Одним из направлений философии, возникших в XX веке, является

1.трансцендентальный идеализм

2.антропологический материализм

3.структурализм

4.номинализм

Представителем философии жизни является

1.А. Камю

2.З. Фрейд

3.Ф. Ницше

4.Э. Фромм

Э. Гуссерль является создателем

1.психоанализа

2.персонализма

3.феноменологии

4.герменевтики

13.«Неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские», – считают представители

1.неопозитивизма

2.неофрейдизма

3.марксизма

4.экзистенциализма

Назовите главное понятие, описывающее сущность человека, по Сартру

1.любовь

2.страх

3.свобода в форме выбора

4.отчаяние

15.В чем сущность открытия З. Фрейда?

1.впервые понял структуру бессознательного

2.впервые понял структуру сознательного

3.выработал новое видение психической реальности (психики)

4.впервые понял структуру общественного сознания

16.Какие три типа господства выделял М. Вебер:

1.харизматический

2.аристократический

3.традиционный

4.легитимный

17.Что является движущей силой развития истории у Т.де Шардена

1.научное сознание

2.целеустремленное сознание

3.модернизация христианского учения

Основоположникомфеноменологии является

Что, по мнению П. Сорокина, спасет западную цивилизацию

1.дальнейшее развитие науки

2.дальнейшее развитие экономики

3.новая религиозная идея

Чем должна заниматься научная философия у неопозитивистов

1.исследованием законов природы

2.исследованием законов общества

3.исследованием языка науки

Рекомендуемые источники информации:

Основные источники

1.Горелов А.А.учеб. пособ. «Основы философии»М.2011.;

2.ГубинВ.Д.уч пос.«Основы философии»М.2011

3. Краткий философский словарь. Под. ред. А. П. Алексеева. – М.:РГ – Прогресс, 2010

4.Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Университетская книга; Логос. -2009

Интернет - ресурсы

1)http://www. Alleg.ru/edu/philos 1.htm 2)http://www.diplom –inet.ru/resurshpilos

3)ru.wikipedia.org/wiki/философия

Дополнительная литература

1.Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991.

2..Кохановский В.П., Мятеш Т. П., Яковлев В, П., Жаров Л. В. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений - Ростов н/Д,Феникс, 2010.

3.Фромм Э. Душа человека – М.: Республика. 1992.

Инструкции по выполнению практической работы №10

Алгоритм выполнения тестовых заданий:

1.прочтите конкретный вопрос теста;

2.определите тему, к которой он относится;

3.вспомните ведущие философские школы или направления конкретного исторического периода;

4.какая проблематика была в центре их внимания;

5.как ее решал конкретный философ этого периода (или школы), вспомните е характерные черты его философии;

6.выбирайте правильный ответ методом исключения (исключайте из представленных вариантов ответов неправильные), тогда вам легче будет сделать выбор;

7.сначала следует решать вопросы невысокой степени трудности, затем переходить к более сложным вопросам, имея время для обдумывания

Раздел 2.Структура и основные направления философии

Тема 2.2. Учение о бытии и познании мира.

Практическая работа №11

Этапы развития философии

Цель: контроль знаний и умений студентов по заданной теме;

Практические навыки: умение анализировать исторические этапы развития философии

Задание: выделяем важнейшие черты каждого из исторических типов философии

Содержание работы: необходимо проанализировать понятия: ответить на вопросы, заполнить таблицы, сопоставляя и анализируя смысл изученных понятий

Норма времени: 2 часа.

Формат выполненной работы: заполнение таблиц, ответы на вопросы

Критерии оценки: умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы, выделять главную мысль, логичность, краткость и четкость в изложении, умение обобщать, самостоятельно делать вывод, аккуратность;

Контроль выполнения: проверка заданий в тетради

Основные исторические типы философии

Задание 1.

Заполните таблицы

1.Античная философия: ее периодизация, представители

Этап развития Основной представитель Направленность размышлений
     

1. Философия античности как обоснование особого образа жизни

Философская школа Наиболее яркие представители Характерные идеи, принципы и нормы поведения Идеал личности
1. Кинизм 2. Этический рационализм 3. Эпикуреизм 4. Стоицизм      

2. Соотнесите суждения и их авторов.

Философ Основные понятие его философии
А.Аристотель Б.Демокрит В.Парменид Г.Гераклит Д.Платон 1.Космос 2.Бытие 3.Форма 4.Идея 5.Атом

Задание 2.

1.Средневековая философия: ее периодизация, представители

Этап развития Основные представители Основные задачи
1.Апологетика    
2.Патристика    
3.Схоластика    


2.Соотнесите суждения и их авторов.

А) «Верую, чтобы понимать» 1) Абеляр;

Б.) «Понимаю, чтобы верить»; Ансельм Кентерберийский;

В) «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь»; 3) Тертуллиан;

Г) «Верую, ибо абсурдно». 4) Августин.

3.Ответьте на вопросы

А) Почему философию в Средние века называют «служанкой богословия»?

Б) Какие проблемы была призвана решать эта философия?

В) Почему проблема соотношения разума и веры оказалась актуальной в эпоху Средневековья?

Задание 4.

Философия эпохи Возрождения

1.Заполните таблицу

Мыслитель Основные произведения Основные идеи и жизненные принципы

2. В «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может, как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога».

А) Выделите новые мысли о природе и сущности человека, которые здесь прозвучали и как она соотносится с пантеистической картиной мира?

Б) Каков идеал человека в эту эпоху?

В) Как называется данная концепция ?

Г) Что нового внесла эта эпоха в развитие философии?

Сравнительный анализ эпохи Возрождения и Средневековья

Название эпохи Основные черты. идеалы, отношение к телу и духу Предназначение человека, .цель его бытия в мире,
1.Средневековье    
2.Возрождение    

Задание 5.

Философия Просвещения и Нового времени

1.Заполните таблицу.

Субстанциональный анализ философских систем Нового времени

Философская система Основные характеристики. Субстанция Представители
1.Механистический материализм    
2.Пантеизм    
3.Объективный идеализм    
4.Субективный идеализм    

2.Главные проблемы, которые взялась решать философия Нового времени?

3. Каковы основные методы познания, выдвинуты философией Нового времени?

4. Что такое эмпиризм и рационализм в теории познания?

5.Найдите соответствие:

Автор Его произведение

А) Декарт; 1) «Опыт о человеческом разуме»;

Б) Локк; 2) «Новая Атлантида»;

В) Бэкон; 3) «Правило для руководства ума»;

Г) Спиноза. 4) «Этика

Задание 6.

Немецкая классическая философия

1.Заполните таблицу

Предмет философии в немецкой классической и марксистской философии

Философ Понимание им предмета философии Система и метод. Оценка философской позиции
     

А) Каковы исторические рамки немецкой классической философии?

Б) Кого считают родоначальником этой философии

В )В чем состояла историческая заслуга перед философией И. Канта?. Г. Ф, Гегеля?

2. Найдите соответствие:

Философ Основное понятие его философии

А) Гегель; 1) Общественно-экономическая формация;

Б) Фихте; 2) Человек;

В) Маркс; 3) «Я»;

Г) Фейербах. 4) Абсолютная идея.

Задание 7

Основные этапы развития русской философии

1.Заполните таблицу

Основные этапы русской философии Временные рамки. Проблемы. Произведения Представители
     

А)Специфические черты русской идеалистической философии

Б) Что означают идеи «соборности и «всеединства» в русской философии

2. Найдите соответствие:

Философское течение Его представитель

А) Славянофильство; 1) Бердяев Н. А.;

Б) Западничество; 2) Федоров Н. Ф.;

В) Почвенничество; 3) Герцен А. И.;

Г) Космизм; 4) Хомяков А. С.;

Д) Персонализм. 5) Достоевский Ф. М.

Задание 8

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX- начала XX ВВ.

1.Заполнить таблицу

Направления Основные идеи, понятия · Представители
1.Прагматизм    
2.Неолпозитивизм    
3.Экзистенциализм    
4.Герменевтика    

2. По мнению американского философа Ч. Пирса – представителя прагматизма, «истина это – то, во что мы верим».

А) Что такое прагматизм?

Б) Каковы основные его положения?

В ) Как с ним связано высказывание Ч. Пирса? Выскажите свое отношение к прагматизму.

3.Определите, какому философскому направлению (левый столбец) соответствует определение предмета философии (правый столбец):

Философское направление Предмет философии
1. Герменевтика. А. Деятельность по анализу языка
2. Философская антропология Б. Теория истолкования текстов
3. Неопозитивизм В. Синтетическое учение о человеке
4. Экзистенциализм Г. Наука о «чистом сознании», свободном от природной и социальной обусловленности.
5. Феноменология Д. Практические человеческие проблемы, средства их достижения
6. Прагматизм Е. Учение о существовании человека

4.Определите , как прослеживаются черты преемственности в истории философии от эпохи к эпохе..Подводя итог данной темы, ответьте на вопрос: в каком смысле мы можем говорить о прогрессе философии? Каковы ее перспективы на будущее?

Рекомендуемые источники информации:

Основные источники

1.Горелов А.А.учеб. пособ. «Основы философии» 2011.;

2.Губин В. Д. уч пос. «Основы философии»М.2011.

3.Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Университетская книга; Логос. -20010

4.Краткий философский словарь. Под. ред. А. П. Алексеева. – М.:РГ – Прогресс, 2010

Интернет-ресурсы:

http://www. Alleg.ru/edu/philos 1.htm

http://www.diplom –inet.ru/resurshpilos

ru.wikipedia.org/wiki/философия

Дополнительная литература

1.Анишкин В, Г., Шманева Л, В.Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д., Феникс,2009.

2.Скирбек Г. История философии. Учебное пособие /Пер. с англ. В. И. Кузнецова – М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2008.

3.Лосский Н. О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991.

Инструкции по выполнению практической работы №11.

1.Прежде, чем заполнять предложенные таблицы, необходимо сначала уяснить суть самого вопроса и обратиться к тексту учебного пособия. Внимательно прочтите отрывок из него, касающийся данной темы

2.Выделите основные направления философии определенного периода и главные проблемы, которые возникали в эту историческую эпоху

3.Обратите внимание не только на сами идеи, но и на их представителей и произведения, в которых они высказывали соответствующие идеи

4.Обратите внимание, что любая философская система всегда имеет свои корни в предшествующей ей философии, тем самым, обнаруживается историческая преемственность. Необходимо проследить, на чем базируется рассматриваемая вами философская теория, что она берет из предшествующей философии и что вносит в нее нового.

5.В некоторых заданиях необходимо высказать собственное мнение. Прежде чем вы это сделаете, внимательно проработайте сам вопрос, еще раз обратитесь к учебному пособию. Только уяснив суть его, попытайтесь сформулировать собственное отношение к нему. Ваши выводы должны быть четко сформулированы и логично изложены.

Наши рекомендации