Общественное бытие и сознание

Общественное бытие понимается как материаль­ная жизнь общества, связанная с производством ма­териальных благ и теми отношениями, в которые лю­ди вступают в процессе этого производства. Общест­венное бытие возникает вместе со становлением чел. общества и существует относительно независимо от индивидуального или общественного сознания. Об­щественное бытие - это объективная обществ, ре­альность, первичная по отношению к сознанию от­дельного индивида и поколения.

Деятельность людей и их общественные отноше­ния составляют основное содержание их обществен­ного бытия как реального процесса их общественной жизни. Одной из важнейших категорий характери­зующих общественное бытие, является труд - целе­сообразная деятельность человека, в процессе кото­рой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов для удовлетворения своих потребностей. Идея пер­вичности материального производства в жизни обще­ства отличает материалистическое понимание исто­рии от идеалистического.

Выделяют объективную и субъективную стороны общественного бытия. Объективная - существует вне зависимости от сознания и воли людей. К ней отно­сятся условия природной среды, потребность а пище, жилье, состояние материального производства и по­лит, системы. Субъективная сторона - это сознание и воля людей, которые присутствуют в деятельности и отношениях между людьми и являются их основными родовыми признаками, отличающими их от животных. Вопрос о соотношении общественного бытия лю­дей, как реального процесса их общественной жизни и их общественного сознания - один из основопола­гающих вопросов социальной философии. Ответ на него проясняет, насколько полно общественное соз­нание людей отражает их бытие. В этом обнаружива­ется степень понимания происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспособи­тельной и творчески преобразующей деятельности. Этот вопрос решается во многих фил. концепциях, материалистических и идеалистических. Его решение играет большую роль в исследовании общества и понимании отдельных социальных явлений в эконо­мике, социальной, политической и духовной жизни.

Уровень развития общества и способ производства не зависят от воли и сознания вступающего в жизнь поколения, но во многом определяют его сознание. Тезис о том, что бытие определяет сознание, отра­жает истинное положение вещей, является верным способом изучения общества. Общественное бытие воздействует на общ. сознание через государствен­ный строи, хозяйственные и правовые кормы, поли­тические приоритеты.

Понимание общественного сознания как отраже­ния общ. бытия указывает на объективную сторону его развития. Содержание экономических, политиче­ских, нравственных, религиозных и других взглядов и теорий есть отражение соответствующих сторон жиз­ни людей, их общественного бытия. В совокупности эти взгляды и теории представляют собой самосоз­нание общества, т. е. осознание имвсех сторон своей жизни в их связи и развитии. -

Общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Такой подход позволяет объяс­нить развитие общественного сознания с позиций социального детерминизма, и указывает на объек­тивные и субъективные причины тех или иных проявлений общественного сознания. При определяющей роли общественного бытия сознание обладает относительной самостоятельностью, т.к. оно представлено многообразными формами {философия, религия, право и т.д.). Изменения в общественном бытии не могут вызвать мгновенного изменения во всех формах общественного сознания, - оно опирается на наличие традиций, привычек.

Общественное сознание может с опережением оп­ределять тенденции развития общества, это являет­ся причиной его активности. Общественное сознание представляет собой единство воззрений, стремлений, интересов людей, живущих в общих условиях соци­альной среды. История общественного сознания от­ражает историю общественного бытия.

Философия истории

Исторический процесс - поступательное раз­витие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлении социальных структур, по­литических систем и духовной жизни. Философия истории - это попытка осмысления сути диалектики исторического развития общества, его идеалов и це­лей, это философско-исторический анализ общества, Эта проблема волновала мыслителей античности Геродота, Фукидида.

Начало фил. истории в Европе заложил Августин в своем труде "О граде Божьем". Он указал, что началом исторического процесса стало сотворение богом человеческой личности, а сам исторический процесс есть длительный процесс спасения челове­чества и обретения им единства с Богом. Эта концеп­ция господствовала в европейской философии до конца 1а в. Как светскую науку, философию исто­рии сформировал в 18-19 вв. франц. просветитель Вольтер. Он освещал исторический процесс не хро­нологически, а осмысливал ход. событии философ­ски. Немецкий философ Гердер в труде "Идеи фило­софии истории человечества" дал широкую панораму всей мировой истории.

Большой вклад в развитие этой темы внес Гегель, который утверждал, что всемирная история направ­ляется с Востока на Запад, фил. истории у него на­правлена к прошлому и будущему. В России этой проблемой занимались такие фил. и историки как Н.Карев, В.Хвостов, В.Герье. В 20 в. развивалось марксистское понимание истории, разрабатывались концепции "технологического" детерминизма, культу­рологические и цивилизованные подходы к историче­скому социальному развитию.

Предмет и специфика фил. истории раскрывается при рассмотрении ее функций:

Гносеологическая - познаются закономерности и содержание развития чеповеческой истории.

Методологическая - философия истории изучает принципы и методы философско-социологического анализа развития общества. Мировоззренческая - формирует понимание сущ­ности и смысла истории человечества.

Теоретическая - удовлетворяет потребность в концептуальном осмыслении история, процесса.

Практическая - дает научное объяснение истори­ческих фактов, систематизирует их, внедряет теоре­тические знания в практическую жизнь.

Прогностическая - способствует пониманию пер­спектив человечества.

Первые попытки определить проблемы филосо­фии истории сделал Гердер. Основным он считал вопрос: «Откуда мы и куда идем?".

Значительный вклад в конкретизацию этих про­блем внес Э.Бернгейм. С течением времени пробле­матика философии истории конкретизировалась и свеласьк следующему:

- Предмет и проблематика фил. истории, как науки.

- Источники и логика развития человеческой истории.

- Эволюция соц. форм, многообразие истории.

- Многомерность социального бытия и действие об­щих законов.

- Особенности развития социальных систем.

- Проблемы социального детерминизма и прогресса.

- Периодизация и хронология истории.

- Специфика истор. пространства и истор. времени.

- Принципы реконструкции исторического прошлого.

- Объективное и субъективное в обществ, развитии.^

- Перспективы всемирной истории и человеческой цивилизации.

- Культура и социальная эволюция.

- Взаимодействие чел. и истории, роль личности.

В своих взглядах на историю философы раздели­лись на две группы: одни рассматривают историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности, другие видели определенную логику в истории, считая историю це­ленаправленным, закономерным процессом - это точка зрения большинства. Среди подходов к истории как внутренне логическому и закономерному процессу наиболее распространены: формальный, цивилизо­ванный, культурологический, а также иные фил. под; ходы, рассматривающие историю как объективный закономерный процесс.

Культура

Термин "культура" происходит от латинского -возделывание, обработка, воспитание, развитие. В истории культура понималась как "воспитанность", соответствие идеалам гуманизма и просвещения.

Французские энциклопедисты в 18 в. дали сле­дующее определение: культура - это то, что создано и создается человеком (материальное и духовное), в отличие от природных вещей и явлений. Культура -это все, что человек производит, и сам способ данно­го производства. Культура не сводима к вещам, про­изведенным человеком, а распространяется на об­щественные отношения и продукты духовного произ­водства. Культура - результат взаимодействия при­роды, отдельных людей и общества в целом.

Культура как совокупность всех материальных и духовных ценностей генетически связана с природой, с обществом и конкретными людьми, которые ее соз­дали. Но после своего рождения культура приобрета­ет свойство автономности (судьба пирамид, москов­ского Кремля). Самым существенным философским признаком предмета культуры является его двойст­венность и двухкачественность. Уже при создании каменного топора видно, что в этом изделии есть природные качества (вес, прочность) и KanecTBaj вложенные в него производителем. Поэтому любой образец культуры несет в себе систему природных и социальных качеств. В этой двойственности - суть культуры как обществен но-исторического способа адаптации человека к миру.

Мир культуры включает в себя процесс и резуль­тат человеческой деятельности. Живя в мире культу­ры, будучи сам культурным явлением, человек остав­ляет после себя феномены материальной культуры (дети, вещи) и духовной культуры (идеи). Тем самым он общается с прошлым, настоящим и будущим, включаясь в движение мировой истории.

Культура явилась способом очеловечивания бытия и самого человека. В процессе удовлетворения фи­зиологических потребностей формировалась телес­ная культура человека, как базовый фундаменталь­ный слой культуры. Обеспечение себя пищей, защита от внешних про­явлений среды требовали все более совершенной организации жизни общества, и на этой основе заро­дилась новая грань культуры - ее организационная форма. Новая стадия развития потребовала принци­пиально нового уровня организации культуры - обес­печение технологической деятельности путем управ­ления людьми Так зародилась идея государственно­сти. Самообеспечение и управление как явление культуры принимали формы символического выраже­ния. Зачастую причиной этого была необходимость подтверждения социального статуса человека и об­щества. Культура во многом носит символически-знаковый характер.

В зависимости от материальных или духовных по­требностей людей культура делится на материаль­ную и духовную. Историческая типология разбивает ее по эпохам: культура Древнего мира, Средневеко­вья, Возрождения, Нового времени, современная культура.

В человеческой истории культура выделялась по различным основаниям. Концепция обособленных культур, идея Н.Я.Данилевского, который выделил 10 основных культур, указал на свойство локальности культур, борьбы друг с другом и внешней средой. Концепция '' замкнутых культур™ О.Шпенглера пред­ставляет противопоставление культуры и цивилиза­ции как-целого и части.

Современное определение культуры определяет ее как способ и содержание жизни лвдей, характери­зующийся воспроизводством, потреблением и рас­пределением мат. и духовных ценностей, нормами и принципами жизни, социальными институтами и сис­темой общественных отношений. Культура со време­нем отождествилась с цивилизацией. Она соответст­вует более высокому уровню развития по сравнению с варварством. Культура используется для раскрытия содержания искусства и всей эстетической жизни об­щества Она взаимосвязана с цивилизацией, которая является необходимым условием существования зрелой культуры. Культура выражает особый способ освоения человеком мира и самого себя, является ориентиром развития цивилизации.

ЛИЧНОСТЬ

Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был про­возглашен мерой всех вещей. Но понятия "личность" у древних греков не существовало, т.к. сложилась сильная зависимость граждан от законов полиса и упорядоченности высшего уровня.

Родоначальника "философии человека" Сократа в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовой природе, но не о понятии «личность». Идеалы стоической философии с их штампом беспристрастной личности уравнивали всех людей перед лицом рока. Теологические док­трины средневековья освободили человека от космо­логической зависимости, но растворили чел. индиви­дуальность, поставив его в полную зависимость от воли Бога.

Статус человека как индивидуальной и полноцен­ной личности был осознан в эпоху Возрождения.

Лишь в 16 в, «ренессансное» мышление осознало значимость человеческой личности.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Ин­дивид - это всегда один из многих, он безличен.

Понятие "индивид " и "личность" являются проти­воположными по объему и по содержанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных свойств чел., его биологические и социальные качества, это говорит о бедности его содержания. Но по объему оно богато, т.к. каждый человек-индивид. Говоря "человеческий индивид , имеют в виду лишь родовую общность лю­дей и единичного представителя чел. рода. Когда происходит конкретизация этого понятия - указание на другие качества, ограничивается объем понятия, выделяются особенности социальной группы. Чем выше степень конкретизации понятия, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. Далее путем персонификации индивида отдельного человека ло­гически мы приходим к индивидуальному представи­телю чел. рода. Предельно персонифицированный индивид есть личность. Это понятие включает в себя как общие и особен­ные признаки, так и единичные и уникальные свойст­ва человека.

Личность - это человек с ярко выраженными соци­альными признаками и соц. индивидуальностью, это активный, целеориентированныи субъект отношении и созидательной деятельности.

Личность - это всегда конкретный человек, носи­тель сознания. Личность ориентируется в обществе на его ценности и выполняет общественно-полезную деятельность и несет ответственность перед общест­вом за свои поступки. Одной из черт, присущих лич­ности является наличие самоуважения и достоинст­ва Основными способами выражения достоинства личности является совесть, долг и честь.

Индивидуальность личности выражает совокуп­ность признаков, которые определяют неповтори­мость и своеобразие в процессе ее жизнедеятельно­сти развития, поведения, мышления, в стиле и обра­зе жизни, особенностях поведения. Она раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и воз­можностей личности.

Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве. Поэтому лич­ность - итог синтез и взаимодействие разнообразных факторов. Личность выступает носителем и вырази­телем всего общественно - социального. Она тем значительнее чем в большей степени аккумулирует социально-культурный опыт человека и вносит свои вклад в его развитие. _

По своей структуре личность представляет собой устойчивую скоординированную, саморегулирую­щуюся систему элементов содержания, включающих в себя- духовный мир, социально-ролевый комплекс, природные качества. Эти составляющие образуют целостность, которая явл. характеристикой взаимо­отношения чел. с системой общ. отношении.

Типологическое определение личности основано на идее что ее формирование - закономерный про-' цесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Основные социальные типы лич­ности- социально-классовые, социально-профессиональные, национально-этнически

ЦИВИЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРА

Понятие "цивилизация" зародилось во Фран­ции s середине 18 века и обозначало идеальное уст­ройство человеческого общества. Оно связывается с особой социальной организацией общества. Цивили­зация - следующая за варварством ступень культу­ры, которая постепенно приучает человека к плано­вым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры.

В истории философии существовали различные толкования понятия цивилизации.

Цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А.Тойнби, П.Сорокин).

Цивилизация толкуется как конкретный этап обще­ственного развития, наступивший в жизни народа после эпохи варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формирование национально-государственных образований (Ф.Энгельс).

Цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, что подчеркивает их единичный общечело­веческий характер. (К. Ясперс).

Цивилизация истолковывается как конечный мо­мент в развитии культуры того, или иного народа или региона, означающий ее кризис. (О. Шпенглер).

Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека, орудии труда, технологии, экономических и политических отноше­ний и учреждений, а культура - с проявлением духов­ной сущности человека (Н.Бердяев, С. Булгаков).

Возможна обратная комбинация, когда цивилиза­ция трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Но во всех случаях понятия культура и цивилизация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.

При всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем, по сравнению с культурой, слое человече­ского бытия. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры. Главное в цивилизации - непрерыв­ная смена технологий для удовлетворения растущих потребностей / возможностей человечества при за­конодательном обеспечении этого процесса.

Необходимо различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установ­ления человеком правил своей жизни и поведения Культуру он связывает с нравственными принципами, которые обладают практической силой и определяют общепринятые нормы, ориентированные не на идеа­лы разума, а на нравственные основания самого че­ловека, его совесть. Такой подход Канта актуален в настоящее время, когда наблюдается потеря цивили­зованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.

Под цивилизацией следует понимать, с одной сто­роны, уровень развития культуры и общества в це­лом, а с другой стороны, способ освоения матери­альных и духовных культурных ценностей, который определяет всю общественную жизнь, ее специфику что позволяет судить о ней как об определенной ци­вилизации, Эти признаки позволяют увидеть разли­чие культуры и цивилизации.

Изучение цивилизации как уровня развития куль­туры и общества отражено в этнографической, со­циологической и философской литературах. При ис­следовании этого признака цивилизации происходило отождествление культуры с цивилизацией.

С древних времен сложились Восточная и Запад­ная цивилизация. На развитие Восточной цивилиза­ции огромное влияние оказала религия. Для Запад­ной цивилизации характерно ускоренное развитие техники, быстрое развитие предметного мира и соци­альных связей.

В России сложилась уникальная связь Восточной и Западной цивилизации.

В наше время образовалась особая отрасль зна­ний- цивилизационные исследования, цель которых охватить все накопленное наукой за предшествую­щие годы и дать прогноз относительно обозримого будущего.

Наши рекомендации