Экзистенциализм
Софийная линия в современной философии представлена прежде всего «философией жизни», появившейся в середине 19-го века, и экзистенциализмом, появление которого традиционно относят к 20 - 30-м годам XX столетия.
В целом для софийной линии характерно критическое отношение к разуму, к науке, поэтому нередко ее отождествляют с иррационализмом. Главный тезис иррационализма можно сформулировать так: «Разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам через чувства, переживание, интуицию, веру или понимание». Иными словами, разум дает нам лишь поверхностное знание, пусть оно и полезно для повседневной жизни, но глубины бытия мы постигаем внерационально, благодаря чувствам или интуиции.
«Философия жизни» получила такое название потому, что главным, центральным понятием этого направления является понятие «жизнь». Жизнь понимается здесь как космическая сила, как «жизненный порыв», характеризующийся противоречивостью, текучестью, изменчивостью, непрерывным творчеством все новых форм жизни.
Основоположником, точнее, предтечей, «философии жизни» принято считать немецкого мыслителя Артура Шопенгауэра (1788 – 1860). Первоосновой мира у Шопенгауэра выступает безосновная «воля к жизни». Если в неживой природе воля – слепая и бессознательная сила, постоянно стремящаяся к экспансии, захвату новых пространств и территорий, то на уровне психики воля становится зрячей и раздваивается на объект и субъект, то есть становится сама для себя представлением, начинает себя познавать. И тут выясняется, что разум – только инструмент, орудие воли, используемое ей ради своих целей.
Наиболее видным представителем философии жизни был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844-1900). Философская деятельность Ницше не представляет стройной системы, исходящей из вполне установленных начал. В своем зрелом творчестве Ницше выступает как яркий критик христианства, имморалист, проповедник культа сильной личности – Сверхчеловека. Ницше доказывает ложность общепринятых представлений о добре и зле, правде и неправде, и считает важным все то, что поднимает жизненность, что усиливает жизнь, без отношения к их нравственной оценке.
Первоосновой мира он считает уже не «волю к жизни», а «волю к власти (могуществу)», отсюда закономерно вытекает имморализм Ницше и его аристократизм, проявляющийся в негативном отношении к слабым, страдающим, убогим, а в конечном счете – и к большинству людей, которые для него не более, чем «навоз истории».
Наследницей философии жизни стала философия экзистенциализма.
Ведущими представителями экзистенциализма в Германии были Карл Ясперс (1901 - 1976) и Мартин Хайдеггер (1889 - 1977), во Франции — Жан-Поль Сартр (1905 -1980) и Альбер Камю (1913 - 1960).
В центре внимания философов-экзистенциалистов находятся наиболее острые, сущностные, смысложизненные вопросы человеческого существования, к числу которых можно отнести “вину” и “ответственность”, “свободу” и “экзистенциальный выбор”, “смерть” и “отчаяние”, “одиночество” и “заброшенность”, “любовь” и “абсурд жизни”.
Основные положения экзистенциализма состоят в следующем:
1. “Существование предшествует сущности (человека)”.“Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется”. Человек становится человеком лишь впоследствии, но становится он таким, “каким он сделает себя сам”.
2. Человек обладает абсолютной свободой и абсолютной ответственностью.Человек “осужден быть свободным”, он отвечает за всё, что с ним происходит.
3. Переживание — окно в подлинный мир.Примыкая к философскому иррационализму, экзистенциализм, хотя и не отбрасывает разум, тем не менее полагает, что именно чувства позволяют нам понять самих себя, свою глубинную сущность или самость.
4. Подлинная сущность человека открывается в пограничных ситуациях.Пограничная ситуация — это ситуация экзистенциального выбора, возникающая перед лицом угрозы смерти, когда человек испытывает отчаяние, страх, тревогу или одиночество. Именно в такие моменты жизни человек сталкивается со своей самостью, может познать её.
4.4. Эпистемная линия: позитивизм и неопозитивизм
К эпистемной линии в философии можно отнести широкий спектр направлений, о чем мы говорили в начале лекции – прагматизм, феноменологию, неорационализм, структурализм. Но наиболее ярко и последовательно эта линия представлена в философии позитивизма и неопозитивизма.
В центре внимания позитивизма – вопрос о взаимоотношении философии и науки. Позитивизм – это, в сущности, философская реакция на ускорившийся во второй половине 19-го века рост авторитета и возможностей науки. Позитивизм – это не только пропаганда научных достижений, это также и вера в превосходство науки над всеми другими формами знания, вера в то, что только наука способна решить все социальные и технические проблемы. Иными словами, позитивизм – это наиболее последовательное и яркое воплощение сциентизма.
Основоположником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). Позитивизм Конта – это, во-первых, последовательный эмпиризм. Главный тезис этого учения можно сформулировать так: «Единственным источником истинного знания являются позитивные (конкретные, опытные) науки, тогда как философия не имеет никакой познавательной ценности».
Неопозитивизм -- одно из основных направлений философии 20 века, третья историческая форма позитивизма. Неопозитивизм появляется в 20-е годы 20-го века, а завершает свое развитие в 60-е – 70-е годы.
Исторически первый вариант неопозитивизма – логический позитивизм. Он начал складываться с 1922 года, когда австрийский физик Мориц Шлик (1882 – 1936), немецкие логики Рудольф Карнап (1891 – 1970) и Ханс Рейхенбах (1891 – 1953) организовали Венский лингвистический кружок.
Логические позитивисты попытались соединить эмпиризм, основанный на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания, языка науки. Конечной целью такого анализа было освобождение науки от «метафизики», т.е. от всего того, что непосредственно не наблюдается в чувственном опыте (в этом и состоит принцип верификации, гласящий, что «истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными»).
Реализация неопозитивистской программы не привела к ожидаемому результату – очищению науки от «метафизики». Оказалось, что при последовательном проведении аналитической работы в разряд бессмысленных попадают основные понятия науки (энергия, сила, поле и др.), без которых наука рассыпается.
ВЫВОДЫ по 4 вопросу:
1. Постклассическая философия связана с распадением на две линии. Софийная линия тяготеет к философскому иррационализму, главный тезис которого: «Разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам через чувства, переживание, интуицию, веру или понимание». Наиболее известными направлениями в рамках софийной линии в постклассической западной философии выступают «философия жизни» и экзистенциализм.
2. Эпистемная линия в философии представлена множеством направлений, главные из которых марксизм, позитивизм и неопозитивизм. Позитивизм, представленный О. Контом, Г. Спенсером, Дж. Миллем, выступил с критикой философии как бесплодного «кабинетного» знания, и предложил заменить философию опытными «позитивными» науками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели основные этапы развития зарубежной философии, начиная с древности и заканчивая концом 20-го века. Зафиксировали основные особенности философии Древнего мира, Средних веков и Нового времени, отметили наиболее крупных мыслителей – таких как Платон, Декарт, Кант, Гегель. Наконец, вкратце рассмотрели основные направления современной западной философии – позитивизм и экзистенциализм.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЧТЕНИЮ ЛЕКЦИИ | |
При подготовке к чтению второй лекции по дисциплине «Философия» необходимо проанализировать рабочую программу дисциплины по соответствующей специальности (направлению), проверить и дополнить презентацию, изучить имеющуюся в библиотеке учебную и учебно-методическую литературу, освежить в памяти лекционный материал, мысленно продумать последовательность изложения вопросов и подвопросов, их связь с презентацией и имеющейся учебно-методической литературой. В частности, следует обратиться к Практикуму по философии, чтобы связать ход изложения лекции с теми заданиями, которые там есть. При чтении лекции надо помнить, что она носит обзорный характер, и впоследствии обучающиеся будут подробно изучать каждый вопрос лекции в рамках отдельных семинаров. Поэтому не следует стремиться объять необъятное, а дать лишь краткую характеристику этапов развития философии, отметить лишь некоторых, наиболее выдающихся мыслителей. | |
Во вступительном слове: изложить актуальность темы лекции, обозначить ее цели, напомнить о конспектах и правилах их оформления. В первом учебном вопросе: рассмотреть характерные особенности философии Древнего Востока и Античности, проведя по возможности их сравнительный анализ, рассказать о Конфуции и его этики, из греков обратить внимание на Гераклита и его учение об огне как первооснове. Во втором учебном вопросе: дать краткую характеристику философии Средних веков и эпохи Возрождения, отметить основные этапы развития средневековой философии и основные направления философской мысли Ренессанса. Особое внимание обратить на пантеизм Бруно, его учение о Вселенной. В третьем учебном вопросе: рассказать о борьбе эмпиризма и рационализма, об основных идеях философии эпохи Просвещения, обратить внимание на учения Декарта и Бэкона, а также на значение социально-политических идей просветителей для современной России. В четвертом учебном вопросе: дать общую характеристику постклассической философии, а потом кратко сопоставить экзистенциализм и позитивизм как наиболее яркие направления в рамках софийной и эпистемной линий, соответственно. | |
ЛИТЕРАТУРА: | |
а) основная: | 1. Липский В.Н., Бабин Ю.М., Киричек А.В., Филатова Г.А. Философия. Практикум: Учебно-методическое пособие. – М.: АГПС, 2014. 2. Философия. Тематический план. Планы семинарских занятий для курсантов, обучающихся по программе специалитета по специальности «Пожарная безопасность» (5 лет очно) / Сост.: А. В. Киричек. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. 3. Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009. С. 26-32, 42-78, 98-139. 4. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер. 2010. С. 36-109. 5. Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 30-135, 169-193, 218-222, 278-281. |
б) дополнительная: | 6. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. – М., 1993. 7. Григорьева Т.П. Логика срединного пути // Вопросы философии, 2004, № 12. 8. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М., 2004. С. 44-64. 9. История философии (Россия – Запад – Восток). В 2 кн. - М., 1995-1996. 10. Капра Ф. Дао физики. – М., 1994. 11. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. 12. Богомолов В.С. Античная философия. М., 1983. 13. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 3-х т. СПб., 1994 -- 1996. Т.1. 14. Антология мировой философии: Возрождение. – Мн.: Харвест, 2001. 15. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980. 16. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. - М., 1984. 17. Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М., 2003. 18. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979. 19. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. 20. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1989. 21. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. 22. Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Ж.-П. Сартр и др. М., 1989. |
в) нормативная: | 23. Путин В.В. Послание Президента России Федеральному собранию от 12.12.2013 (http://www.kremlin.ru/news/19825) 24. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml) 25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985) |
г) справочная: | 26. Философский энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2011. |
доцент кафедры философии, канд. философ. наук, доцент | |
(должность, ученые степень и звание автора лекции) Полковник внутренней службы ________________Киричек А.В. | |
(специальное звание, подпись, инициалы и фамилия) | |
(Дата) |
[1] Мудрецы Поднебесной…С. 110.