Критика Аристотелем теории идей Платона
Аристотель возражает Платону, можно сказать, что Аристотель представляет как бы критическое продолжение Платона. Например, Аристотель (так же, как и Платон!) критикует так называемое платонистское учение об идеях.
Платон сам выдвигал похожие аргументы против учения об идеях По-видимому, Аристотель рассматривал идеи как всеобщие понятия, которые получаются индуктивно путем обобщения сходных свойств чувственных вещей. Аристотель пришел к выводу, что идеи не могут обладать никаким независимым от вещей существованием. Идеи существуют только "в" вещах, где они познаются мышлением.
Платон, согласно традиционной интерпретации, считает, что идеи являются тем, что действительно существует, Аристотель же утверждает, что существующими независимо являются отдельные вещи, или - в аристотелевской терминологии – субстанции
Аристотель утверждает, что субстанции являются тем, что действительно существует. Но свойства и виды обладают относительным существованием, поскольку они существуют в субстанциях или с субстанциями
И Платон и Аристотель полагают, что концептуальные указывают на нечто, что существует. Но Платон считает, что это "нечто" является "идеями", которые существуют "за" чувственными феноменами. , Аристотель утверждает, что это "нечто" является "формами", которые существуют в чувственно воспринимаемых явлениях. для Аристотеля чувственный опыт и мышление более равноправны, чем для Платона
11.Учение Аристотеля о первопричинах. Метафизика занимается исследованием высших причин, или исследованием сущего как такового. Содержание ее распределяется по трем основным вопросам: об отношении между единичным и общим, об отношении между формой и материей, и об отношении между движущим и движимым. Исследование первых причин. Каковы они и сколько их? Аристотель полагает, что, поскольку они относятся к миру становления, то могут быть сведены к четырем:
1) причина формальная, в которой форма проявляет себя (суть бытия вещи, сущность, форма вещи, чтойность)
2) причина материальная (то, из чего состоят вещи, материя, субстрат)
3) причина действующая (движущая), рассматривающая источник движения и превращения возможности в действительность
4) причина финальная (целевая)
Первые две причины есть не что иное, как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Напомним, что причина, по Аристотелю, — это условие и основание. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически. Данный человек, с этой точки зрения, есть его материя (мясо и кости) и его форма (душа). Но если его рассматривать с точки зрения становления, динамически, то мы спросим: "Как он родился?", "Кто его родил?", "Почему он развивается и растет?". Значит, необходимы еще две причины — двигательная (т.е. родители, давшие жизнь человеку) и финальная (т.е. цель, в направлении которой развивается человек).
12.Учение Аристотеля о материи и форме.Аристотеля интересует связь материальности и формальности. По Аристотелю:
1.Форма едина, а материя множественна, обладает частями
2.Форма – действительность, актуальность, а материя – возможность, потенция, кондиция
3.Форма – активность, материя – пассивность (принимает любые формы).
Всякая материя ограничивает форму (человеческий ум, животный, растительный, неодушевленный, первоматерия). Первоматерия – максимальная пассивность, абсолютная возможность. Формы нельзя рассматривать как простые модификации или даже творения одной всеобщей формы; каждая из них, наоборот, в качестве данной определенной формы, вечна и неизменна. Причина этого вечного движения может находиться лишь в чем-либо неподвижном. Ведь если всякое движение возникает лишь через воздействие двигателя на движимое и, следовательно, предполагает двигателя, отличного от движимого, то, если это движущее само движимо, оно в свою очередь также предполагает иного двигателя, и т. д., пока мы не дойдем до двигателя, который сам уже не движется. Но если первый двигатель неподвижен, то он должен быть нематериальным, т. е. формой без материи или чистой актуальностью; ведь, где есть материя, есть и возможность иного бытия, переход от потенциального к актуальному, движение; лишь бестелесное неизменно и неподвижно – ум-перводвигатель. Так как, далее, мир есть единое благоустроенное целое, направленное на одну цель, так как движение мироздания едино и непрерывно, то перводвигатель может быть лишь единым, т. е. самой этой единой целью. Общей целью всей человеческой деятельности является блаженство; ведь только оно одно есть то, к чему стремятся не ради чего-либо иного, а ради него самого. Для каждого живого существа благо состоит в совершенстве его деятельности, так и для человека — как это доказывает Аристотель — благо может состоять лишь в совершенстве присущей ему, как человеку, своеобразной деятельности. Но такова именно деятельность разума, и потому деятельность разума, соответствующая своей задаче, есть добродетель.
1) Материя (hyle — гиле, от греч. — лес как строительный материал) есть начало, без сомнения, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она — "субстрат формы" (дерево — субстрат формы дома, глина — субстрат чаши). Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Но материя сама по себе — это недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, лишь приняв форму.
2) Форма образует "естьность" всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому — это субстанция в полном смысле слова. Это внутренне присущая самой вещи форма (форма-в-материи).
3) Эта композиция материи и формы, которую Аристотель называет "synolos" и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное. В "Категориях" "первая субстанция" — это "synolos", индивид, форма же — "субстанция вторая". Однако в "Метафизике" иначе: "я называю формой суть бытия всякой вещи и ее первую сущность первой субстанцией". Однако это лишь видимое противоречие. С точки зрения эмпирической отдельный, конкретный индивид выступает как субстанция по преимуществу. Но не так с точки зрения сугубо теоретической: ведь именно форма — начало, причина и основание бытия, благодаря которому индивид обусловлен и обустроен.
Бытие в наиболее точном значении — это субстанция. Субстанция в несобственном смысле есть материя, во втором смысле — это отдельное, а в третьем смысле — собственном — это форма по преимуществу. Бытие это материя; ступенью выше — отдельное, индивид; а еще выше — форма, которая обнимает материю и дает основание отдельному, т.е. индивиду.
13.Учение Аристотеля о категориях. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания). Также согласно Аристотелю категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
О сущем можно сказать по-разному. Сущее как истинное и ложное – это тип нашего знания. Из такого знания следует логика Аристотеля. Он считал, что можно найти видовые характеристики, способы сказать что-либо о сущем. Например: 1. Это сущность 2. Какое сущее (какое оно) 3. Сколько его (количество) 4. В каком отношении существует это сущее. Все наши понятия подходят под один или несколько «главных родов высказывания». Из таких рассуждений Аристотеля следует 10 категорий. Он насчитывает десять таких категорий: субстанция, количество, качество, отношение, время, место, положение, обладание, действие, страдание.
14.Классификация наук у Аристотеля. Аристотель различает троякого рода науки: теоретические(изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений), практические(о деятельности человека, устройстве государства)
и поэтические (творческие). Теоретические делятся на:
1. Физику (самостоятельные вещи, но не неподвижные)
2. Математику (неподвижные вещи, но не самостоятельные)
3.«Первую философию» (самостоятельные вещи, но неподвижные). Исследует сущее, насколько оно сущее. Лежит в основании всякого знания
Всякое опосредствованное знание предполагает знание непосредственное. С одной стороны, наиболее общие принципы, из которых исходит доказательство, и с другой стороны, факты, к которым применяются эти принципы. В качестве высшего и наиболее достоверного принципа нашего мышления Аристотель устанавливает закон противоречия: «невозможно, чтобы одно и то же одновременно и в том же отношении и было и не было присуще одному и тому же».
15.Этика Аристотеля. Этика – нрав, характер, способ действия, образ жизни. Спор Аристотеля с Платоном. Платон понимал этику сугубо нормативно, а Аристотель связывал нормы с описанием человеческой деятельности. Происходило это потому, что Платон выводил нормы из идеи (идея идей), а Аристотель из реальности, из природы человека. Человек: форма – деятельность, материя – нрав. Аристотель стремился всеобщность норм привести в соответствие с индивидуальной формой деятельности человека. Он считал, что природа блага может быть найдена не путем абстрактного размышления, а через установку, какую в реальной жизни люди ставят перед собой посредством цели. Этика/предельные цели. Человек имеет двусоставную душу: разумная – дианоэтические добродетели (мудрость, рассудительность, смекалка), неразумная – этические добродетели. Добродетели множественны, их столько , сколько деятельностей. Все поступки человека тяготеют к неким целям как к благу. Общей целью всей человеческой деятельности является блаженство; ведь только оно одно есть то, к чему стремятся не ради чего-либо иного, а ради него самого. Для каждого живого существа благо состоит в совершенстве его деятельности, так и для человека — как это доказывает Аристотель — благо может состоять лишь в совершенстве присущей ему, как человеку, своеобразной деятельности. Но такова именно деятельность разума, и потому деятельность разума, соответствующая своей задаче, есть добродетель. Аристотель оценивает материальные блага, их полезность и необходимость, присутствие которых хотя и не дает само по себе счастья, но отсутствие которых вполне способно его скомпрометировать. Цели людей разнообразны, однако есть среди них высокие и низкие. Высшие те, для которых низшие цели служат средством. Эвдемония – благая жизнь. Она является той конкретной целью, которая в этике Аристотеля заняла центральное место. В умении вписывать вожделения в контуры здравого смысла, и состоит "этическая добродетель", достоинство практического поведения. Добродетели становятся второй оболочкой, или "способом бытия", в котором мы сами создаем себя. Разум должен контролировать добродетели. Он находит золотую середину (совершенный поступок). Испытывая себя в дианоэтической добродетели человек может достичь высшего счастья. Насколько простирается созерцание человека, настолько простирается и счастье. Аристотель решил проблему, как соединить закон, который един для всех, и справедливость, которая для каждого своя.