Проблема человека в философии XX века
Человек
Всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас. Постараемся же мыслить достойно.
Опасное дело – убедить человека, что он во всём подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Ещё опаснее – не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Пусть знает, каков он в действительности.
Блез Паскаль
- Чем человек отличается от животного.
- Влияние общества: среда, воспитание
- Влияние природы, наследственности: социо и биоинформация.
- Что делает человека свободным?
- «Выдавливать по капли раба». Как это рабство в нас проявляется?
Единство биологического и социологизаторского подхода.
Биологизаторский подход рождает расистские теории.
Евгеника. «Выведение» совершенного человека.
Социал-дарвинизм пытается объяснить эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора и борьбы за выживание. Социал-дарвинисты утверждали, что конкуренция, неравенство, суровые законы жизненной борьбы необходимы как для лучших и сильнейших, так и для тех, кто обречён природой на гибель.
Противопоставление мужчин и женщин, различие полов должно пониматься не в плане их противопоставления, а в плане дополнения.
Социальная компонента
Человек как представитель общества или общественная компонента в человеке.
1. Предметная деятельность связывает человека с природой и обществом. Предмет труда может быть природный или природно-социальный, и навыки – часть от природы, часть от общества.
2. Со-знание. Что-то человек познаёт интуитивно, что-то передаётся через общение непосредственно с людьми, через книги и другие каналы информации. Есть социоинформация, которая передаётся по наследству.
3. Самосознание – исследование и «делание», творение самого себя через общение с самим собой и другими.
4. Общество по отношению к человеку – внешний фактор, это те условия, которые позволяют реализовывать то, что заложено в человеке.
Н. Амосов – известный учёный, хирург, кибернетик, депутат первого созыва Государственной Думы пытался ответить на вопрос: насколько поведение и характер человека определяются воспитанием. Он провёл анкетирование педагогов, родителей и пришёл к выводу, что лишь на одну четвёртую характер человека определяется воспитанием, средой, остальное определяется наследственностью, генами, то есть это та самая самость, которая независимо от условий пробивается как трава через асфальт.
В социологизаторских трактовках мы встречаемся с пренебрежением к биологической составляющей человека. Духовное начало противопоставляется телесному, социальное оценивается как нечто более высокое, «благородное». Маркс отдаёт приоритет социальному (производственным отношениям, способу производства, то есть материальной стороне социального). «Личность, по Марксу, есть совокупность общественных отношений». Личность Марксом представляется как некий отражатель общественного бытия, хотя, говоря об идеальном, он учитывает элемент преобразующей деятельности мозга. В социологизаторских теориях влиянию воспитания на формирование личности уделяется главное внимание. Это идея «чистого листа» особенно популярна была в эпоху Просвещения (учение Локка). Затем эта идея продолжит своё развитие в марксизме (определяющая роль среды в формировании человека). Измените среду (материальную основу общества) – изменится сознание человека, ведь наше сознание – отражение материального мира, - основная идея марксизма. В действительности мы наблюдаем иное. Живём в одном обществе, в одной семье, но какие же мы разные! Или мы можем жить в разной системе общественных отношений и у нас можно найти больше сходства, чем различий. Раньше, например, владельца частной собственности изображали непременно как толстого, жадного, злого, а нравы, царящие «там», называли - волчьими. Конечно, нельзя не учитывать влияния среды, воспитания, но рождаемся мы не чистым листом, на котором можно писать любые письмена.
У каждого процесс преобразования получаемой информации из окружающей среды индивидуален, так как мы все изначально неповторимы. Марсель Марсо – известный французский мим, образно объяснил это так: «Все мы как фильтры и каждый впитывает в себя то, к чему он наиболее расположен, да и впитываем каждый по-своему». Среда создаёт условия для развития личности, и не всегда комфортные условия способствуют более полной реализации личности, её способностей.
Все ли люди – люди? У Б.Ф. Поршнева и Б. Диденко своя точка зрения по этому вопросу. Мы ошибочно считаем, - утверждают авторы, - будто человечество является единым видом. На самом деле это не так. Он исторически состоит из четырёх видов, два из которых – хищные, с ориентацией на людей. «Лишь относительно недавно стало ясным, что основные различия между людьми – это нравственные врождённые установки, - пишет Б. Диденко. Не цвет кожи, не расовые и классовые признаки разделяют людей, а нравственная ориентация. Не может Айболит стать мясником, не может мясник стать Айболитом! Не тот рушил в России храмы, дворцы, усадьбы, кто их строил. Кто рушит, тот не умеет строить. Это абсолютно разные люди, только внешне якобы похожие. Разве можно Ивану Грозному и Малюте Скуратову, Сталину и Берии, Гитлеру и Пол Поту объяснить, что они нелюди, оборотни, принявшие внешний облик человека? И это не их шизофрения, не патология, а их генная установка, которую нельзя изменить насильственным чтением им вслух Пушкина, Тургенева, Шекспира». «Иллюстративно сравнение, - продолжает автор, - человечества с псовыми, в которых примерно также соотносятся между собой волк, шакалы и собаки разнообразных пород – этих последних большинство. В нашем контексте понимания хищности карликовая такса гораздо ближе и роднее огромному сенбернару, нежели волк – по отношению к овчарке, то есть, хотя этих последних и отличить-то внешне друг от друга затруднительно, тем не менее, самое важное различие между ними состоит в том, что такой «серый братец по крови» может запросто и с превеликим удовольствием сожрать зазевавшуюся подругу»
Евгеника (от греч. – благородный (по происхождению); породистый) – наука об улучшении генетической природы человека, ставящая цель улучшить наследственное здоровье человека. Возникновение евгеники связывают с именем Ф. Гальтона (1822-1911). Им был сформулирован тезис о соотношении природных свойств и воспитания, в котором доминирующую роль в формировании личности отводилась врождённым качествам. В отличие от растений и животных людей нельзя насильно скрещивать, да и результаты вряд ли можно будет когда-нибудь заранее предсказывать. Скрещивание всё-таки пытались делать в 40-е года XX века в Германии и в России во времена ГУЛАГов и концентрационных лагерей. Подбирали здоровую молодую женщину и выдающегося мужчину-интеллектуала, но ожидаемых результатов не получили. На этот счёт даже существует анекдот. К Бернарду Шоу подошла красивая молодая женщина и сказала: «Если бы у нас с Вами были дети, то они были бы такие же умные, как Вы и такие же красивые, как я. На что писатель остроумно заметил: «Боюсь, как бы не было наоборот».
Позитивная евгеника заключается в попытке улучшить человеческую «породу» за счёт приближения среднего уровня к уровню лучших её представителей. Негативная евгеника может состоять в удалении из генофонда генных комбинаций, признанных вредоносными. Последнее направление восходит к Ликургу, полулегендарному основателю Спарты, рекомендовавшему согражданам не оберегать жизнь детей с ослабленным здоровьем. Возникают проблемы этического, философского плана.
В 30-е годы генетикой занимался русский учёный Тимофеев-Ресовский. О нём подробно рассказывается в книге Д. Гранина «Зубр». В сталинские годы генетика в России оказалась под запретом.
Как бы там ни было, развитие науки остановить не возможно, и вопрос перемещается в сферу использования, применения научных открытий. В современной науке многие проблемы евгеники решаются в рамках медицинской генетики, которая ставит своей целью диагностику
наследственных болезней и снятие симптоматики заболевания у данного пациента. В будущем учёные планируют направленно изменять геном с помощью методов генной инженерии, что устранит необходимость отбора.
Человек по внешнему виду (Данные психолога)
Средний человек представляет собой сочетание различных качеств, но некоторые люди наделены преимущественно «пищеварительной установкой», другие «мускульной установкой» и третьи – «мозговой установкой». Первые выглядят толстыми, вторые – крупными, третьи – длинными. Решающим здесь является не рост, а худощавость.
Эти черты личности трудно изменить, так как они зависят от толщины слоёв в крохотном яйце, из которого развивалась личность.
Энергия человеческая зависит:
1.от пищи и кислорода. Количество поглощаемой человеком пищи определяет количество энергии, которое он может реализовать при помощи кислорода.
2.от работы желез: щитовидная железа, надпочечные железы, половые железы. Они определяют, с какой скоростью используется телесная энергия, и для какой общей цели она употребляется. Связующим звеном между железами и мозгом является гипофиз, «главная железа», управляющая всеми другими. Работа мозга сопровождается электрическими явлениями. От мозга зависит указание цели применения энергии. Предполагают, что мозг является хранилищем энергии. Мозг в повседневной жизни заряжается и разряжается наподобие живой батареи. Мозг орган обучения и ожидания, сохраняющий в памяти образы и чувства, в то же время это центральный орган, устанавливающий связь между нашими представлениями.
Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительностью, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах
Способы реагирования
Люди, у которых доминируют органы пищеварения, наслаждаются окружающим, мышечный тип – овладевают окружающими, и мышечный тип – бегут от окружающих. (Э. Берн).
Интеллект – это врождённая в основном способность ума формировать и удерживать правильные представления, связывая их между собой. Эмоции вносят беспорядок, искажают образы.
Человек – это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических стремлений. Напряжения этой энергетической системы вызывают желания, а задача человека – удовлетворять эти желания, не вступая в конфликт с самим собой, с другими людьми и с окружающим миром (Э. Берн).
Попробуем рассмотреть человека диалектически, с учётом единства противоположностей.
Человек
Природа (био) Общество (социо)
Природа внутренняя Природа внешняя Материальное Духовное
Наследственность (Питание, Общ. Бытие Общ. сознание
экология,
космос)
Самосознание
Питание, экология определяются не только природой, но и материальной стороной социо, т. е. в каком обществе живёт человек, каков его доход, что он может «взять» от природы.
На формирование индивидуального духовного (самосознания) оказывают влияние все указанные факторы, но в большей степени оказывает влияние наследственность индивида, его внутренняя природа. Это вроде фильтра, благодаря которому что-то принимается во внимание, а что-то отбрасывается и способ преобразования полученной информации духовной или материальной у каждого свой, неповторимый.
Именно осознание себя индивидуальностью, которая в первую очередь детерминируется наследственностью, даёт человеку импульс для развития духовной компоненты. Это ориентирует человека не на то, что «даст» ему общество, а на самосозидание, на постоянное творение собственного Я, осознание самоценности и в какой-то степени автономности по отношению к обществу. Нельзя сбрасывать со счетов и роль среды. Среда пробуждает в человеке то, что в нём заложено от природы. Высвечивает различные качества, усиливая или ослабляя их.
Гегель будучи диалектиком, тем не менее признавал многообразие лишь в пространстве, но не во времени, то есть мир изначально таков, - писал он, - каким мы его наблюдаем сейчас. Он отрицал эволюцию человека и животных.
Ф.Энгельс говорит о влиянии труда, общения на формирование человеческого в человеке, роли языка, даже об использовании варёной пищи, но ничего о наследственности, а, значит, и индивидуальности. Замечательная его работа «Роль труда в происхождении человека из обезьяны» до сих пор остаётся гипотезой. Недостаток пищи, - по Энгельсу, - заставил человекообразную обезьяну спуститься на землю. Постепенно приобретается вертикальная походка, развивается рука. Необходимость добывания пищи заставляет изготавливать простейшие орудия труда, развивается мозг, орудия труда совершенствуются. Так процесс труда влияет на изменение структуры мозга, его совершенствование и наоборот: взаимодействие, взаиморазвитие - диалектика.
Ф. Ницше считал, что человек вообще не возник. В массе своей он остаётся супершимпанзе. Надо, считал Ницше, чтобы человек смотрел на себя как неудавшееся произведение природы. Каждый должен сказать себе: на этот раз ей не удалось, но я буду стараться, чтобы когда-нибудь у неё это получилось.
Человек – это стремление быть человеком. Нет стремления, нет человека.
В. Соловьёв был также озабочен проблемой человеческого в человеке. Только он, в отличие от Ф. Ницше, был совершенно демократичен в этом плане и имел в виду не богочеловека, как Ницше, а богочеловечество. Русский философ рассматривал самосовершенствование личности как необходимое условие выживания человечества на планете Земля.
Тема свободы для Н. Бердяева главная. Человек, - утверждает философ, - не продукт эволюции и не продукт общества, он вообще не является каким-то законченным продуктом. Он непрерывно создаётся, самосозидается. Самосозидание – это результат серьёзной работы, это результат трансцендирования (обращение внутрь самого себя, это освобождение человека от плена у себя самого).
«Человек в себе несёт образ Бога» - это символ невыразимый в конкретных понятиях. Это символ свободы от эмпирического мира, эмпирических обстоятельств, свободы действительной, а не ложно гуманистической, понимаемой как свобода произвола, свобода выбора и так далее.
«Божественное трансцендентно человеку... Только потому и возможно в мире явление личности, не рабствующей миру... Человек есть символ, ибо в нём знак иного. С этим только и связана возможность освобождения человека от рабства... Истина о богочеловечности есть не догматическая формула, не теологическая доктрина, а истина опытная, выражение духовного опыта».
Сходства и отличия человека от животных
А. Сходства:
Способность испытывать все чувства (любопытство, внимание, память, воображение, подражание, радость, тоска, любовь и т.д.).
Сходство в строении и функциях тела.
Сходство генетического аппарата.
Сходство признаков зародыша и его развития.
Наличие рудиментарных (унаследованных от животных) органов (аппендикс).
Б. Отличия:
Разум (абстрактное мышление).
Речь (слово).
Прямохождение; освобождение и развитие руки.
Способность создавать орудия; труд и общественное производство.
Использование огня.
Захоронение трупов.
Сложные и разнообразные формы адаптации и социальной жизни.
(А.А. Горелов. Концепции современного естествознания. С.187)
Отто Вейнингер. Пол и характер.
Австралийский учёный и писатель Отто Вейнингер родился в 1880. Еврей по национальности, он принял христианство, а в 1903 году выпустил свою знаменитую книгу «Пол и характер» и покончил с собой. В этой книге автор попытался дать ответ на вопрос о том, какое место в мироздании занимают мужчина и женщина. В этой вечной теме молодому учёному открылось главное – бисексуальность каждого человеческого существа, наличность в нём в разных пропорциях и мужских, и женских черт характера.
«Все люди (мужчины и женщины), пишет Вейнингер, - бисексуальны. У человеческого зародыша возможно определение пола только после пятой недели развития. Двуполое, бисексуальное строение всякого, даже самого высшего организма, подтверждает тот факт, что признаки другого пола всегда остаются, а не исчезают и у однополого индивидуума растительного и животного, так и человеческого. Дифференциация полов, разделение их никогда не бывает совершенно законченным. Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в слабом развитии, и у женского пола. Все половые признаки женщины имеются и у мужчины, хотя бы только в зачаточном, рудиментарном виде. Существуют бесчисленные переходные ступени между мужчиной и женщиной, так называемые «промежуточные формы пола». Можно даже сказать, что в области опыта нет ни мужчины, ни женщины в чистом виде. В действительности встречаются лишь колебания между двумя крайними точками, на которых нам не найти ни одного живого существа. В реальной жизни встречаются индивидуумы, лишь приближающиеся к этим полюсам». На основе бисексуальности он объясняет наличие «голубых» и «розовых».
Мужское (М) начало, по Вейнингеру, несёт в себе позитив и превосходство, а женское начало (Ж)– некую второсортность и даже негатив. Он рассматривает различные сферы деятельности, подбирает факты и стремится доказать, что мужчины умнее, изобретательнее, сильнее физически и нравственно. Только они умеют искренне любить, только они по-настоящему милосердны. Система его доказательств носит довольно сомнительный, запутанный характер. Попробуем разобраться. Наиболее очевидна его тенденциозность, когда он пишет о милосердии. Истинное чувство милосердия присуще лишь мужчине, - утверждает учёный. Доказательство: сестёр милосердия много, а братьев – ничтожное количество. Из этого факта делается неожиданный вывод, - он приведен выше. Женщина способна привыкнуть к чужим страданиям и оставаться равнодушной, а бедный мужчина сильнее переживает за страдающего, поэтому не в силах за ним ухаживать, находиться у постели больного, так объясняет эту ситуацию автор, именно так понимается им истинное милосердие.
Конечно, мужчины отличаются от женщин. Учёные пришли к выводу, что мужской и женский мозг работают по-разному. У мужчин речевая часть находится только в левом полушарии, у женщин и в левом и в правом. Поэтому в случае инсульта у мужчин речь парализуется чаще, чем у женщин. У мужчины в мозгу сохранилась железа, которая есть у ящера, поэтому реакция у мужчины на опасность – это реакция рептилий. У женщины этого нет. Поэтому, когда мужчина мстит, он бьёт, когда женщина мстит, она сплетничает. Мальчики вступают в драку, девочки перемывают косточки. У Фолкнера есть интересное высказывание: «Человек становится лучше, когда единственной альтернативой морального прогресса является гибель». Особенно это высказывание относится к мужчине. В произведении «Песнь о Гильгамеше» основная идея, на мой взгляд, следующая: «Молодой, здоровый мужчина только тогда на своём месте, когда участвует в сражении, защищая Родину. В этой ситуации он может полнее реализовать себя, а не растратить на безумные, порой безнравственные, жестокие деяния».
Укрощение самого себя возможно не только в экстремальной ситуации, требующей значительных физических затрат, но и в духовной деятельности. Некоторые философы рассматривают культуру как необходимый фактор выживания человечества. Главный враг человека он сам, его суперактивность. «Любая культурная деятельность человека, любое производство орудий были направлены не столько на подчинение окружающей среды, на увеличение добычи пищи, сколько на укрощение самого себя. Ему нужно было реализовать громадную внутреннюю энергию, суперорганические потенциальные возможности. Когда человеку не угрожало враждебное окружение, его расточительная гиперактивная нервная организация, часто неразумная и неуправляемая, служила скорее препятствием, чем помощью в его выживании. Контроль над своей психикой, с помощью создания символической культуры был более существенным, чем контроль над внешней средой.
Пока человек не сотворил самого себя в человеческом образе, он мало что мог сделать в окружающем мире. В решении этой задачи ритуал, танец, песня, рисунок, резьба и более всего дискурсный язык играли решающую роль» (Губин).
Феминизм – это теория, основанная на принципе равной ответственности мужчины и женщины перед семьёй и обществом и принципе дополнительности. Только вместе они составляют единое целое.
Симона де Бовуар (1908 - 1986) - французская писательница-философ, автор произведений: «Гостья», «Мандарины», «Второй пол», «Прелестные картинки», супруга Жана Поля Сартра. Главная идея произведения «Второй пол» - это то, что женщину вторым полом создала не природа, а общество. Такую же мысль высказывает известная феминистка Суламифь Файерстоун: «Если природа сделала женщину отличной от мужчины, то общество сделало её отличной от человека». И это заключение не лишено оснований. На западе врачи-психиаторы так определили признаки «здорового мужчины», «здоровой женщины» и «здорового человека». Признаки «здорового мужчины» и «здорового человека» совпали, ими оказались: рациональность, активность, независимость, индивидуализм, ориентация на достижение социально значимых целей и т. д.
Признаками «здоровой женщины» были названы: эмоциональность, пассивность, зависимость, желание нравиться мужчинам, ориентация на семью, на детей, самоотверженность, самопожертвование и так далее.
Для обозначения отличия «социального пола» от биологического в 1975 году Гейл Рубином был введён термин «гендер» (от англ. - род)
Гендерные стереотипы – (ценностные характеристики мужчины и женщины, обусловленные влиянием культурной среды) усваиваются, как считают исследователи, начиная с раннего детского возраста в процессе социализации, то есть, усвоения господствующих в данной среде представлений о правильном поведении, распределении способностей, обязанностей и так далее. Традиционное воспитание, таким образом, оказывается направленным на включение индивида в определённую – гендерную – социальную категорию.
Начиная с момента рождения, воспитание ориентирует будущего мужчину на активную роль в обществе, а будущая женщина – это прислуга или игрушка в руках мужчины. Она пассивна, способна в большинстве своём светить только отражённым светом, а если у неё возникают какие-либо идеи, то это лишь по индукции от любимого ею мужчины. Как правило, у женщин занижена самооценка в отличие от мужчин, у которых она завышена, и это помогает им рисковать, смело идти вперёд. Общество навязало это пассивное мироощущение женщине, и она в большинстве своём такой стала, - пишет Бовуар. Сама она училась в университете в одной группе с П. Сартром. Их было восемь человек, все кроме неё – мужчины. Когда в конце обучения был объявлен конкурс на лучшую работу, то её работе было присуждено второе место после Сартра. Уже тогда её волновал вопрос взаимоотношения полов, и она работала в этой области, издавалась, но у нас стала известна сравнительно недавно, несмотря на известность и популярность своего супруга. Признание заслуг женщины в науке, а тем более в философии происходит не так скоро.
Их супружеская жизнь как бы иллюстрация понимания Бовуар истинного взаимоотношения между мужем и женой. Они не ведут совместного хозяйства, моет, стирает и прочие работы выполняет прислуга. Они встречаются, чтобы пообщаться, пообедать, сходить в театр, обсудить интересующие их проблемы. Поэтому в их отношениях никаких претензий друг к другу, никаких обид. Детей у них нет.
Мария Арбатова – российская феминистка была депутатом Государственной Думы первого созыва. Один эпизод из её депутатской деятельности раскрывает сущность феминизма и показывает актуальность проблем, которые пытаются решить представители данного направления. На заседании Государственной Думы решался вопрос о повышении рождаемости в нашей стране. И один из депутатов предложил запретить аборты, а если не запретить, то наложить довольно ощутимый штраф на женщин, пытающихся таким образом планировать свою семью. После долгих споров Арбатова «соглашается»: «Хорошо, тогда давайте штрафовать и мужчин». Кто-то из непонятливых возразил: «А мужчин-то за что?» Все рассмеялись, и вопрос был закрыт.
Многие мужчины считают, что они просто не способны ущемлять права женщин, но, тем не менее, это происходит, когда они забывают о своей ответственности перед семьёй или озабочены своим карьерным ростом. Об этом же говорит и Симона де Бовуар. При личном общении мужчина способен наговорить кучу комплиментов, объективно оценивая профессиональные качества женщины-коллеги, но когда вакансия при равных способностях претендентов предложена женщине, а не ему, он негодует.
Проблема человека в философии XX века
Наиболее значительными направлениями философии человека в XX веке считаются: психоанализ З. Фрейда и его последователей, философская антропология, различные школы экзистенциализма и католическая философия.
Психоаналитическая концепция человека была создана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1936). Психические процессы и явления рассматривались Фрейдом как главный фактор, определяющий развитие личности и всего общества, в первую очередь, европейского. Он подчиняет психике всю историю человечества и всю его культуру.
Первоначально система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя уровнями: бессознательным, подсознательным и сознательным. С начала 20-х годов Фрейд выделяет такие уровни как Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер эго), которые образуют сложную структуру психики человека.
Фрейд считает, что энергетическим источником психики является Оно (Ид). Ид – сосредоточение слепых инстинктов (сексуальных, агрессивных и т.п.), требующих немедленного удовлетворения независимо от внешней реальности. Приспособление к этой реальности служит Я (Эго), которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения. Сверх-Я (Супер-эго) моральные стандарты или нормы, усвоенные личностью в результате воспитания. Это проявляется в виде совести и может вызвать чувство вины и страха. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности, как правило, несовместимы, человек практически постоянно пребывает в ситуации конфликта. Это создаёт подчас невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью защитных «механизмов» - вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии.
Вытеснение – процесс, в результате которого мысли, воспоминания и переживания, травмирующие психику человека, «изгоняются» из сознания в сферу бессознательного. При этом они продолжают влиять на поведение индивида в форме неосознанной тревоги, страха и так далее.
Рационализация – маскировка, сокрытие от сознания самого индивида истинных мотивов своего действия для обеспечения состояния внутреннего комфорта или для предотвращения переживания вины или стыда.
Сублимация – трансформация инстинктивных (агрессивных, сексуальных и так далее) форм психики в более цивилизованные её формы. Частный случай – переключение либидо на процесс творчества.
Регрессия – форма психологической защиты личности, основное содержание которой составляет её «уход» от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой ею переживалось чувство удовольствия.
Фрейд писал о несовершенстве культуры, особенно европейской. Культура запрещает человеку его влечения, человек в свою очередь, ненавидит запрещающую культуру.
Последователи Фрейда пытались соединить фрейдизм с марксизмом, считая, что перестроить мир можно, опираясь на фрейдистскую концепцию. Так Эрих Фромм (1900-1980), американский психолог, полагал, что человек не разумное существо, а иррациональное животное, которое нарушило единство с природой, поэтому существование стало проблемой, с которой ему не справится.
Человек современного общества, по Фромму, не ощущает, что он активный деятель, он теряет чувство собственного достоинства и ощущение собственного Я. Для прогресса цивилизации, считает Фромм, сначала должны произойти изменения в самой природе человека и лишь после этого можно будет строить новое общество, в котором люди смогут в полной мере реализовывать заложенное в них внутреннее духовное богатство, жить активной и полноценной жизнью.
Теория Карла Густава Юнга (1875-1961) включает восточную религию, алхимию, психологию, мифологию, астрологию. В концепции Юнга психическое бытие понимается в традиции Фрейда – как сложное единство разнородных, но взаимосвязанных систем. Таковы у Юнга – Я (Эго), Маска (Persona), Тень (Ombra), образ души (Anima), лично-бессознательное с комплексами и коллективное бессознательное с архетипами. Всех их должна объединить самость, интеграция которой с Я есть конечная цель развития личности (индивидуации). Юнг высказывал идею о том, что бессознательное наделено чертами другого пола, и человек в его целостности всегда двуполое существо (андрогин) Человек рождается с отпечатками прошлой культуры (архетипы – усваиваются через мифы, сказки). Наряду с опорой на наследственные и филогненетические основы личности Юнг выдвинул в своей системе и противоположный принцип – творческого развития личности, её стремления к достижению целостности и интеграции (процесс индивидуации или достижения подлинного Я). Индивидуальная личность для Юнга – продукт и вместилище родовой истории. Человеческие существа в настоящем своём виде сформированы кумулятивным опытом предшествующих поколений, уходящим к неведомым корням человечества. Человеческие существа рождаются, обладая многими предрасположенностями, переданными предками; эти предрасположенности управляют их поведением и отчасти определяют то, что они осознают, и на что будут реагировать в мире собственного опыта. Иными словами, существует расово предсформированная личность, избирательно проникающая в мир опыта, модифицируемая и развиваемая возникшими переживаниями. Индивидуальная личность – результирующая взаимодействия внутренних и внешних сил. Иногда человек загонят себя в общественные рамки, подавляя свою индивидуальность.
Чем больше человек осознаёт свою противоречивость, тем лучше. Главное – достижение индивидуальности, «самости».
Альфред Адлер (1870-1937). В отличие от Фрейда, который считал, что поведение человека управляется врождёнными инстинктами, и Юнга, главной аксиомой которого определяющими в поведении человека были врождённые архетипы, Адлер принял допущение о том, что человеческая мотивация в основном представлена социальными побуждениями. Социальный интерес, - по Адлеру, - врождён, хотя развивающиеся специфические отношения с людьми и социальными институтами определяются характером общества, в котором рождён человек. Мы видим, что в одном аспекте точка зрения Адлера биологична, также как взгляды Фрейда и Юнга. Все трое допускают врождённую сущность человека. Фрейд выделил секс, Юнг – архетипы, Адлер выделяет социальный интерес. Адлер считает, что люди в первую очередь социальные, а не сексуальные существа. Их мотивирует социальный, а не сексуальный интерес. Люди стремятся к развитию уникального жизненного стиля, в котором сексуальные побуждения играют незначительную роль. считает, что цели и ожидания больше влияют на человека, чем прошлый опыт. В центре внимания как причина неврозов – комплекс неполноценности. Стремление к превосходству у человека врождённое. Жизненная цель формируется в детстве как компенсация комплекса неполноценности. Часто не осознаётся. Формирует свойства личности. Невротик, к примеру, стремится к самоуважению, силе, самовозвышению – иными словами преследует эгоистические цели, - в то время как цели здорового человека в первую очередь социальны. Цель жизни, - по Адлеру, - не удовольствие, а совершенство. Ранний Адлер полагал, что людьми движет ненасытная жажда власти и господства, призванная компенсировать глубоко скрытое чувство неполноценности. С точки зрения позднего Адлера людьми движет врождённый социальный интерес, заставляющий подчинять частные выгоды общему благу. Образ совершенного человека пришёл на место образа человека сильного, агрессивного, доминирующего в обществе и эксплуатирующего его. Социальный интерес пришёл на смену эгоистическому.
Жизненный стиль есть у каждого, он уникален. Жизненный стиль формируется к пятилетнему возрасту, а затем происходит лишь его конкретизация. «Наследственность лишь наделяет его (человека) определенными способностями. Среда лишь даёт ему определённые впечатления. Эти способности и опыт, а также способ их «переживания» - точнее, интерпретация этих переживаний – выступают как кирпичи, из которых слагается отношение к жизни, определяющее взаимоотношение с внешним миром» (Адлер, 1935, с. 5).
«Креативное Я» у Адлера – первопричина всего человеческого. Креативное Я придаёт жизни смысл: оно создаёт цель и средства её достижения. Креативное Я – активное начало человеческой жизни, и понятие это отлично от старого понятия «душа». Адлер предложил такой портрет человека, который приносил чувство удовлетворения, вселял надежду, давал почувствовать свою целостность. Люди хотели верить тому, что человек может быть не жертвой своей судьбы, а её хозяином.
Адлера интересовали ранние события, предрасполагающие ребёнка к ошибочному жизненному стилю. Он выявил три важных фактора: 1)неполноценность ребёнка; 2)избалованность ребёнка; 3)отверженное положение ребёнка. Дети с физической или умственной недостаточностью чувствуют себя неудачниками, но в случае понимании и поддержки родителей они могут компенсировать неполноценность и обратить слабость в силу. У избалованных детей не развивается социальное чувство; они становятся деспотами, ждущими от общества того, чтобы то приспосабливалось к их эгоцентрическим желаниям. Таких людей Адлер считал самыми опасными для общества. Отвержение ребёнка приводит также к несчастливым последствиям. Испытывая плохое отношение к себе в детстве, эти люди, взрослея, становятся врагами общества. Их стиль жизни определяется потребностью отомстить. Эти три условия – органическая слабость, избалованность и отвержение – продуцируют ошибочное представление о мире и находят воплощение в патологическом жизненном стиле.
Контрольные вопросы
1. Какие «миры» имеет в виду автор?
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
2. Как Вы думаете, индивидуальность человека формируется через «био» или «социо» составляющую?
Что в человеке является определяющим: функция или структура? Заданная при рождении структура лёгких обеспечивает определённое качество дыхания или дыхание как процесс формирует определённую структуру лёгких; структура мозга и мышление, что в этом случае является определяющим?
3. Какую роль в становлении человека сыграло искусство?
Ø «Искусство – это борьба с хаосом», - утверждает Д. Лихачёв.
Ø Ещё одна точка зрения: «Занятие искусством необходимо для подавления человеком собственной агрессивности».
4. Согласны ли вы с высказыванием Гёте: «Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».
5. В романе швейцарского писателя Г. Хессе «Игра в бисер» главный герой Кнехт живёт на острове, где царят возвышенный дух и мудрость, а вокруг житейский океан жестокости и бездуховности. Кнехт становится воспитателем юноши Тито, будущего общественного и государственного деятеля. Кнехт понимает, что уход от реальности со всеми её сложностями делает жизнь человека бессмысленной, нельзя всё время пребывать в мире грёз. Свои знания он хочет передать воспитаннику, но миссия его длится недолго. Тито предлагает своему наставнику переплыть «наперегонки с солнцем» озеро. Кнехт принимает вызов и тонет. Бессмысленен ли поступок Кнехта? Назовите подобные известные Вам истории. Какой смысл они несут в себе?
6. Прокомментируйте высказывание Ф.М. Достоевского: «Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее».
7. Противоречивы ли следующие высказывания или в них есть нечто общее:
Ø «Свобода – это познанная необходимость» (Спиноза) и
Ø «Человек поставлен на вершину, где имеет в себе источник свободного движения и к добру, и к злу: связь начал в нём – не необходимая, но свободная; он на распутье, что бы он ни выбирал, это решение будет его деянием» (Ф. Шеллинг)?
Литература
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых. С. Пб. 1991. Из-во меж. фонда истории науки.
Вейнингер О. Пол и характер.
Диденко Б. Хищная власть. М., 1977.
Диденко Б. Цивилизация каннибалов. Дружба народов. 1996, № 1.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.,1974.