Тема: Понятие метода науки и методологии научных исследований
Методология юридических исследований
Лекция Понятие и типы научной рациональности.
1. Научное познание как социо-культурный феномен. История науки
2. Научная рациональность. Идеал и типы научной рациональность
3. Классический тип научной рациональности
4. Хараткерные черты неклассической рациональности
5. Постклассическая рациональность.
• Мамардашвилли Классический и неклассический идеалы рациональности.
• Лекторский Эпистемология классическая и неклассическая.
• Плахов Западная социология 19-20 вв.: от классики до постнеклассической науки. Эпистемологичекое обозрение
• Пригожин, Стендерс. 1) Порядок из хаоса. 2) Проблемы методологии постнеклассической науки. 3) Рациональность как предмет философского исследования. 4) Современная картина мира. Формирование новой парадигмы.
• Стёпин Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность. // Вопросы философии, 2003, #8
• Стёпин Теоретическое знание
• Стёпин Философия о предмете и субъекте научного познания
• Добронравова, Бiлоус, Комар Новiтня фiлософiя науки
• Патнем Реализм с человеческим лицом // Аналитическая философия, 1998
1) Наука возникает в каменном веке
2) Наука возникает в Древней Греции в 6-4 ст. до н.э.. Эпистема наук Аристотела. Эвклидова геометрия. Появляется понятие рациональности (в осмыслении культурного мифа). Школа философов вводит понятие субъктно-объектного отношения (софисты ввели субъекта) как предмета научного исследования. Античная наука в целом имеет наблюдательный характер.
3) Средневековье 13 в. Англия, Роберт Гроссет, Рождер Бэкон. Ударение на эксперименте. Томас Грабардин. Англо-саксонский научный стиль. Схоластика (в первую очередь возникает в континентальной Европе) на базе метода Фомы Аквинского. Апостериорным способом вводятся доказательства Бога как первопричины и конечной цели.
Отличие от античности в средневековой схоластике состоит в наличии универсального субъекта.
Критика схоластики ставит вопрос о новом методе.
4) 16-17 вв. Возникновение классической науки, экспериментального природоведения, класического типа научной рациональности. На основе построения математических моделей, проверка гипотез в эксперименте. Считается, что в этот период зарождается классическая физика и ее математический аппарат. Школа природного права возникает в этот же период.
Рене Декарт, Френсис Бэкон - основополагатели нового метода.
Рене Декарт: метод радикального сомнения, принцип механицизма в физике (душа-механизм), символическая система алгебры, предтеча рефлексологии. Основатель рационационализма из априорных знаний периода модерна. Считал, что разум требует правильного метода, который основывается на интуиции и дедукции.
Основные этапы (шаги) метода Декарта:
1. Считать истиной то, что не вызывает сомнения.
2. При решении какого-либо вопроса в науке раскладывать каждую сложную проблему на простые.
3. Методически переходить от изветсного и исследованного к неизвестному.
4. Не делать логических пропусков в познании.
Базисы учения Декарта:
1) Бог создал мир и не вмешивается. В основе - каузальный метод, причинно-следственные связи.
2) В мире существует лишь движущаяся материя.
3) Математика-универсальный метод познания, должна прмменятся всеми науками.
Френсис Бэкон
Основоположник эмпиризма. Метод индукции и эксперимента.
Начинает с критики Аристотеля в "Новом Органоне".
Индукция может быть полной и частичной. Перечень и исключение - основные элементы.
4 идола, которых нужно преодолеть при постижении истины:
1. Идолы рода: человек ограничен по сравнению с божественным разумом
2. Идолы пещеры: индивидуальные ограничения
3. Идолы площади: неадекватность языка как способа отражения реальности, влияние общественного видения
4. Идолы театра: идолы авторитета.
5) наука возникает в первой трети 19 ст. Становление позитивной философии. Меняется эпистема - эпистема Конта, познание закономерностей возникновение, развития и функционирования. ?
Науки делятся на точные, гуманитарные, природоведческие.
Обязательно практическое обеспечение науки. Практика-критерий истины.
Наука становится профессией, осуществляется при поддержке государства.
Вопрос о том, есть ли предел разуму.
Типы научной рациональности:
1. Классический 16-19 ст. В основе - субъектно-объектное отношение, научная картина мира на основе математики, субъект выводится за пределы объекта,
2. Неклассический 19- сер.20 ст. Стает вопрос о том, что возможности национального познания не бесконечны, сознание включает и иррациональные знания. Кант указал на исторический характер познания, а Фрейд указал на сексуальную природу познания. Подрываются основы научного метода. Подрывается представление о закрытых инерциальных системах
3. Постнеклассический.Особенная рефлексия над субъектом. Ценности и установки (аксиологические аспекты) влияют. Смысл бытия оторван от реальности. Внимание на то, что вне объективной реальности. Герменевтика и феноменология. Синергетика.
Идея в том, что следующий тип дополняет предыдущий.
Исторический тип научной рациональности - система норм и стандартов научного исследования с онтологическими и гносеологическими основами науки.
Система основ науки - иделы и формы познания, которые формируют стиль научного мышления, научная картина мира, философские идеи и категории.
Онтологическая (что исследуется) подсистема основывается на толковании основных философских категорий (материя, пространство, время; необходимое, случайное, причина, действие). Считается, что такие категории обеспечивают понимание мира как единства в его разнообразии и лежат в основе картины мира.
Гносеологическая подсистема (как исследуется) - понятия, определяющие процесс познания (истина, факт, объяснение). Определяют идеалы и нормы научного исследования.
Научная картина мира - высшая форма систематизации, на основании принципах науки осуществляется обобщение и онтологизация знания, вледствие чего создается систематическое мировосприятие, которое выступает основой мировозрения. При создании научной картины мира сопоставляются теории, определяются смыслы на основе философских категорий и вырабатывается стиль научного мышления.
Стиль научного мышления - динамическая система методологических принципов и нормативов, идеалов и норм, которые определяют конкретно историческую форму научного знания и определяют способ применения научных методов. Реализуется эвристичность науки (открытий) и обеспечивается единство понимания научной картины мира.
Кумулятивная модель: нашие знание приростает в прогрессивном порядке. Замечание касательно возможности бесконечного научного прогресса.
По Куну знание возрастает не в порядке прогресса и в развитии научных парадигм, в основании которых лежат определенные принципы и основы.
Идеал научной рациональности.
Классический тип указывает на минимизацию субъекта в познании с тем, чтобы субъективные знания не влияли на истину знаний об объекте. Цель - получние объективной истины, описание феноменов через основные закономерности, создание рациональных понятий о природе реальности. Парадигма механико-математическая.
Неклассический тип указывает на учитывание позиции субъекта, его относительность касательно истории; человеческий разум - это лишь часть сознания. Меняется научная парадигма - теория относительности и квантовая механика Бора. Рефлексия над методами познания, пределами познания.
Постнеклассический тип еще больше подчеркивает значение субъекта, вплоть до включения его в объект, подчеркивание ценностного характера познания касательно его возможности влиять на объект. Парадигма: открытые нелинейные системи отсчета.
Эпистема наук Аристотеля господствовала до внедрения эпистемы Конта. Право как искусство.
Юриспруденция в Риме становатся профессии. Подчеркивается деятельный аспект. Толкование источников на основе практики - догматический подход.
Средневековье. Глоссаторы, постглоссаторы + система Аристотеля. Практическая деятельность, новые источники права.
Школа природного (естественного) права. Вводится классический идеал рациональности в праве. Считается, что на основе этого научного метода необходимо изменить все право и поставить его на рациональные основы. Отменить все обычаи, создать новую систему права. Гуго Гроций (применение математики в праве), Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант (критический метод).
Историческая школа права. Возражение рациональности в праве, замечание давалось с точки зрения традиции в праве. Не только закон - источник права, а обычай, в первую очередь. Это консервативная реакция на школу естественного права. Выход на разные типы правопонимания - проявление неклассического типа рациональности в праве.
Позитивисты и школа возрожденного природного права (философии права) - остаются в рамках рационализма, классического вида рациональности. Критика метафизики как общей философии.
Социологическая школа права базируется на позициях исторической школы права. Считают, что право нужно анализировать в процессе правоотношения, практики. Это некласический тип рациональности.
Постнеклассический период развития существенно критикует позитивизм, на основании которого были созданы тоталитарные системы, жесткие правовые вертикали. Кризис тоталитаризма означал кризис позитивизма. Экзистенциализм (эсенция - экзистенция), фенеменология и герменевтика. Отход от знания к пониманию.
Тема: Понятие метода науки и методологии научных исследований
1. Соотношении философии науки, логики науки и методологии науки.
2. Понятие методологии науки: аспекты.
3. Понятие метода научного познания. Соотношение понятий 'метод', 'способ', 'средство'.
Киримов. Методология права.
Казимирчук. Право и методы его изучения.
Машков. Проблеми теорiï держави i права.
Баскаков, Туленков. Методологиского исследования.
Споры касательно разграничения понятий философии науки, методологии науки, логики науки ведутся с середины 19 столетия. До этого все рассматривалось в рамках философии. Считалось, что философия не осуществляет эвристической функции, а лишь связывает во едино. Наука сама по себе, философия сама по себе. А в 16-19 ст - наоборот: философия и наука есть одно и то же.
Философия указывает границы познания, упорядочивает знания с тем, чтобы они составляли осмысленный предмет.
Считается, что философия науки анализирует наиболее общие мировозренческие и гносеологические проблемы науки.
Есть позиция, что логика науки - это часть методологии науки и есть обратная позиция.
Знание имеет два среза: статический (приобретенное знание, подлежащее анализу) и динамический (приобретаемое). Так вот логика относится к статическому срезу. Логика направлена результат познания, а не на получение знания.
Таким образом, предметом методологии является приобретение знания. А предметом логики - анализ приобретенного статического знания.
Познавательные цели научной деятельности: методические, методологические, теоретические, эмпирические и оценочные
Методология как
1. Философия в целом
2. Свокупность любых общих методов исследования
3. Теоретическая основа некоторых специальных приемов и средств научного познания.
Формирование предмета методологии
1. Методология идет черз обобщение отраслевых методов исследования и является общей теорией метода. На этом стояли позитивисты. Значение метода отдедльных наук может иметь более широка применение. Например, эксперимет возникает в механике, но по структуре - это уровень общенаучных эмпирических методов. Методология вследствие обобщения опыта дает рекомендации другим наукам, является теоретичской наукой, обощает исследования. Является теоретической и нормативной дисциплиной (реализовать научные цели наиболее оптимальным способом).
2. Методогия научного познание как часть методология познания в целом. Раскрываются наиболее характерные признаки методов исследований по сути, уровню, смыслу. Это достигается путем создания специальных теорий метода. Цель - обобщение исследований общенаучных и отдельных начных методов. Появляется связь методологии с гносеологией. Методологич н сводится к простой совокупности методов, поскольку она изучает на возможности и границы применения методов. А определение пределов применения методов есть предмет гносеологии (теории познания).
Эпистемология это науковедение, знание о науке. А гносеология изучает, что есть познание как субъектно-объектное отношение.
Два значения понятия методологии:
1. Система определенных способов и приемов в той или иной сфере деятельности. Основано на связи метода и предмета. Предмет определяет метод. При этом они самостоятельны.
2. Методология в философском понимании не просто как совокупность методов различных дисциплин, а учение о системе методов; общая теория метода.
Определение по Баскакову.