Предмет, назначение и функции философии
Юридический факультет
Кафедра философии и политологии
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор – проректор
по учебно-методической работе
___________ Еркинбаева Л.К.
«_____» ___________2015 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины: Философия
Кредита
Специальность: для всех специальностей
Форма обучения: очная, ДОТ
Талдыкорган 2015 г.
Рабочая учебная программа составлена ________________________________
(ф.и.о. преподавателя)
для всех специальностей и на основе типовой учебной программы.
______________________________
(подпись преподавателя)
Рассмотрена на заседании кафедры философии и политологии
от «____»__________________ г., протокол №_________.
Зав. кафедрой___________________Калханова А.Н.
Одобрена методическим бюро ЮФ
«____»____________________ г., протокол № ________
Председатель МБ факультета _________________Жуниспаева А.Б.
Пояснительная записка
Изучение философии составляет фундамент общекультурной, общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.
Курс подготовлен в соответствии с государственными требованиями, на основании методической рекомендации типовой программы.
Курс «Философия»является обязательным компонентом модуля социально-гуманитарных дисциплин.
В процессе его изучения студенты получат знания об этапах развития философии, о специфике казахской философской мысли, ознакомятся с основными проблемами, понятиями и категориями философии.
Роль философии в системе подготовки современного специалиста определяется объектом ее исследования, которым является человек и его отношения с природой и обществом. Она формирует мировоззренческие, нравственные и смысложизненные ориентиры человека.
Цель курса: формирование базовых знаний основных философских категорий и понятий, а также выработка представлений о роли философии в обществе, ее методологии.
Основной задачей является познакомить студентов с основными философскими проблемами, которые стоят перед человеком в современном мире. Каждый человек должен иметь свою точку зрения, свою жизненную позицию. Философия, выражающая наиболее общие черты бытия и сознания, особым образом систематизирует различные формы и уровни сознания, организует все элементы мировоззрения в целостную систему, а также служит основным интегрирующим началом.
Основные задачи курса:
- сформировать понятия о предмете философии и ее назначении;
иметь представления об актуальных философских проблемах, имеющих жизненно-важное значение;
- формирование представлений у студента мировоззрения об общей картине мира, о главных школах и течениях, о выдающихся мыслителях;
- размышлять о смысле человеческого существования, о призвании и назначении человека в сегодняшнем мире и о существовании глобальных проблем современности, имеющие немаловажное значение в выживании человечества во Вселенной.
Курс предусматривает формирование у студентов умений и навыков:
- свободно оперировать понятиями;
- выдвигать, обосновывать или подвергать критике те или иные суждения;
- отделять существенное от несущественного;
- раскрывать взаимосвязи между явлениями действительности.
Курс предусматривает также выработку конструктивного мировоззрения.
Основные компетенции:
Изучение дисциплины «Философия» позволит студенту:
Знать
• предмет, функции, основные разделы и направления философии
• место и роль философии в жизни общества и человека
• основные этапы развития мировой и казахской философской мысли
• круг фундаментальных проблем философии, особенности их постановки и решения в процессе ее становления
• основные философские теории и методы, применяемые в изучении человека, природы и общества
• актуальные проблемы современной отечественной и мировой философии
Уметь
• оперировать специальной философской терминологией и категориально-понятийным аппаратом философии
• творчески и критически работать над оригинальными философскими текстами
• логически излагать свои мысли по изучаемым философским вопросам
• анализировать особенности генезиса и развития философского знания
• формировать и аргументированно отстаивать собственную мировоззренческую позицию по различным проблемам философии
• ориентироваться в актуальных проблемах современной глобализации
• использовать положения и категории философии для оценивания н анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Владеть навыками
• приема ведения философского диалога и полемики по актуальным вопросам философии
• публичной речи и письменного аргументированного изложения и отстаивания собственной точки зрения
• применения философских знаний в различных личностных жизненных ситуациях и при анализе общественных явлений
Пререквизиты:история Казахстана
Постреквизиты:культурология, религиоведение, политология, социология, история и философия науки.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объектом и предметом изучения дисциплиныявляется философия как особая духовная форма производства в ее культурно-историческом развитии и современном состоянии.
Методы изучения:
- принцип единства исторического и логического;
- метод восхождения от абстрактного к конкретному;
- метод философской компаративистики и другие.
Место философии среди других наукзаключается в ее предмете и функциях.
Краткий исторический обзор развития.Мировоззренческие искания присущи человечеству со времени его возникновения. Первоначально философия возникла в трех ареалах планеты – в Древней Индии, в Древнем Китае и Древней Греции.
Цель преподавания дисциплины «Философия»:
- формирование у студентов базовых представлений о философии
как об особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности;
-ознакомление студентов с философскими текстами выдающихся мыслителей и формирование навыков их критического осмысления;
-развитие умения логически излагать свои мысли, грамотно вести философскую дискуссию и аргументированно отстаивать собственные
позиции по актуальным проблемам современности;
-формирование казахстанского патриотизма;
-способствование обретению будущим специалистом мировоззренческих и духовных ориентиров в современном сложном и
быстроменяющемся мире.
Задачи преподавания дисциплины «Философия»:
- изучение исторических этапов развития философии;
- ознакомление с уникальным философским миропониманием казахского народа;
- рассмотрение основных разделов и тенденций развития философии,
трансформации ее форм рациональности;
- освоение знаний о современных методах научного познания;
формирование у будущих специалистов основ философско-мировоззренческой и методологической культуры.
Краткий исторический очерк развития философии.
Кризис традиционно-мифологического представления о мире и месте
человека в нем и возникновение философии. Философия как новый тип
самоопределения человека через разум. Философия Древнего мира.
Предфилософия казахов. Философия Древнего Востока: Индии, Китая, Египта и
Вавилона. Первая половина VI века до н.э.: зарождение античной философии под влиянием мифологии и древнегреческой науки. Средневековая философия и религия. Философская мысль эпохи Возрождения и искусство. Философия Нового времени и стремление к обоснованию научного знания. Эпоха Просвещения:философская критика религии и теологии, осмысление разума как двигателя общественного прогресса. Классическая немецкая философия. Философия марксизма: попытка материалистического понимания истории.
Западноевропейская философия XVIII-XXI веков: многобразие философских направлений. Проблемы судьбы человека, нации и отечества в казахской и русской философии.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Предметфилософии.
Предмет, назначение и функции философии
Основные черты философского знания. Предпосылки возникновения философии. Предназначение и сущность философии. Многообразие определений, форм и направлений философии. Мировоззрение и философия. Соотношение мифологии, религии и философии.
Функции философии: мировоззренческая, прогностическая, гуманистическая, практическая, критическая, функция рационализации и систематизации.
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, логика, этика, эстетика, социальная философия, аксиология.
Роль философии и философа в жизни человека и общества. Типы философствования. Особенности национального и современного философского мышления.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ