.
2. Практика - цель познания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в жизни.
3. Практика - критерий истинности человеческих заний. Но этот способ проверки истинности заний не универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наука использует логические доказательства.
Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.