Проблема художественного восприятия
Художественное восприятие — вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.
Гете выделил три типа художественного восприятия: 1) наслаждаться красотой, не рассуждая; 2) судить, не наслаждаясь; 3) судить, наслаждаясь, и наслаждаться, рассуждая. Именно те, кто способен к последнему типу художественного восприятия, по мнению Гете, и воссоздают произведение заново: только они способны усвоить все богатство художественной мысли. Этот третий тип художественного восприятия адекватен природе художественного произведения.
Характер художественного восприятия определяется не только художественным текстом, но и особенностями реципиента. Художественное восприятие превращает художественное произведение в факт сознания реципиента. Художественная рецепция поднимает читателя и зрителя до общения с Шекспиром, Моцартом, Рафаэлем, Пушкиным. Опыт отношения великих художников к жизни, их миросозерцание, их концепция мира, свернутые в произведении, трансплантируются художественным восприятием в сознание зрителя и в той или иной степени становятся содержанием этого сознания и ориентирами его отношения к действительности.
В эстетике сложились три типа трактовки художественного восприятия.
Первый тип предложен классической эстетикой: произведение равно самому себе, его онтологический статус неизменен, художественное восприятие более или менее точно воспроизводит заключенное в произведении неизменное содержание, постигает раз и навсегда данный смысл.
Второй тип предложен современной рецептивной эстетикой (Констанцская школа, ФРГ): произведение не равно себе, оно исторически подвижно, его смысл по-разному раскрывается в зависимости от характера диалога текста с исторически меняющимся типом читателя. Восприятие реципиента имеет историческую, групповую, индивидуальную, индивидуально-возрастную и ситуационную обусловленность. Семантика и сама онтология художественного произведения становятся историческими. Однако изменчивость смысла произведения грозит перерасти в утверждение «всякое восприятие верно», открывающее дорогу произволу в прочтении произведения.
Третий тип решения, предлагаемый Ю.Б. Боревым, исходит из концепции рецептивной эстетики, но подчеркивает границы вариативности смысла произведения. Да, произведение не равно себе, его смысл исторически изменчив благодаря «диалогу» текста и читателя. Да, изменчивость смысла произведения определяется историческим, групповым и индивидуальным опытом читателя. Однако не всякое прочтение текста аутентично. В тексте содержится устойчивая программа ценностных ориентации и смысла. Эта программа при широкой вариативности ее усвоения инвариантна и обеспечивает подвижное, но не релятивное, не произвольное прочтение смысла, меняющееся в зависимости от типа реципиента, но остающееся в устойчивых рамках, заданных самим произведением. Веер трактовок произведения имеет грани-
цы развертывания и единую ось — «программу», заложенную в художественном тексте. Предлагаемая концепция объединяет классическую и рецептивную эстетическую точки зрения на художественное восприятие и утверждает диалектику изменчивости и устойчивости, вариативности и неизменности, открытости и закрытости художественного произведения, отвергает абсолютизацию как его изменчивости, так и устойчивости.
Рассмотрим механизмы художественного восприятия. Восприятие искусства есть процесс, протекающие в глубине сознания человека и трудно фиксируемый при наблюдении. Этот сокровенный, личный, интимный процесс, зависящий от жизненного опыта и культурной подготовки индивида (устойчивые факторы) и от его настроения, - психологического состояния (временно действующие факторы).
Впервые проблему художественного восприятия теоретически осмыслил Аристотель в своем учении о катарсисе. Художественное воздействие искусства было понято им как очищение души зрителя с помощью аффектов сострадания и страха. В «Политике» Аристотель говорит об очищении реципиента красотой и наслаждением. Эту форму очищения Аристотель в «Политике» обещал разъяснить в «Поэтике», но соответствующая часть этой его книги утеряна. Очищение красотой и наслаждением — согласно Аристотелю, важная категория, свойственная аполлоническому началу в искусстве. ?
В течение долгой истории эстетики теория художественного восприятия не развивалась в силу ее сложности и зависимости от развития психологии, психофизиологии. Основным способом изучения этой проблемы оставалось наблюдение теоретика над собственными реакциями на художественное произведение, сверявшееся с наблюдениями над восприятием искусства другими людьми. Ныне открыты возможности экспериментального изу-
чения художественной рецепции: характер и глубина художественного восприятия измеряемы и могут стать предметом психофизиологического наблюдения.
Экспериментальное изучение художественного восприятия началось в конце XIX в.: реципиенты словесно характеризовали свои зрительные впечатления от произведения с помощью вопросов — «открытых» (описание собственными словами своих настроений и ассоциаций) и «закрытых» (реципиенту предлагаются эпитеты, из которых он выбирает те, которые отражают его впечатления).
Эти опыты недостаточно раскрывают сложность механизма художественного восприятия, но выявляют его индивидуальные различия и две его формы: 1) собственно восприятие (расшифровка знаковой системы и понимание смысла текста); 2)реакция на восприятие (строй чувств и мыслей, пробужденных в душе реципиента). Опытное изучение художественного восприятия осложняется неестественностью условий его протекания: реципиент «насильственно» сосредоточивается и, ощущая наблюдение над собой, идет навстречу ожиданиям экспериментатора.
Психология художественного восприятия (рецепции) зеркальна по отношению к психологии художественного творчества. Художественное восприятие многопланово и совмещает в себе: непосредственное эмоциональное переживание; постижение логики развития авторской мысли; богатство и разветвленность художественных ассоциаций, втягивающих все поле культуры в акт рецепции.
Моментом художественного восприятия является «перенесение» реципиентом образов и положений из произведения на собственную жизненную ситуацию, идентификация героя со своим «я». Идентификация сочетается с противостоянием воспринимающего субъекта герою и отношением к нему как к «другому». Благодаря такому сочетанию реципиент обретает возможность проиграть в во-
обряжении, в художественном переживании одну из неисполненных в жизни ролей и обрести опыт этой не прожитой, а проигранной в переживаниях жизни. Игровой момент в художественной рецепции опирается на игровые аспекты самой природы искусства, которое рождается как подражание деятельности человека, копирование ее и в то же время подготовка к ней.
Вспомогательный момент механизма художественной рецепции - синестезия — взаимодействие зрения, слуха и других чувств в процессе восприятия искусства. Музыкальные слуховые образы, например, имеют и зрительный аспект художественного воздействия. На этом основана проблема окрашенности поэтического звука, проявившая себя в творчестве и эстетике символистов. Этот же эффект лежит в основе цветового видения музыки, которым обладали некоторые композиторы и живописцы. Цветовой аспект восприятия звука — один из вспомогательных психофизических механизмов художественной рецепции. Второй такой механизм — сюжетные и зрительно-фигурные ассоциации. Этот механизм работает при музыкальном восприятии не только оперы, песни или оратории, которые имеют литературно-сюжетную основу, но и симфонической музыки.
Характер ассоциаций при музыкальном восприятии обусловлен направлением одаренности человека, его опытом, арсеналом художественных и жизненных впечатлений, хранимых памятью.
Художественному восприятию присуща ассоциативность. Круг ассоциаций обширен: аналогии с известными фактами художественной культуры и жизненными переживаниями. Ассоциации обогащают восприятие музыки, оно становится полнее, объемнее. Внемузыкальные ассоциации музыки благодаря ее ритму породнены с жестом, танцевальностью. Хореографическое «прочтение» помогает углублению музыкального восприятия.
Художественное восприятие имеет три временных плана: рецепция настоящего (непосредственное, сиюминутное восприятие изображенного на полотне, читаемого в данный момент литературного текста), рецепция прошлого (непрерывное сравнение с уже прослушанным, виденным или прочитанным; в поэзии этот аспект восприятия усиливается рифмой, в живописи — домысливанием событий, предшествующих изображенным) и рецепция будущего (предвосхищение на основе проникновения в логику движения художественной мысли дальнейшего ее развития: представление о последействии в изобразительном искусстве, о развитии литературного сюжета в последующих частях и за пределами текста).
Важный психологический фактор восприятия искусства — рецепционная установка, опирающаяся на предшествующую систему культуры, исторически закрепленную в нашем сознании предыдущим опытом, предварительная настроенность на восприятие, действующая на протяжении всего процесса художественного переживания.
ЛИТЕРАТУРА
Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. — М., 2002,
Гилберт Н.Э., Кун Г. История эстетики / Под ред. Сальникова В.П. — СПб., 2000. I
Гусейнов A.A. Великие моралисты. — М.,1995.
Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. — М., 1988.
Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. — М., 1988.
Гусейнов A.A., ИррлитцГ.А. Краткая история этики. — М., 1997,
Дедюлина М.А., Титаренко ИМ, Эстетика: Конспект лекций, — I Таганрог, 2001.
Зеленкова ИМ., Беляева Е.В, Этика, — М., 1997.
Зись А.Я. Искусство и эстетика. Введение в искусствоведение. — М„ 1974.
Золотухина-Аболина Е.В, Современная этика: истоки и проблемы, — Ростов-на-Дону, 1998.
Иванов В. Г. История этики средних веков. — Л., 1984.
История эстетики. В 5 т. /Попрел. М.Ф. Овсянникова. — М., 1965.
Каган М.C. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — Л., 1971.
Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996.
Кондратов В. А., Чичина К.А. Этика. Эстетика. — Ростов-на-Дону, 2000.
Кузьменко Г.И. Этика; учебное пособие. — М., 2002.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика, — М., 1975,
Макаренко СМ Эстетика: Программа курса и планы семинарских занятий. — Таганрог, 1997.
Марксистская этика; Учебное пособие для вузов. — М-, 1986.
Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. — М., 1978.
Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991.
Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы //Вопросы философии. 1994, № 3.
Очерк истории этики. — М., 1969.
Попов Л.А. Этика. Курс лекций. — М, 1998.
Радугин A.A. Этика. — М., 2003.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб., 1994.
Словарь по этике /Под ред. А.А.Гусейнова. — М., 1989.
ЧанышевАМ. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М, 1991.
Шпеман Р. Основные понятия этики. — М., 1993.
Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. — М., 1994.
Эстетика: словарь / Под ред. А.А.Беляева. — М., 1989.
Этика / Под ред. Гусейнова A.A., Дубко Е.Л. — М, 1999
Этика СМИ. -М, 2003.
Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. — M., 1998, 1990,1991, 1992.
Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. — М., 2000.
СОДЕРЖАНИЕ
ЭТИКА
Вопрос 1. Предмет этики. Возникновение этики в системе философского знания..............................
Вопрос 2. Сущность, функции, свойства и структура нравственности....................................
Вопрос 3. Нравственность и другие формы общественного сознания.......................................14
Вопрос 4. Основные категории этики....................................20
Вопрос 5. Этические учения Древнего Востока: брахманизм, буддизм, даосизм и конфуцианство ..........................25
Вопрос 6. Античная этика: этические учения софистов и Сократа, Платона, эпикурейцев и стоиков.............40
Вопрос 7. Религиозная этика средневековья.............................54
Вопрос 8. Гуманизм этики эпохи Возрождения........................63
Вопрос 9. Особенности этики Нового времени.........................67
Вопрос 10. Этика XIX-XX вв. .............................................78
Вопрос 11. Современные проблемы этики: эвтаназия, этические проблемы клонирования человека и др. ....................93
Вопрос 12. Добро и зло — центральные понятия морали............97
Вопрос 13. Основные понятия морали: долг и совесть ............. 102
Вопрос 14. Справедливость. Теория справедливости Ролза ....... 108
Вопрос 15. Основные понятия морали: любовь, счастье и смысл жизни...................................... 112
ЭСТЕТИКА
Вопрос 1. Предмет эстетики. Структура эстетического знания. Методы и функции эстетики ................. 124
Вопрос 2. Специальные и прикладные области эстетики. Место эстетики в системе научного знания ... 128
Вопрос 3. Система эстетических категорий. Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики .......... 135
Вопрос 4. Проблема прекрасного в эстетике. Прекрасное и безобразное................................................... 139
Вопрос 5. Основные категории эстетики: возвышенное и низменное 150
Вопрос 6. Основные категории эстетики: трагическое ужасное и комическое........................................ 157
Вопрос 7. Основные теории античной эстетики...................... 170
Вопрос 8. Эстетика средневековья....................................... 175
Вопрос 9. Эстетика эпохи Возрождения................................ 182
Вопрос 10. Эстетика Нового времени................................... 189
Вопрос 11. Основные тенденции развития эстетики XIX — XX вв. ............................................... 195
Вопрос 12. Эстетическое сознание и его структура..................215
Вопрос 13. Эстетическая деятельность и сферы ее проявления.......................................217
Вопрос 14. Эстетические основы искусства............................220
Вопрос 15. Принципы классификации видов искусств.............226
Вопрос 16. Художественный образ как интегральная структура искусства...................238
Вопрос 17. Проблема художественного восприятия.................242
Литература................................................................. 248
Серия «Зачет и экзамен»
Елена Николаевна Каменская
ЭТИКА. ЭСТЕТИКА
Конспект лекций
Ответственный редактор И. Жиляков
Художник В. Кириченко
Корректоры: И. Дорогокупец, И. Булгакова
Лицензия ЛР № 065 J 94 от 2 июня 1997 г. ' Сдано в набор 21.01.04. Подписано в печать 04.03.04. Формат 84x108/32. Бум. тип № 2.
Гарнитура CG Times. Печать высокая. Усл. п. л. 13,44 Тираж 5000 экз. Зак. № 153.
Издательство «Феникс» 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80
Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга» 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57
Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам,
Торговый Дом «Феникс»
В Санкт-Петербурге книги издательства «Феникс» можно купить:
«Дом книги»
Невский проспект, 28 Тел -: 318-65-04, факс: 311-98-95 I Email: [email protected]
Для оптовых покупателей
Региональное представительство
194100, г. Санкт-Петербург, ул. Капитана Воронина, д. № 8
Тел.: 245-55-76, 245-06-57 Email: spbbooks@ma/Manck.net,
[email protected] Нарзиева Анжела Рустамовна
Представительство осуществляет доставку грузов
автотранспортом и почтово-багажными вагонами,
транспортные расходы делятся 50/50