Ранняя и поздняя схоластика
Третий этап в истории средневекового философствования — схоластика. Он был связан с развитием городских школ и университетского образования в 11-14 вв. Главные представители: Петр Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Сигер Брабантский, Дунс Скот, Уильям Оккам. Эти мыслители стремились систематизировать христианское богословие, используя античное философское наследие, прежде всего, учение Аристотеля.
Тема соотношения веры и разума с первых шагов утверждения христианства стала лейтмотивом размышлений средневековых мыслителей. Средневековый ученый был обязан соблюдать строгую меру в интерпретации теологических проблем, иначе он мог выйти за рамки установленных догм и «впасть» в ересь. С другой стороны, религиозное вероучение требовало четкого определения собственного содержания, Церковь была заинтересована в ясном изложении богословских канонов и нравственных предписаний. Таким образом, средневековый мыслитель был и теологом, и философом одновременно.
У истоков средневековой мысли с периода апологетики складываются два главных направления понимания данной проблемы. В условиях враждебного окружения, в ситуации гонений на христиан некоторые мыслители стали утверждать, что наследие языческой философии не имеет значения для новой религии. Ее истина — это библейское Откровение, обретенное с помощью Бога, тогда как философия — это ограниченная мудрость людей. Такую позицию высказал Тертуллиан(ок. 160 — после 220). Он поставил под сомнение величие Афин как символа античной культуры перед лицом Иерусалима как центра новой религиозности. Для него философские идеи и понятия Академии Платона, основанные на принципах человеческого разума, не могли ничего прибавить к полноте истины христианского учения. Вера, а не разум определяет суть религии, поэтому впоследствии Тертуллиану приписали формулу: «верую, ибо абсурдно». Подобной концепции придерживался и Татиан(110 — ок. 175). Однако уже в это время возникает иная точка зрения, сторонником которой явился Иустин Философ,или Мученик(он был казнен между 163 и 167 гг.). Он утверждал, что между древнегреческими мыслителями и ветхозаветными пророками нет реальных противоречий, так как все они (каждый в своей мере) были приобщены к одной Истине, к Логосу. Поэтому он активно богословствовал в философских терминах.
В период патристики позиция средневековых богословов изменяется. Вместе с утверждением христианства возникает необходимость формирования официальной доктрины Церкви, ее строгого вероучения. При этом религиозные мыслители все активнее обращаются к наследию античной мудрости для решения тех или иных богословских проблем. Аврелий Августин утверждал, что в формировании его христианских убеждений весомую роль сыграло наследие античного неоплатонизма. , вера выступает в качестве принципиального условия нашей жизни. Она определяет наш разум, ведь знания основываются на аксиомах, которые, по сути, являются своеобразной формой веры. Поэтому для Августина знание есть вознаграждение веры, без веры нет знания. В последующей традиции концепция, предложенная Августином, была закреплена в принципе: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Это положение было сформулировано Ансельмом Кентерберийским(1033-1109), известным богословом и последователем Августина.
Дальнейшее развитие средневековой мысли в период патристики характеризовалось усилением роли и значения философии. При этом широкое признание приобретало наследие Аристотеля, особенно корпус его логических сочинений. Важную работу в этом направлении проделал Боэций(ок. 480-524/526). Он не только перевел палатинский язык и написал соответствующие комментарии к главным логическим трудам Аристотеля, но и утвердил данную дисциплину в качестве основы для всякого возможного познания, включая теологию. Систематизатор богословской мысли Византии Иоанн Дамаскин(ок. 675-750/753) также считал вполне приемлемым использование философии в делах религиозного учения. Его трактат «Точное изложение православной веры» был переведен в XII в. на латинский язык и оказал заметное влияние на формирование канонов средневековой западноевропейской схоластики.
В рамках становления средневековой университетской учености одним из первых мыслителей, продемонстрировавших перспективу совпадения теологии и философии, был Петр Абеляр(1079-1142). Он основывался на методе логических умозаключений и показал необходимость пути разума для веры. Именно Абеляр придал теологии статус «доказательной науки».
Возникновение университетов и распространение трактатов Аристотеля в XIII столетии привело к автономизации философии в системе схоластических паук. Результатом этих процессов стала концепция «двойственной истины».
Он утверждал, что вера дополняет разум там, где он не способен высказать истинное суждение. Его формула решения данной проблемы звучит предельно ясно и четко: «там, где не достает разума, пусть восполняет вера». В этом — суть его позиции: вера имеет принципиально непостижимый характер, ее постулаты недоказуемы, в области религии требуется лишь строгое послушание. - Боэцием Дакийским(ум. ок. 1284).
В горизонте перспективы «гармонии веры и разума» теология воспринималась в качестве науки среди других паук, при этом методологической базой являлись процедуры логического рассуждения. Выдающимся адептом такого схоластического учения стал Фома Аквинский(1225-1274). Следуя философской точке зрения, он признавал возможность вечности мира, с другой стороны, он утверждал, что мир сотворен и имеет начало. Суть противоречия заключалась в том, что одно понимание основывалось на принципах естественной философии Аристотеля, а другое — на вере.
В XIII в. были сформулированы различные концепции и интерпретации дайной проблемы. С критикой позиций средневековых последователей Аристотеля выступил Иоанн Дунс Скот(ок. 1265/1266-1308). Он утверждал, что «человеку-страннику», «ищущему и стремящемуся», невозможно постичь Бога путем изучения естественных причин мира; безмерность Творца принципиальным образом превосходит меру доступного для человека познания.
Оппозицию по отношению к средневековому аристотелизму представляла и теория Уильяма Оккама(ок. 1285-1347). По сути, Оккам выводит Бога за рамки естественного познания, разделяя предмет веры и предмет знания.
При этом значение их было столь велико, что целые университетские корпорации придерживались определенной позиции и принимали к себе только тех ученых, которые были согласны с их коллективно утвержденной точкой зрения. Истоки данных споров восходили к античной мысли — к оппозиции между платонизмом и аристотелизмом и к интерпретации статуса «идей» как общих понятий (так называемых универсалий). Суть проблемы была заявлена в комментарии на «Категории» Аристотеля неоплатоника Порфирия.
Разработанную философскую теорию предложил Петр Абеляр (1079-1142). Его вариант решения данной схоластической проблемы получил название «концептуализма». Собственный подход Абеляра определялся тем, что он признавал наличие в вещах реального статуса, который задает их подобие и закрепляется в универсальных понятиях, то есть в родовидовых характеристиках.
Проблематика спора об универсалиях приобрела свое дальнейшее развитие в XIII столетии, которое считается «золотым веком» средневековой схоластики. В этом контексте концепция Фомы Аквинского получила название умеренного реализма. Он утверждал, что универсалии первоначально существуют до акта творения в качестве идей Бога, затем они реализуются в самих вещах, а после — познаются нашим интеллектом. При этом процесс познания, согласно средневековому схоласту, начинается с ощущений и чувственных представлений, на основании которых формируются целостные образы единичных вещей. Таким образом, Фома Аквинский сохраняет приверженность к наследию Аристотеля и к его теоретическим установкам.
Согласно средневековому философу, «общая природа» вещей ни универсальна, ни единична, она существует как интенциональное бытие в интеллекте и как единичное в реальности. Позицию Дуиса Скота достаточно трудно однозначно ранжировать в согласии с основными подходами, сложившимися в рамках средневековых университетских дискуссий. В данном контексте теория Уильяма Оккама не вызывает никаких сомнений. Ее традиционно определяют как номинализм. Строго следуя правилам логики, он настаивал на том, что мы не имеем права без необходимости вводить новые понятия. В этом состояла суть так называемой «бритвы Оккама». В своих построениях он использует, прежде всего, логические процедуры и понятия: «знак», «обозначение», «суппозиция» (букв, «подстановка»). Впоследствии номинализм Оккама приобрел широкую популярность в университетах Западной Европы. Движение, инициированное его идеями, получило название via moderna («новый путь»), а центром данного направления стал Парижский университет.