Специальные я прикладные области эстетики. Место эстетики в системе научного знания

Эстетика — это философская наука, так как она появилась в недрах философии, а именно в таких ее разделах» как гносеология и аксиология. Если философия изучает наиболее общие законы природы, общественного развития н мышления, то эстетика изучает наиболее общие законы развития искусства, а также эстетического отношения человека к миру Даже став самостоятельной наукой, эстетика продолжает черпать основные методологические положения из философии. Она также взаимодействует с этикой, так как мораль входит в само существо эстетического отношения человека к действительности; тесно связана с психологией, потому что эстетическое восприятие действительности носит чувственно-эмоциональный характер; с педагогикой, социологией, историей, логикой и др.

Наиболее тесно эстетика взаимосвязана с искусством и выступает методологией для искусствоведческих дисциплин. Искусство как плод художественного творчества становится предметом исследования эстетической науки. Эстетика изучает отношение искусства к действительности, отражение действительности в искусстве, художественное творчество, раскрывает законы, управляющие всеми видами искусства. На методологическую базу эс-

готики опираются и новые направления, такие как техническая эстетика» эстетика быта, эстетика поведения. Эстетика граничит семасиологией (вопросы специфики образного мышления, художественного метода как способа познания), психологией (вопросы психологии творческого мышления и художественного восприятия), герменевтикой(проблемы понимания художественного текста), искусствоведением (вопросы художественного процесса, его стадий, художественных направлений) и другими науками. Однако и в этих пограничных областях она сохраняет свой, только ей присущий подход. Ю.Б. Борев выделяет следующие области эстетики: 1. Эстетика действительности. Первые эстетические идеи родились у древнегреческих философов как аспект их натурфилософии. Вселенная, Космос, Природа трактовались ими как эстетические феномены. Эти вопросы в дальнейшем стали первым проблемным полем отпочковавшейся от философии самостоятельной науки — эстетики» Мир и происходящие в нем процессы в ад ценности для человечества как рода (то есть в их эстетической значимости) — первая сфера эстетики, первый пласт ее предмета. Проблемное поле эстетики как науки — эстетическое освоение мира. Ключевая проблема — эстетическое (многообразная действительность в ее значении для человечества). Деятельность людей вовлекает окружающий мир в сферу их интересов и ставит его явления в определенное отношение к человечеству. Человек обладает относительно явлений мира той степенью свободы, в какой он освоил эти явления. Все это создает эстетическое богатство мира: его предметы обладают многообразными эстетическими свойствами. Прекрасное, возвышенное, безобразное, низменное, трагическое« комическое, ужасное.

прелестное, чудесное предстают как разные формы проявления эстетического.

Природа и сущность эстетического, историческая обусловленность и изменчивость его форм и их значимости в художественной и эстетической жизни общества, универсальное значение категории прекрасного — все это составляет сферу компетенции эстетики действительности. 2. Эстетика искусства. В сократовской и постсократовской философии в сферу рассмотрения входят человек и искусство — зарождается второе проблемное поле эстетики.

В центре внимания эстетики искусства: художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности й в его значении для человечества; особенности художественного произведения, художественного образа, художественной реальности, художественной концепции мира и личности; наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии, архитектуре, прикладном и декоративном искусстве; происхождение, природа и законы социального бытия, функционирования, развития искусства; особенности художественного процесса (природа художественного развития, художественных направлений и художественных взаимодействий); проблемы художественного восприятия и интерпретации произведения. Вся эта проблематика эстетики искусства составляет второе проблемное поле эстетики как науки.

Искусство — это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержательно и несет в себе художественную концепцию мира и личности. Между собственно художественной и практической эстетической деятельностью существует граница. Она подвижна и преодолима. На этой границе со стороны искусства — архи-

тектура, прикладное и декоративное искусство, а со стороны индустриального освоения мира — дизайн. Многообразие форм освоения мира не сводится к искусству. Предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства. 3. Теоретико-информативная эстетика. В особую сферу знаний информативную проблематику выделил автор непозитивистской «Эстетики» Макс Бензе. Он исследовал теоретико-информативную проблематику искусства эстетики, тем самым создав третье проблемное поле эстетики и наметив возможность будущего отпочкования от эстетики еще одной самостоятельной дисциплины.

Важнейшие проблемы теоретико-информативной эстетики: особенности эстетической информации — её гедонистический потенциал; ее отношение к помехам (к «шумам», т.е. к факторам, мешающим воспринимать художественный текст или искажающим его); ее код, ее оригинальность; ее отношение к знакам, ее смысл и значение; ее избыточность, богатство, характер интерпретации; условия существования произведения как носителя эстетической информации (социальное бытие художественной реальности).

Разновидность теоретико-коммуникативной эстетики — социокоммуникативная эстетика — сосредоточивает внимание на процессах создания, передачи и восприятия эстетической информации с помощью TV, радио, компакт-дисков, Интернета и других масс-медиа. Важнейшие проблемы социокоммуникативной эстетики: распространение эстетической информации и роль средств массовой коммуникации в цикличности их творческого обращения; вычленение единой универсальной структуры человеческой культуры (структуры человеческой мысли); зависимость культуры от средств ее передачи. Особое значение имеет разработка концепция «мозаичности культуры» в эпоху массовой коммуникации.

Согласно этой концепции зрителю, слушателю достаются не знания, а хаос случайных осколков знаний и оценок, с помощью которых владельцы и ведущие масс-медиа манипулируют сознанием реципиентов.

Теоретико-информативные и социокоммуникативные эстетические концепции нацелены на осознание художественно-информативной природы искусства и роли средств массовой коммуникации в жизни художественной культуры.

4. Рецептивная эстетика. Классическая эстетика всегда была эстетикой действительности и искусства. Она осмысляла процесс художественного творчества и искусство в его эстетических отношениях к действительности. В 70-х годах XX в. эстетика попыталась подойти к искусству не со стороны его создания, а В обратным путем — со стороны художественного восприятия. Благодаря усилиям теоретиков Констанцской школы (ФРГ) возникло новое направление эстетики, сосредоточившееся не на процессе творческого созидания произведения, а на процессе его творческого восприятия и социального функционирования. Оказалось, что при таком взгляде открываются многие ранее сокрытые особенности искусства. Этот новый подход позволил выкристаллизоваться целому новому разделу изучаемой нами дисциплины. Этот раздел был назван рецептивная эстетика (эстетика восприятия, или функциональная).

Главные идеи рецептивной эстетики. Художественное произведение не равно себе. Его текст не меняется, но смысл изменчив. Смысл произведения — результат взаимодействия опыта читателя (слушателя, зрителя) и автора. Восприятие произведения идет в режиме диалога — это диалог читателя и текста. Автор сосредоточивает и запечатлевает в тексте свой жизненный опыт и бросает его навстречу жизненному опыту реципиента. Смысл

произведения рождается в акте рецепции и потому исторически изменчив и зависит от эпохи, от индивидуальности воспринимающего и его принадлежности к той или иной рецептивной группе. Другими словами, опыт читателя имеет три важнейшие характеристики: историческую, групповую и индивидуальную. Ими определяется не только смысл, но и сам онтологический статус произведения (его социальное положение, рейтинг, бытие в обществе). Историческая изменчивость смысла и онтологического статуса произведения — закономерность художественного процесса. Рецептивная эстетика стала четвертым проблемным полем эстетики как науки. 5. Техническая (индустриальная) эстетика. Техническая эстетика составляет пятое проблемное поле эстетики как науки — это теория дизайна, теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Как многие новые дисциплины техническая эстетика развилась на стыке наук. Она анализирует эстетические, экономические, технические, гигиенические эргономические (описываемые теории организации труда) факторы, а также психофизиологические проблемы, способствующие оптимизации условий деятельности человека. В Основные принципы технической эстетики: дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек, наиболее эстетичны — наиболее экономичные формы. Цель технической эстетики: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Техническая эстетика формирует требования к изделиям, создаваемым промышленностью, к орудиям их изготовления, к

среде, в которой они производятся («технический пейзаж»). Эти требования (рекомендации) имеют практическое значение и основаны на опыте науки и индустрии.

6. Практическая эстетика. Эстетическое освоение мира не в собственно художественно-образной форме, не в форме искусства — сфера интересов практической эстетики. Практическая эстетика — шестое проблемное поле эстетики как науки. Это поле охватывает эстетические аспекты проблем природной среды, «второй» (рукотворной) природы, поведения людей и человеческих отношений (в частности, этикета), быта, научного творчества, спорта, карнавалов, праздников и массовых действий, обрядов, кулинарии, игр. Биосфера Земли, околоземное космическое пространство, уже активно осваиваемое человеком, — все это также области реального или потенциального интереса практической эстетики.

Практическая эстетика теоретически пока мало разработана, но сфера ее компетенции столь широка и многообразна, что эта область знаний имеет тенденцию к отпочкованию от основного древа эстетики как науки в самостоятельную дисциплину. Такое стремление к отпочкованию в большей или меньшей степени относится к каждой сфере знаний, составляющей проблемное поле эстетики. Другими словами каждое проблемное поле эстетики кристаллизуется в особую сферу знаний, имеющую тенденцию к будущему отпочкованию от единого древа эстетики как науки и; к вычленению в отдельную самостоятельную научную дисциплину.

Вопрос 3

Наши рекомендации