Понятия научного закона, его основные типы

В самом общем виде закон можно определить как связь (отноше­ние) между явлениями, процессами, которая является:

а) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реаль­ные отношения вещей;

б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением суще­ственного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответ­ствующие процессы и условия;

в) необходимой, ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон дей­ствует и осуществляется с «железной необходимостью» в соот­ветствующих условиях;

г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зави­симости данной предметной области в единстве всех ее мо­ментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

д) повторяющейся, устойчивой, так как «закон есть прочное (осг тающееся) в явлении», «идентичное в явлении», их «спокойное отражение» (Гегель). Он есть выражение некоторого постоян­ства определенного процесса, регулярности его протекания, оди­наковости его действия в сходных условиях.

Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится с конк­ретными условиями их действия, изменение которых снимает дан­ную инвариантность и порождает новую, что и означает изменение законов, их углубление, расширение или сужение сферы их действия, их модификации и т. п. Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен. С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т. д.

Важнейшая, ключевая задача научного исследования — «поднять опыт до всеобщего», найти законы данной предметной области, опре­деленной сферы (фрагмента) реальной действительности, выразить их в соответствующих понятиях, абстракциях, теориях, идеях, прин­ципах и т. п. Решение этой задачи может быть успешным в том слу­чае, если ученый будет исходить из двух основных посылок: реально­сти мира в его целостности и развитии и законосообразности этого мира, т. е. того, что он «пронизан» совокупностью объективных зако­нов. Последние регулируют весь мировой процесс, обеспечивают в нем определенный порядок, необходимость, принцип самодвижения и вполне познаваемы.

Надо иметь в виду, что мышление людей и объективный мир под­чинены одним и тем же законам и что поэтому они в своих результа­тах должны согласовываться между собой. Необходимое соответствие между законами объективной действительности и законами мышле­ния достигается тогда, когда они надлежащим образом познаны.

Познание законов — сложный, трудный и глубоко противоречи­вый процесс отражения действительности. Но познающий субъект не может отобразить весь реальный мир, тем более сразу, полностью и целиком. Он может лишь вечно приближаться к этому, создавая раз­личные понятия и другие абстракции, формулируя те или иные зако­ны, применяя целый ряд приемов и методов в их совокупности (экс­перимент, наблюдение, идеализация, моделирование и т. п.).

Законы открываются сначала в форме предположений, гипотез. Дальнейший опытный материал, новые факты приводят к «очище­нию этих гипотез», устраняютСодни из них, исправляют другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон. Одно из важней­ших требований, которому должна удовлетворять научная гипотеза, состоит, как уже было отмечено ранее, в ее принципиальной проверя­емости на практике (в опыте, эксперименте и т. п.), что отличает ги­потезу от всякого рода умозрительных построений, беспочвенных вы­мыслов, необоснованных фантазий и т. д.

Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самые глубо­кие знания о них достигаются не на уровне непосредственного воспри­ятия, а на этапе теоретического исследования. Именно здесь и происходит в конечном счете сведение случайного, видимого лишь в явле­ниях, к действительному внутреннему движению. Результатом этого процесса является открытие закона, точнее — совокупности законов, присущих данной сфере, которые в своей взаимосвязи образуют «ядро» определенной научной теории.

Раскрывая механизм открытия новых законов, известный амери­канский физик Р. Фейнман отмечал, что «...поиск нового закона ве­дется следующим образом. Прежде всего о нем догадываются. Затем вычисляют следствия этой догадки и выясняют, что повлечет за со­бой этот закон, если окажется, что он справедлив. Затем результаты расчетов сравнивают с тем, что наблюдается в природе, с результата­ми специальных экспериментов или с нашим опытом, и по результа­там таких наблюдений выясняют, так это или не так. Если расчеты расходятся с экспериментальными данными, то закон неправилен».

Открытие и формулирование закона — важнейшая, но не послед­няя задача науки, которая еще должна показать, как открытый ею закон прокладывает себе путь. Для этого надо с помощью закона, опираясь на него, объяснить все явления данной предметной области (даже те, которые кажутся ему противоречащими), вывести их все из соответствующего закона через целый ряд посредствующих звеньев.

Следует иметь в виду, что каждый конкретный закон практически никогда не проявляется в «чистом виде», а всегда во взаимосвязи с другими законами разных уровней и порядков. Кроме того, нельзя забывать, что хотя объективные законы действуют с «железной необ­ходимостью», сами по себе они отнюдь не «железные», а очень даже «мягкие», эластичные в том смысле, что в зависимости от конкрет­ных условий получает перевес то тот, то другой закон. Эластичность законов (особенно общественных) проявляется также в том, что они зачастую действуют как законы — тенденции, осуществляются весь­ма запутанным и приблизительным образом, как некоторая никогда твердо не устанавливающаяся средняя постоянных колебаний.

Условия, в которых осуществляется каждый данный закон, могут стимулировать и углублять, или наоборот — «пресекать» и снимать его действие. Тем самым любой закон в своей реализации всегда мо­дифицируется конкретно-историческими обстоятельствами, которые либо позволяют закону набрать полную силу, либо замедляют, ослабляют его действие, выражая закон в виде пробивающейся тенденции. Кроме того, действие того или иного закона неизбежно видоизменя­ется сопутствующим действием других законов.

На основе законов осуществляется не только объяснение явлений данного класса (группы), но и предсказание, предвидение новых явле­ний, событий, процессов и т. п., возможных путей, форм и тенден­ций познавательной и практической деятельности людей.

Открытые законы, познанные закономерности могут — при их уме­лом и правильном применении — быть использованы людьми для того, чтобы они могли изменять природу и свои собственные обще­ственные отношения. Поскольку законы внешнего мира — основы це­лесообразной деятельности человека, то люди должны сознательно руководствоваться требованиями, вытекающими из объективных за­конов, как регулятивами своей деятельности. Иначе последняя не ста­нет эффективной и результативной, а будет осуществляться в лучшем случае методом проб и ошибок. На основе познанных законов люди могут действительно научно управлять как природными, так и соци­альными процессами, оптимально их регулировать.

Опираясь в своей деятельности на «царство законов», человек вме­сте с тем может в определенной мере оказывать влияние на механизм реализации того или иного закона. Он может способствовать его дей­ствию в более чистом виде, создавать условия для развития закона до его качественной полноты, либо же, напротив, сдерживать это дей­ствие, локализовать его или даже трансформировать.

Подчеркнем два важных вывода, которые нельзя упустить, «рабо­тая» с научными законами. Во-первых, формулировки последних не­посредственно относятся к системе теоретических конструктов (абст­рактных объектов), т. е. сопряжены с введением идеализированных объектов, упрощающих и схематизирующих эмпирически необходи­мые ситуации.

Во-вторых, в каждой науке (если она является таковой) идеальные теоретические модели (схемы) выступают существенной характерис­тикой структуры любой научной теории, ключевым элементом кото­рой и является закон.

Многообразие видов отношений и взаимодействий в реальной дей­ствительности служит объективной основой существования многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному критерию (основанию). По формам движения материи можно выде­лить законы: механические, физические, химические, биологические, социальные (общественные); по основным сферам.действительнос­ти — законы природы, законы общества, законы мышления; по сте­пени их общности, точнее — по широте сферы их действия — всеоб­щие (диалектические), общие (особенные),, частные (специфические); по механизму детерминации — динамические и статистические, при­чинные и непричинные; по их значимости и роли — основные и не­основные; по глубине фундаментальности — эмпирические (форму­лируемые непосредственно на основе опытных данных) и теоретичес­кие (формируемые путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами) и т. п. (См. также вопрос 62.)

10. Гипотеза как форма проверки научного знания.

Наши рекомендации