Билет 22. Выразительные свойства мелодических и гармонических интервалов

Образное значение варьируется в широком диаозоне, т.к. интервал подчиняется не только собственному значению, но и окружающему контексту (секста- романс, малая секунда- плач).Роль интервала зависит от ритмической организации, ладовой характеристики.

Мелодические интервалы: в мелодии основное значение имеют диатонические интервалы. Многие народные мелодии состоят из узких интервалов, но большей частью в народных мелодиях узкие интервалы сочетаются с широкими, при некотором преобладании узких. Это относится и к большинству мелодий в произведениях компазиторов. Однако интервальное строение мелодии в произведениях компазиторов сложнее, чем в народной, т.к. применяются не только хроматические интервалы, но и с качки в большом количестве.

Гармонические интервалы: в народной музыке диссанирующие интервалы применяются ограничено. В 18 веке происходит развитие реалистического музыкальногог мышления. Поэтому начинается употребление диссанирующих созвучий. Основа музыки класчсиков- консанирующая гармония. Диссанирующие созвучия обращают мелодическую музыку определённой напряжённостью и придаёт ей дополнительные краски. Применение диссанирующих созвучий особенно характерно для драматической музыки.

Приёмы, смягчающие диссанирующие созвучия: участие диссанирующих интервалов в созвучиях со смягчающими интервалами. Разрешениедиссонанса- переход в следующий за ним консонанс. Таким образом, благодаря этим приёмам диссонансы могут быть почти незаметными.

Билет 23. Принципы организации вертикали в музыкальной ткани.

Аккорд

Аккорд - одновременное сочетание нескольких звуков. Вертикальный комплекс, кот-й состоит из не менее трех звуков. Выдающиеся признаки: 1) одновременность; 2) терцовое строение; 3) трехзвучный минимум.

Традиционная структура исходит из форм признаков.

Аккорд –комплекс тонов, представляет собой логическую дифференцированную конструктивную целостную единицу музыкальной ткани ( Берштатская). Важный признак – целостность, отчлененность от основных аккордов муз.ткани (реальная или подразумевающаяся).

Аккорд –элемент многоголосия состоит не мене из 2 двух звуков. Интервальная система может быть различной. Терцовость – частный случай строения аккорда. Основой учения об аккордах послужило открытие обертонового ряда (Рамо «трактат о гармонии»).

Наиболее активное воздействие на формализацию аккордового мышления оказала нижняя наиболее слышимая часть ряда. Поэтому с 1-го по 6-й - конструктивные обертона, а верхние – окрашивающие. Целый ряд закономерности гармонии обусловлен строением обертонового лада, а именно: 1) 4-х голосие; 2) тенденции изложения голосов вверх и от смещения баса. 3) удвоение основных и квинтовых тонов.

Именно структура нижней части ряда дает нам терцовую вертикаль. Эволюция музыкального языка совпадает с усвоением обертонового ряда. Первоначальная форма одноголосия с октавным удвоением.

По структуре выделяется два вида аккорда:

1) аккорд терцового строения;

2) аккорд нетерцового строения:

а) образуется за счет видоизменения аккорда терцовой структуры (пропуски тонов, включение в аккорды чуждых ему тонов – побочные тоны:

1) замененные побочные тоны, включающиеся вместо пропущенного тона терцовой структуры;

2) внедрение побочного тона;

б) собственно нетерцовые аккорды:

1) вертикаль по принципу избранного удержания интервалики;

2) тематическая или мелодическая гармония (тоны в мелодической структуры определяются интервалами мелодическими линиями).

3)аккорд организуется по принципу симметрии.

Аккорд- вертикальный компонент, состоящий не менее, чем из 3-ёх звуков, которые можно расположить по терциям.

Признаки аккорда:одновременность (Бах. Прелюдия номер1. до маж.- арпеджио), трёхзвучный минимум (ряд двухзвучий относят к аккордам), терцовое строение (D7 с секстой не располагается по терциям). Но эти признаки не определяющие. Классическая теория музыки в определении аккорда исходит из признаков, не являющихся определёнными. Классическая теория музыки- функциональный подход определяет значение аккорда исходя из музыкальной ткани.

Аккорд- комплекс тонов, предстовляющих собой логически дифференциированую конструктивную целостную (единицу) муз. ткани. Собственно важнейшими признаками аккорда является целостность ( его можно повторить,оторвать от контекста), отчленённость от остальных аккородов, вертикальность образования реальная или подразумеваемая, аккорд всегда элемнт многоголосия, интервальная структураможет быть различная (D7 с секстой- прометеев аккорд). Основой учения об аккорде, отправной точкойосмысления его как самостоятельной единицы от ткани, послужило открытие обертонового ряда. Вопрос об аккорде как целостности впервые был поставлен в работе Рамо «трактат о гармонии» 1722 г.

Обертоновый ряд: До-б,до-м, соль-м,до1, ми1, соль1, си бемоль1, до2, ре2, ми2, вадиез2, соль2.

Наиболее активное воздействие на формирование аккордового мышления оказала нижняя наиболее слышимая часть обертонового ряда, поэтому нижние обертоны (с1 по6) получили название конструктивные, верхние называют обертонам окрашивающими. Целый рядзакономерностей гармонического склада обусловлены строением обертонового ряда, четырёхголосое изложение (оно наиболее полно передаёт структуру конструктивной части ряда. К тенденции сужения голосов кверху и отслоение баса, удвоение основного тона и квинты (терция только при прерванном обороте, соединение 7 и 1 ступени и 2 и 1 ступени). Долгое время трезвучие мажора считалось устойчивым,т.к.в обертоновом ряду даётся мажорное трезвучие. Структура нижней части ряда даёт нам тот терцовый принцип, который долгое время считался одним из признаков аккорда. Эволюция гармонии в какой-то степени совпадает со слуховым освоением строения обертонового ряда, т.е. мы слышим постепенно всё менее слышные обертоновые отношения (првичные формы многоголосия связаны с удвоением октавы.

Средневековый органум 11-12в. Имеет квинтовые и квартовые вертикали- 1,3,4 обертоны) В 17-19в Осваиваются обертоны с 4 по 7- (Д7). В 20 в Осваиваются следующие обертоны (целостная гамма, потому музыка 20 в Насыщенная секундовыми интонациями. В это же время предпринимаются попытки освоения обертонов дальше.

По структуре выделяют два типа аккордов:

Наши рекомендации