Деньги и торговля в понимании Аристотеля
По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.
Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.
Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое» . И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена.
Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги» . Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.
Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.
Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.
Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.
Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.
Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.
Заключение
Подводя итог данного реферата, можно сказать, что, что в целом, экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. Трактовка проблемы рабовладения занимала главное место как в трудах Платона, так и в трудах Аристотеля.
На экономическую мысль также оказывало большое влияние развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. Мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда. В период расцвета экономической мысли её представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Они не только давали советы о том, как вести хозяйство, но и пытались теоретически осмыслить экономические процессы. Как у Аристотеля, так и у Платона существовал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.
В дальнейшем историческом развитии учения Аристотеля и Платона стали источниками многочисленных школ и направлений.
Список использованной литературы
1. Асмус В.Ф. Платон. М.: «Наука», 1993. С.217
2. Костюк В.Н. История экономических учений. М.: «Центр», 1997. С.243
3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М. «Детская литература», 1977. С.224
4. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: «ЭКСМО-Пресс», 1998,
5. Энциклопедический словарь юного историка. Под редакцией Таттар Г.В. М.: «Пе дагогика-Пресс», 1993. С.448
Введение
В данном реферате будут рассмотрены взгляды на политическое устройство государства двух древнегреческих философов: Платона и Аристотеля. Этот вопрос вызывает несомненный интерес в рамках политологии. В современной России все чаще можно увидеть повышенную активность граждан, которая проявляется в форме митингов. Это связано с недовольством людей к власти их государства. Но никто не может найти решения этих проблем и совершенствования устройства. Все чаще поднимается вопрос о совершенствовании деятельности госструктур и организации власти. Впервые над вопросом идеального государства задумались древнегреческие философы, которые подробно описали это в своих произведениях. Так какого же государство, которое сможет устроить каждого? У Платона и Аристотеля на это была своя точка зрения.
Платон и Аристотель были одними из первых античных философов, и их учение об идеальном государстве и обществе заложило основу социологической мысли, поэтому их взгляды на модель идеального государства очень важны.
Целью моей работы является выявление сходств и различий концепций двух философов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1.
Раскрыть смысл термина государство, который будет основным понятием, анализируемым в данном исследовании.
2.
Дать общую характеристику эпохи и жизненного пути философов.
3.
Проанализировать взгляды философов на модель государства.
4.
Сравнить эти взгляды : выявить общие черты и различия.
5.
Сделать вывод о том, как древнегреческие философы Платон и Аристотель представляли себе образ идеального государства.
В своем исследовании я буду опираться на следующие работы философов: трактат Аристотеля «Политика» и диалог Платона «Государство». Эти произведения будут подвергнуты моему анализу, в результате чего я получу представление каждого из философов о модели идеального государства. Для составления кратких биографий и подтверждения своих мыслей я буду опираться на работы А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи ПЛАТОН-АРИСТОТЕЛЬ и Б. Рессел История западной философии.