Общественное бытие и сознание
Общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством материальных благ и теми отношениями, в которые люди вступают в процессе этого производства. Общественное бытие возникает вместе со становлением чел. общества и существует относительно независимо от индивидуального или общественного сознания. Общественное бытие - это объективная обществ, реальность, первичная по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.
Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Одной из важнейших категорий характеризующих общественное бытие, является труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов для удовлетворения своих потребностей. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического.
Выделяют объективную и субъективную стороны общественного бытия. Объективная - существует вне зависимости от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребность а пище, жилье, состояние материального производства и полит, системы. Субъективная сторона - это сознание и воля людей, которые присутствуют в деятельности и отношениях между людьми и являются их основными родовыми признаками, отличающими их от животных. Вопрос о соотношении общественного бытия людей, как реального процесса их общественной жизни и их общественного сознания - один из основополагающих вопросов социальной философии. Ответ на него проясняет, насколько полно общественное сознание людей отражает их бытие. В этом обнаруживается степень понимания происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспособительной и творчески преобразующей деятельности. Этот вопрос решается во многих фил. концепциях, материалистических и идеалистических. Его решение играет большую роль в исследовании общества и понимании отдельных социальных явлений в экономике, социальной, политической и духовной жизни.
Уровень развития общества и способ производства не зависят от воли и сознания вступающего в жизнь поколения, но во многом определяют его сознание. Тезис о том, что бытие определяет сознание, отражает истинное положение вещей, является верным способом изучения общества. Общественное бытие воздействует на общ. сознание через государственный строи, хозяйственные и правовые кормы, политические приоритеты.
Понимание общественного сознания как отражения общ. бытия указывает на объективную сторону его развития. Содержание экономических, политических, нравственных, религиозных и других взглядов и теорий есть отражение соответствующих сторон жизни людей, их общественного бытия. В совокупности эти взгляды и теории представляют собой самосознание общества, т. е. осознание имвсех сторон своей жизни в их связи и развитии. -
Общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Такой подход позволяет объяснить развитие общественного сознания с позиций социального детерминизма, и указывает на объективные и субъективные причины тех или иных проявлений общественного сознания. При определяющей роли общественного бытия сознание обладает относительной самостоятельностью, т.к. оно представлено многообразными формами {философия, религия, право и т.д.). Изменения в общественном бытии не могут вызвать мгновенного изменения во всех формах общественного сознания, - оно опирается на наличие традиций, привычек.
Общественное сознание может с опережением определять тенденции развития общества, это является причиной его активности. Общественное сознание представляет собой единство воззрений, стремлений, интересов людей, живущих в общих условиях социальной среды. История общественного сознания отражает историю общественного бытия.
Философия истории
Исторический процесс - поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлении социальных структур, политических систем и духовной жизни. Философия истории - это попытка осмысления сути диалектики исторического развития общества, его идеалов и целей, это философско-исторический анализ общества, Эта проблема волновала мыслителей античности Геродота, Фукидида.
Начало фил. истории в Европе заложил Августин в своем труде "О граде Божьем". Он указал, что началом исторического процесса стало сотворение богом человеческой личности, а сам исторический процесс есть длительный процесс спасения человечества и обретения им единства с Богом. Эта концепция господствовала в европейской философии до конца 1а в. Как светскую науку, философию истории сформировал в 18-19 вв. франц. просветитель Вольтер. Он освещал исторический процесс не хронологически, а осмысливал ход. событии философски. Немецкий философ Гердер в труде "Идеи философии истории человечества" дал широкую панораму всей мировой истории.
Большой вклад в развитие этой темы внес Гегель, который утверждал, что всемирная история направляется с Востока на Запад, фил. истории у него направлена к прошлому и будущему. В России этой проблемой занимались такие фил. и историки как Н.Карев, В.Хвостов, В.Герье. В 20 в. развивалось марксистское понимание истории, разрабатывались концепции "технологического" детерминизма, культурологические и цивилизованные подходы к историческому социальному развитию.
Предмет и специфика фил. истории раскрывается при рассмотрении ее функций:
Гносеологическая - познаются закономерности и содержание развития чеповеческой истории.
Методологическая - философия истории изучает принципы и методы философско-социологического анализа развития общества. Мировоззренческая - формирует понимание сущности и смысла истории человечества.
Теоретическая - удовлетворяет потребность в концептуальном осмыслении история, процесса.
Практическая - дает научное объяснение исторических фактов, систематизирует их, внедряет теоретические знания в практическую жизнь.
Прогностическая - способствует пониманию перспектив человечества.
Первые попытки определить проблемы философии истории сделал Гердер. Основным он считал вопрос: «Откуда мы и куда идем?".
Значительный вклад в конкретизацию этих проблем внес Э.Бернгейм. С течением времени проблематика философии истории конкретизировалась и свеласьк следующему:
- Предмет и проблематика фил. истории, как науки.
- Источники и логика развития человеческой истории.
- Эволюция соц. форм, многообразие истории.
- Многомерность социального бытия и действие общих законов.
- Особенности развития социальных систем.
- Проблемы социального детерминизма и прогресса.
- Периодизация и хронология истории.
- Специфика истор. пространства и истор. времени.
- Принципы реконструкции исторического прошлого.
- Объективное и субъективное в обществ, развитии.^
- Перспективы всемирной истории и человеческой цивилизации.
- Культура и социальная эволюция.
- Взаимодействие чел. и истории, роль личности.
В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: одни рассматривают историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности, другие видели определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом - это точка зрения большинства. Среди подходов к истории как внутренне логическому и закономерному процессу наиболее распространены: формальный, цивилизованный, культурологический, а также иные фил. под; ходы, рассматривающие историю как объективный закономерный процесс.
Культура
Термин "культура" происходит от латинского -возделывание, обработка, воспитание, развитие. В истории культура понималась как "воспитанность", соответствие идеалам гуманизма и просвещения.
Французские энциклопедисты в 18 в. дали следующее определение: культура - это то, что создано и создается человеком (материальное и духовное), в отличие от природных вещей и явлений. Культура -это все, что человек производит, и сам способ данного производства. Культура не сводима к вещам, произведенным человеком, а распространяется на общественные отношения и продукты духовного производства. Культура - результат взаимодействия природы, отдельных людей и общества в целом.
Культура как совокупность всех материальных и духовных ценностей генетически связана с природой, с обществом и конкретными людьми, которые ее создали. Но после своего рождения культура приобретает свойство автономности (судьба пирамид, московского Кремля). Самым существенным философским признаком предмета культуры является его двойственность и двухкачественность. Уже при создании каменного топора видно, что в этом изделии есть природные качества (вес, прочность) и KanecTBaj вложенные в него производителем. Поэтому любой образец культуры несет в себе систему природных и социальных качеств. В этой двойственности - суть культуры как обществен но-исторического способа адаптации человека к миру.
Мир культуры включает в себя процесс и результат человеческой деятельности. Живя в мире культуры, будучи сам культурным явлением, человек оставляет после себя феномены материальной культуры (дети, вещи) и духовной культуры (идеи). Тем самым он общается с прошлым, настоящим и будущим, включаясь в движение мировой истории.
Культура явилась способом очеловечивания бытия и самого человека. В процессе удовлетворения физиологических потребностей формировалась телесная культура человека, как базовый фундаментальный слой культуры. Обеспечение себя пищей, защита от внешних проявлений среды требовали все более совершенной организации жизни общества, и на этой основе зародилась новая грань культуры - ее организационная форма. Новая стадия развития потребовала принципиально нового уровня организации культуры - обеспечение технологической деятельности путем управления людьми Так зародилась идея государственности. Самообеспечение и управление как явление культуры принимали формы символического выражения. Зачастую причиной этого была необходимость подтверждения социального статуса человека и общества. Культура во многом носит символически-знаковый характер.
В зависимости от материальных или духовных потребностей людей культура делится на материальную и духовную. Историческая типология разбивает ее по эпохам: культура Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Нового времени, современная культура.
В человеческой истории культура выделялась по различным основаниям. Концепция обособленных культур, идея Н.Я.Данилевского, который выделил 10 основных культур, указал на свойство локальности культур, борьбы друг с другом и внешней средой. Концепция '' замкнутых культур™ О.Шпенглера представляет противопоставление культуры и цивилизации как-целого и части.
Современное определение культуры определяет ее как способ и содержание жизни лвдей, характеризующийся воспроизводством, потреблением и распределением мат. и духовных ценностей, нормами и принципами жизни, социальными институтами и системой общественных отношений. Культура со временем отождествилась с цивилизацией. Она соответствует более высокому уровню развития по сравнению с варварством. Культура используется для раскрытия содержания искусства и всей эстетической жизни общества Она взаимосвязана с цивилизацией, которая является необходимым условием существования зрелой культуры. Культура выражает особый способ освоения человеком мира и самого себя, является ориентиром развития цивилизации.
ЛИЧНОСТЬ
Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещей. Но понятия "личность" у древних греков не существовало, т.к. сложилась сильная зависимость граждан от законов полиса и упорядоченности высшего уровня.
Родоначальника "философии человека" Сократа в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовой природе, но не о понятии «личность». Идеалы стоической философии с их штампом беспристрастной личности уравнивали всех людей перед лицом рока. Теологические доктрины средневековья освободили человека от космологической зависимости, но растворили чел. индивидуальность, поставив его в полную зависимость от воли Бога.
Статус человека как индивидуальной и полноценной личности был осознан в эпоху Возрождения.
Лишь в 16 в, «ренессансное» мышление осознало значимость человеческой личности.
Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид - это всегда один из многих, он безличен.
Понятие "индивид " и "личность" являются противоположными по объему и по содержанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных свойств чел., его биологические и социальные качества, это говорит о бедности его содержания. Но по объему оно богато, т.к. каждый человек-индивид. Говоря "человеческий индивид , имеют в виду лишь родовую общность людей и единичного представителя чел. рода. Когда происходит конкретизация этого понятия - указание на другие качества, ограничивается объем понятия, выделяются особенности социальной группы. Чем выше степень конкретизации понятия, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. Далее путем персонификации индивида отдельного человека логически мы приходим к индивидуальному представителю чел. рода. Предельно персонифицированный индивид есть личность. Это понятие включает в себя как общие и особенные признаки, так и единичные и уникальные свойства человека.
Личность - это человек с ярко выраженными социальными признаками и соц. индивидуальностью, это активный, целеориентированныи субъект отношении и созидательной деятельности.
Личность - это всегда конкретный человек, носитель сознания. Личность ориентируется в обществе на его ценности и выполняет общественно-полезную деятельность и несет ответственность перед обществом за свои поступки. Одной из черт, присущих личности является наличие самоуважения и достоинства Основными способами выражения достоинства личности является совесть, долг и честь.
Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, которые определяют неповторимость и своеобразие в процессе ее жизнедеятельности развития, поведения, мышления, в стиле и образе жизни, особенностях поведения. Она раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности.
Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве. Поэтому личность - итог синтез и взаимодействие разнообразных факторов. Личность выступает носителем и выразителем всего общественно - социального. Она тем значительнее чем в большей степени аккумулирует социально-культурный опыт человека и вносит свои вклад в его развитие. _
По своей структуре личность представляет собой устойчивую скоординированную, саморегулирующуюся систему элементов содержания, включающих в себя- духовный мир, социально-ролевый комплекс, природные качества. Эти составляющие образуют целостность, которая явл. характеристикой взаимоотношения чел. с системой общ. отношении.
Типологическое определение личности основано на идее что ее формирование - закономерный про-' цесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Основные социальные типы личности- социально-классовые, социально-профессиональные, национально-этнически
ЦИВИЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРА
Понятие "цивилизация" зародилось во Франции s середине 18 века и обозначало идеальное устройство человеческого общества. Оно связывается с особой социальной организацией общества. Цивилизация - следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры.
В истории философии существовали различные толкования понятия цивилизации.
Цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А.Тойнби, П.Сорокин).
Цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формирование национально-государственных образований (Ф.Энгельс).
Цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, что подчеркивает их единичный общечеловеческий характер. (К. Ясперс).
Цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того, или иного народа или региона, означающий ее кризис. (О. Шпенглер).
Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека, орудии труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений, а культура - с проявлением духовной сущности человека (Н.Бердяев, С. Булгаков).
Возможна обратная комбинация, когда цивилизация трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Но во всех случаях понятия культура и цивилизация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.
При всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем, по сравнению с культурой, слое человеческого бытия. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры. Главное в цивилизации - непрерывная смена технологий для удовлетворения растущих потребностей / возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса.
Необходимо различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил своей жизни и поведения Культуру он связывает с нравственными принципами, которые обладают практической силой и определяют общепринятые нормы, ориентированные не на идеалы разума, а на нравственные основания самого человека, его совесть. Такой подход Канта актуален в настоящее время, когда наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.
Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения материальных и духовных культурных ценностей, который определяет всю общественную жизнь, ее специфику что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации, Эти признаки позволяют увидеть различие культуры и цивилизации.
Изучение цивилизации как уровня развития культуры и общества отражено в этнографической, социологической и философской литературах. При исследовании этого признака цивилизации происходило отождествление культуры с цивилизацией.
С древних времен сложились Восточная и Западная цивилизация. На развитие Восточной цивилизации огромное влияние оказала религия. Для Западной цивилизации характерно ускоренное развитие техники, быстрое развитие предметного мира и социальных связей.
В России сложилась уникальная связь Восточной и Западной цивилизации.
В наше время образовалась особая отрасль знаний- цивилизационные исследования, цель которых охватить все накопленное наукой за предшествующие годы и дать прогноз относительно обозримого будущего.