Предмет, назначение и функции философии

Юридический факультет

Кафедра философии и политологии

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор – проректор

по учебно-методической работе

___________ Еркинбаева Л.К.

«_____» ___________2015 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины: Философия

Кредита

Специальность: для всех специальностей

Форма обучения: очная, ДОТ

Талдыкорган 2015 г.

Рабочая учебная программа составлена ________________________________

(ф.и.о. преподавателя)

для всех специальностей и на основе типовой учебной программы.

______________________________

(подпись преподавателя)

Рассмотрена на заседании кафедры философии и политологии

от «____»__________________ г., протокол №_________.

Зав. кафедрой___________________Калханова А.Н.

Одобрена методическим бюро ЮФ

«____»____________________ г., протокол № ________

Председатель МБ факультета _________________Жуниспаева А.Б.

Пояснительная записка

Изучение философии составляет фундамент общекультурной, общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.

Курс подготовлен в соответствии с государственными требованиями, на основании методической рекомендации типовой программы.

Курс «Философия»является обязательным компонентом модуля социально-гуманитарных дисциплин.

В процессе его изучения студенты получат знания об этапах развития философии, о специфике казахской философской мысли, ознакомятся с основными проблемами, понятиями и категориями философии.

Роль философии в системе подготовки современного специалиста определяется объектом ее исследования, которым является человек и его отношения с природой и обществом. Она формирует мировоззренческие, нравственные и смысложизненные ориентиры человека.

Цель курса: формирование базовых знаний основных философских категорий и понятий, а также выработка представлений о роли философии в обществе, ее методологии.

Основной задачей является познакомить студентов с основными философскими проблемами, которые стоят перед человеком в современном мире. Каждый человек должен иметь свою точку зрения, свою жизненную позицию. Философия, выражающая наиболее общие черты бытия и сознания, особым образом систематизирует различные формы и уровни сознания, организует все элементы мировоззрения в целостную систему, а также служит основным интегрирующим началом.

Основные задачи курса:

- сформировать понятия о предмете философии и ее назначении;

иметь представления об актуальных философских проблемах, имеющих жизненно-важное значение;

- формирование представлений у студента мировоззрения об общей картине мира, о главных школах и течениях, о выдающихся мыслителях;

- размышлять о смысле человеческого существования, о призвании и назначении человека в сегодняшнем мире и о существовании глобальных проблем современности, имеющие немаловажное значение в выживании человечества во Вселенной.

Курс предусматривает формирование у студентов умений и навыков:

- свободно оперировать понятиями;

- выдвигать, обосновывать или подвергать критике те или иные суждения;

- отделять существенное от несущественного;

- раскрывать взаимосвязи между явлениями действительности.

Курс предусматривает также выработку конструктивного мировоззрения.

Основные компетенции:

Изучение дисциплины «Философия» позволит студенту:

Знать

• предмет, функции, основные разделы и направления философии

• место и роль философии в жизни общества и человека

• основные этапы развития мировой и казахской философской мысли

• круг фундаментальных проблем философии, особенности их постановки и решения в процессе ее становления

• основные философские теории и методы, применяемые в изучении человека, природы и общества

• актуальные проблемы современной отечественной и мировой философии

Уметь

• оперировать специальной философской терминологией и категориально-понятийным аппаратом философии

• творчески и критически работать над оригинальными философскими текстами

• логически излагать свои мысли по изучаемым философским вопросам

• анализировать особенности генезиса и развития философского знания

• формировать и аргументированно отстаивать собственную мировоззренческую позицию по различным проблемам философии

• ориентироваться в актуальных проблемах современной глобализации

• использовать положения и категории философии для оценивания н анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть навыками

• приема ведения философского диалога и полемики по актуальным вопросам философии

• публичной речи и письменного аргументированного изложения и отстаивания собственной точки зрения

• применения философских знаний в различных личностных жизненных ситуациях и при анализе общественных явлений

Пререквизиты:история Казахстана

Постреквизиты:культурология, религиоведение, политология, социология, история и философия науки.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Объектом и предметом изучения дисциплиныявляется философия как особая духовная форма производства в ее культурно-историческом развитии и современном состоянии.

Методы изучения:

- принцип единства исторического и логического;

- метод восхождения от абстрактного к конкретному;

- метод философской компаративистики и другие.

Место философии среди других наукзаключается в ее предмете и функциях.

Краткий исторический обзор развития.Мировоззренческие искания присущи человечеству со времени его возникновения. Первоначально философия возникла в трех ареалах планеты – в Древней Индии, в Древнем Китае и Древней Греции.

Цель преподавания дисциплины «Философия»:

- формирование у студентов базовых представлений о философии

как об особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности;

-ознакомление студентов с философскими текстами выдающихся мыслителей и формирование навыков их критического осмысления;

-развитие умения логически излагать свои мысли, грамотно вести философскую дискуссию и аргументированно отстаивать собственные

позиции по актуальным проблемам современности;

-формирование казахстанского патриотизма;

-способствование обретению будущим специалистом мировоззренческих и духовных ориентиров в современном сложном и

быстроменяющемся мире.

Задачи преподавания дисциплины «Философия»:

- изучение исторических этапов развития философии;

- ознакомление с уникальным философским миропониманием казахского народа;

- рассмотрение основных разделов и тенденций развития философии,
трансформации ее форм рациональности;

- освоение знаний о современных методах научного познания;

формирование у будущих специалистов основ философско-мировоззренческой и методологической культуры.

Краткий исторический очерк развития философии.

Кризис традиционно-мифологического представления о мире и месте
человека в нем и возникновение философии. Философия как новый тип
самоопределения человека через разум. Философия Древнего мира.
Предфилософия казахов. Философия Древнего Востока: Индии, Китая, Египта и
Вавилона. Первая половина VI века до н.э.: зарождение античной философии под влиянием мифологии и древнегреческой науки. Средневековая философия и религия. Философская мысль эпохи Возрождения и искусство. Философия Нового времени и стремление к обоснованию научного знания. Эпоха Просвещения:философская критика религии и теологии, осмысление разума как двигателя общественного прогресса. Классическая немецкая философия. Философия марксизма: попытка материалистического понимания истории.

Западноевропейская философия XVIII-XXI веков: многобразие философских направлений. Проблемы судьбы человека, нации и отечества в казахской и русской философии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Предметфилософии.

Предмет, назначение и функции философии

Основные черты философского знания. Предпосылки возникновения философии. Предназначение и сущность философии. Многообразие определений, форм и направлений философии. Мировоззрение и философия. Соотношение мифологии, религии и философии.

Функции философии: мировоззренческая, прогностическая, гуманистическая, практическая, критическая, функция рационализации и систематизации.

Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, логика, этика, эстетика, социальная философия, аксиология.

Роль философии и философа в жизни человека и общества. Типы философствования. Особенности национального и современного философского мышления.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Наши рекомендации