Предмет, специфика и задачи этики
Содержание
Введение…………………………………………….
1Предмет этики и история этических учений……………….
1.1Предмет, специфика и задачи этики………………………….
1.2Этические учения Древнего Востока…………………
1.3Этико-философские системы Древней Индии…….
1.4Этико-философские учения Древнего Китая…………………….
1.5Этика Античности……………………………..
1.6Этика Средневековья………………………
1.7Этика Нового времени……………………………………
1.8Этические искания в русской философии…………………….
1.9 Этика в ХХ веке…………………………………
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В пространстве этического знания особая роль принадлежит истории этики. Любая современная теория морали так или иначе вбирает в себя мировой опыт этических размышлений. Специфика этического знания связана, с тем, что его прошлое остается всегда актуальным: ни одно проявление не передается забвению окончательно, сохраняя потенциальную готовность к воспроизведению и использованию в последующей реальности. История этики вполне отвечает реальной множественности морального бытия, предоставляя возможность каждому человеку разыскивать в накопленном за века богатстве что-то "свое". В месте с тем, она соответствует потребности общечеловеческого единения, поскольку обнаруживается некий общий смысловой фон, позволяющий находить единый язык для достойного существования моральных субъектов.
Предмет этики и история этических учений
Предмет, специфика и задачи этики
Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Специфический аспект, в котором человеческая жизнь рассматривается этикой, - это общение, понимаемое не как один из атрибутов человеческой жизни, а как ее фундаментальная предпосылка и основа. Нередко, обсуждая проблему общения, вспоминают слова известного французского писателя-гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери о том, что "единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". Это действительно так. Но этика рассматривает. общение не только как "роскошь", но и как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.
Вся человеческая жизнь есть система отношений. Каждый человек должен "вписаться" в систему отношений, должен найти верное, оптимальное соотношение Я и не-Я. Не случайно этику именуют философией практической жизни", изучающей "человека общественного, "человека общающегося, исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей, И в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.
Существует давняя традиция считать главным вопросом этики определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей - это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом). Общество всегда в той или иной мере осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти своего рода "баланс" общественного и личного блага. Для этого существуют так называемые "социальные регуляторы" поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия. Общество не может не заботиться об этом, ибо без эффективной оценки и регуляции отношений оно просто не сможет существовать как социальное целое.
Однако отнюдь не любая оценка поведения имеет этическую природу и относится к этической сфере. Этическая оценка - это не просто произвольное одобрение или осуждение поступка. Дж.Э. Мур, основоположник новейшей английской этики, справедливо подчеркивал, прежде чем определить, какое поведение людей является правильным - моральным - и неправильным - аморальным, необходимо прояснить, что такое "добро" и "зло" - эти фундаментальные основания, критерии этического суждения; Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.
Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда "этикос" - имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно - философию морали ("мораль" и "нравственность"- синонимы, по-латыни mores- "нравы"). Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль ( иравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.
Как теория морали этика изучает ее генезис, сущность, специфику; раскрывает' ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Вместе с тем специфика этики заключается не только в ее предмете.
Своеобразие этики состоит и в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает и систематизирует, то есть отражает в виде этических доктрин и моральных кодексов те принципы, ценности и нормы поведения, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. С другой стороны, будучи учением о морали, она является одновременно частью самой морали. Иными словами, она не только отражает реальную мораль, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя, на то что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство - добродетель. Поэтому этику изучают не столько для того, чтобы знать, что такое добродетель (моральность), сколько для того, чтобы стать добродетельным (моральным).
Этика имеет дело с моральной практикой в той мере, в какой эта последняя зависит от разумного выбора самого человека. Поэтому всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойною поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья. А. Гусейнов определяет этику как "рефлексию над моральными основаниями человеческого существования, понимая под рефлексией обращенность сознания на самое себя". Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни в процесс е самой жизни, то этика есть "сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня". Почему моральное сознание постоянно нуждается во вторичной рефлексии.
Причина состоит в том, что оно очень часто попадает в конфликтную ситуацию - кризис ценностей, когда мораль теряет свою очевидность, а люди перестают понимать, что есть добро и что есть зло.
Занимая определенное место в системе гуманитарного знания, этика имеет свою специфику и вместе с тем она тесно связана с другими гуманитарными науками. Так, психология "поставляет" этике конкретно-научный материал о механизме поведения и регуляции личности, этнография помогает пролить свет на возникновение тех или иных норм морали, история дает объяснение их изменчивости и противоречивости.
Особо следует отметить связь этики и философии. Как уже говорилось, этика - философское учение, а в рамках философии ее особенность состоит в том, что она представляет собой нормативнопрактическую часть философии. Долгое время например, в учениях Платона, Аристотеля, стоиков, Канта - она даже считалась ядром философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает предельно общие принципы отношений человека и мира, то этика - нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми. Причем в последнее время круг этических проблем стремительно расширяется: сегодня в него входят отношения человека и к природе, и к науке, и к политике, и к вопросам жизни и смерти, и к самому себе ...
Сложность и многомерность предмета этики обусловливает задачи, стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:
1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы И идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;
2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;
3) учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни"