Формирование естественных наук имело определяющее значение для философии Нового времени (б)
Новое Время и Просвещение
1.6.1.
Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:
а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;
б) формирование наук, в первую очередь, естественных;
в) становление абсолютной монархии;
г) подъем народного и революционного движения.
1.6.2.
Социальная утопия Фрэнсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи:
а) Сократа;
б) Платона;
в) Аристотеля;
г) Мора.
1.6.3.
В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
а) абсолютной истины;
б) относительной истины;
в) недостижимой истины;
г) двойственной истины.
1.6.4.
По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки - это:
а) развитие человеческого духа и знаний о мире;
б) достижение славы и власти;
в) общественная польза и улучшение жизни людей;
г) окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины.
1.6.5.
По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма;
б) объективизма и скептицизма;
в) материализма и эмпиризма;
г) позитивизма и прагматизма.
1.6.6.
По Ф. Бэкону, эмпирия - это:
а) опыт, опирающийся на эксперимент;
б) изолированное чувственное восприятие;
в) форма, присущая самой вещи;
г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.
1.6.7.
В «Новом Органоне» Ф. Бэкон опровергает:
а) диалектику Платона;
б) логику Аристотеля;
в) космологию Ньютона;
г) теологию Фомы Аквинского.
1.6.8.
Основной рабочий метод Ф. Бэкона - это:
а) анализ;
б) синтез;
в) дедукция;
г) индукция.
1.6.9.
Исходя из учения Ф. Бэкона об «идолах» (или «призраках»), очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли является идолом:
а) рода;
б) пещеры;
в) рынка;
г) театра.
1.6.10.
Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнца и светила»;
г) «знание - сила».
1.6.11.
Рене Декарт писал: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или если при ее посредстве возникает нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а ее действительная идея есть в нас, которая называется...»:
а) субстанцией;
б) формой;
в) материей;
г) движением.
1.6.12.
Для Декарта оно не нуждается «... ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:
а) абсолютное содержание;
б) реальное существование;
в) мыслящее Я;
г) очевидное явление.
1.6.13.
По мысли Декарта, «материя» - «substantia externa» и «духовная субстанция» - «substantia cogitas»:
а) находятся в тесной взаимозависимости;
б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой.
1.6.14.
Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
а) делимость;
б) протяженность (распространенность);
в) вечность;
г) изменчивость.
1.6.15.
Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез.
1.6.16.
Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
а) картезианством;
б) сенсуализмом;
в) реализмом;
г) деизмом.
1.6.17.
В своем труде «Разыскание истины» последователь Декарта Никола Мальбранш исходил из своеобразного дуализма, в котором сосуществование духовного и материального определяется приоритетом:
а) разума, указывающего на недостатки чувственного познания;
б) души, сущностью которой является мышление;
в) чувств, которые способны исследовать вещи вне нас;
г) интуиции, соединяющей разум и чувства.
1.6.18.
Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении:
а) диалектического материализма;
б) механистического естествознания;
в) объективного идеализма;
г) протестантской теологии.
1.6.19.
Пьер Гассенди, развивая основы новоевропейского философского и научного мышления, переосмыслил античное наследие:
а) Фалеса;
б) Эпикура;
в) Аристотеля;
г) Анаксагора.
1.6.20.
Томас Гоббс понимал истину как:
а) констатацию фактов и совокупность эмпирических познаний;
б) свойство наших суждений о вещах;
в) то, что принадлежит самим объектам и может быть познано нашими чувствами;
г) то, что дается в откровении или во врожденной интуиции.
1.6.21.
С точки зрения Гоббса, акциденцией не является:
а) движение;
б) субстанция;
в) покой;
г) цвет.
1.6.22.
Так Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»:
а) социальный упадок;
б) естественное состояние;
в) природное заблуждение;
г) психическое отклонение.
1.6.23.
По Гоббсу, государство - это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда:
а) великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных;
б) старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей;
в) жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных;
г) каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой.
1.6.24.
По мысли Гоббса, государство законы природы:
а) развивает и совершенствует;
б) дополняет;
в) заменяет законами общества;
г) непосредственно использует.
1.6.25.
Гоббс является последовательным сторонником той государственной власти, которую мы можем назвать сегодня:
а) монархической;
б) демократической;
в) аристократической;
г) олигархической.
1.6.26.
По мнению Джона Локка, душа человека - это:
а) частица мирового духа, познающая путем интуиции и откровений;
б) вместилище «врожденных идей», которые определяют направление и содержание познания;
в) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта;
г) совокупность «врожденных принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.
1.6.27.
Согласно Локку, основой всякого познания является:
а) ощущение;
б) мысль;
в) интуиция;
г) опыт.
1.6.28.
Размышление, по Локку, это процесс:
а) формирования первичных ощущений внешнего мира;
б) происхождения рефлексий как идей внутреннего опыта;
в) создания идей на основе внешнего опыта при посредстве чувственных восприятий;
г) возникновения сложных идей на основе обобщения простых идей.
1.6.29.
По представлениям Локка, в нашем понимании желтый цвет золота, его блеск, твердость, вес, ковкость и т. д. относятся к сущности:
а) номинальной;
б) реальной;
в) и номинальной, и реальной;
г) не относится ни к одной из них.
1.6.30.
По мнению Локка, свобода человека:
а) абсолютна и никем не контролируема;
б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека;
в) ограничена свободой других людей;
г) ограничена силой государства.
1.6.31.
Впервые в философии политики Локк в своей работе «Два трактата об управлении государством» предлагает идею:
а) демократического централизма;
б) просвещенной монархии;
в) разделения властей;
г) общественного договора.
1.6.32.
Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
а) логический;
б) эмпирический;
в) геометрический;
г) семантический.
1.6.33.
В основе философской системы Спинозы лежит учение о:
а) методе;
б) акциденции;
в) субстанции;
г) боге.
1.6.34.
С точки зрения Гегеля, философия Спинозы есть объективация философии:
а) Лейбница;
б) Локка;
в) Бэкона;
г) Декарта.
1.6.35.
Расположите пять частей «Этики» Спинозы в правильной последовательности:
Выберите Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Пятая часть а) О силе разума, или о человеческой свободе;
Выберите Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Пятая часть б) О Боге;
Выберите Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Пятая часть в) О происхождении и аффекте;
Выберите Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Пятая часть г) О природе и происхождении мысли;
Выберите Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Пятая часть д) О человеческой несвободе, или о силе аффектов.
1.6.36.
С точки зрения Спинозы:
а) бог и субстанция (природа) - это одно понятие;
б) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом;
в) бог находится в природе, являясь ее творцом;
г) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.
1.6.37.
Спиноза использовал понятие «модус», которое означает:
а) внешнюю причину;
б) единичную конечную вещь;
в) атрибут субстанции;
г) воздействие и связь.
1.6.38.
По мысли Спинозы, модус есть природа:
а) творящая;
б) сотворенная;
в) вечная;
г) абстрактная.
1.6.39.
Спиноза писал: «Не существует ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы некое действие». Таким образом, в природе существует:
а) полная анархия;
б) относительность движения;
в) жесткий детерминизм;
г) абсолютное предопределение.
1.6.40.
В представлении Спинозы, свобода человека состоит в единстве разума и воли. Противоположностью свободы человека он считал:
а) аффект;
б) необходимость;
в) произвол;
г) предопределение.
1.6.41.
Спиноза был сторонником:
а) демократии;
б) аристократии;
в) просвещенной монархии;
г) абсолютизма.
1.6.42.
«Монада» в учении Г. В. Лейбница - это:
а) единая субстанция;
б) простая субстанция;
в) духовный модус;
г) объективная акциденция.
1.6.43.
Между монадами Лейбница существует:
а) множество отношений;
б) гармония;
в) полное отсутствие отношений;
г) постоянная борьба.
1.6.44.
Монады у Лейбница между собой:
а) тождественны;
б) различны;
в) в чем-то схожи;
г) несопоставимы.
1.6.45.
Монады высшей степени развития или монады-духи в учении Лейбница способны к:
а) рефлексии;
б) перцепции;
в) апперцепции;
г) индукции.
1.6.46.
По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие:
а) перцепцией;
б) апперцепцией;
в) перцепцией и апперцепцией;
г) ощущениями и ясными представлениями.
1.6.47.
Согласно теории «предустановленной гармонии» Лейбница, наш мир является:
а) единственно возможным;
б) лучшим из возможных;
в) худшим из возможных;
г) аналогичным всем другим.
1.6.48.
В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме...»:
а) самих чувств;
б) самого разума;
в) случайного;
г) эмпирического.
1.6.49.
По мнению Лейбница, наукой о «всех возможных мирах» является:
а) философия;
б) физика;
в) логика;
г) этика.
1.6.50.
В философии Джорджа Беркли «быть» означает:
а) существовать независимо от нашего сознания;
б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;
в) быть воспринимаемым ощущениями;
г) существовать в человеческом представлении.
1.6.51.
Беркли отрицал существование:
а) материи;
б) Бога;
в) ощущений;
г) сознания.
1.6.52.
С точки зрения Беркли, в мире действуют причины:
а) механические;
б) физические;
в) духовные;
г) материальные.
1.6.53.
В своей теории Д. Юм утверждал, что между впечатлениями и идеями существуют отношения:
а) сходства и различия;
б) временного и пространственного сосуществования;
в) бесконечного творчества;
г) причинности.
1.6.54.
Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: «отношения идей» и отношения:
а) реальных вещей;
б) представлений;
в) впечатлений;
г) сущностей.
1.6.55.
В своей основной работе Монтескье характеризовал их как «необходимые отношения, вытекающие из характера вещей в самом широком смысле слова»:
а) причины;
б) законы;
в) субстанции;
г) идеи.
1.6.56.
«Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся:
а) естественные;
б) международные;
в) политические;
г) гражданские.
1.6.57.
По Монтескье, естественным доисторическим состоянием человечества был закон:
а) войны всех против всех;
б) мира всех со всеми;
в) общественного договора;
г) борьбы за существования.
1.6.58.
Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению:
а) духовного монизма;
б) географического детерминизма;
в) европейского гуманизма;
г) социального фатализма.
1.6.59.
Вольтер понимал человека как существо:
а) природное;
б) политическое;
в) общественное;
г) экзистенциальное.
1.6.60.
Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:
а) человек и бог;
б) бог и дьявол;
в) ученый и невежда;
г) мошенник и глупец.
1.6.61.
Для Вольтера равенство людей - это, прежде всего, равенство:
а) природное;
б) имущественное;
в) политическое;
г) сословное.
1.6.62.
Для Ж. Ж. Руссо равенство людей - это равенство:
а) природное;
б) имущественное;
в) политическое;
г) сословное.
1.6.63.
Во введении к одной из своих работ Руссо писал: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю...»:
а) Бога;
б) философию;
в) добродетель;
г) культуру.
1.6.64.
Руссо впервые выявил социальную обусловленность науки и культуры, обнаружив, что развитие культуры формирует у человека потребности:
а) естественные;
б) искусственные;
в) необходимые;
г) материальные.
1.6.65.
Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном:
а) просвещенного монарха;
б) избранного президента;
в) объединенный народ;
г) парламент.
1.6.66.
Руссо писал: «...силами государства, согласно цели его образования, которой является общественное благо, может руководить лишь...»:
а) общая воля;
б) воля представителей;
в) мудрый правитель;
г) здравый смысл.
1.6.67.
Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает:
а) собственную свободу;
б) неограниченное право;
в) гражданское право;
г) естественное право.
1.6.68.
Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:
а) Вольтер;
б) Руссо;
в) Д'Аламбер;
г) Дидро.
Правильные ответы по теме «Новое Время и Просвещение» из курса «История философии»
1.6.1.
Формирование естественных наук имело определяющее значение для философии Нового времени (б).
1.6.2.
Идеи Платона определенно возрождались в социальной утопии Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» (б).
1.6.3.
Концепции двойственной истины придерживался Ф. Бэкон в своей теории познания. «Истины откровения», т.е. истины о боге, теологической; и истины философии, т.е. истины познанной, созерцаемой (г).
1.6.4.