Функции философии
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопроса об ее функциях. Вопрос о функциях философии – это, в сущности, вопрос о том, зачем, для чего нужна философия.
Это отнюдь не простой и не праздный вопрос уже хотя бы потому, что в истории философии было немало деятелей, выступивших с лозунгом «уничтожения метафизики», за которым стояла идея о том, что философия нам не нужна,ибо не имеет никакой познавательной ценности. Не нужна потому, что, во-первых, устарела и должна уступить место конкретным, позитивным наукам, основанным на фактах и построенным по образцу физики; во-вторых, потому что имеет дело с ненаблюдаемыми, не фиксируемыми в опыте сущностями, будь то Бог или «материя вообще»[4]. Такова логика рассуждений позитивистов и неопозитивистов – от Огюста Конта(1798-1857) до Л. Витгенштейна (1889-1951) и Р. Карнапа (1891-1970).
Действительно, многие проблемы современной науки – это те проблемы, которые ранее были философскими, но философия их не смогла решить. Возьмем первую проблему древнегреческой натурфилософии, которая ставит вопрос о первооснове всех вещей. Её решила современная атомная физика, открыв элементарные частицы, кварки, различные виды взаимодействия. Причем же здесь философия? Заслуга философов только в том, что они эту проблему поставили, и только. А все предложенные ими варианты решения большей частью ошибочны, ибо покоятся не на опыте, а на досужих, оторванных от опыта размышлениях. Что же касается не решенных или не разрешимых наукой проблем (например, проблема происхождения жизни, Вселенной, проблемы бытия Бога), то они либо будут решены в будущем, либо их надо отбросить как неразрешимые.
Но тут возникает очень простая проблема. Откуда исходит критика философии? Из науки? Нет, конечно, никто из серьёзных ученых не предполагал «выбросить» философию на «помойку истории». Уничтожить философию предлагают сами философы, и само обоснование уничтожения философии осуществляется в лоне философии с использованием философских понятий и размышлений. Это происходит потому, что философия, и только она, выполняет в культуре критико-рефлексивную функцию[5], суть которой – в осмыслении всей окружающей действительности, в том числе и науки, и искусства, и самой философии, и взаимоотношений между ними. Можно ли признать такую деятельность бессмысленной, можно ли запретить ставить вопросы о природе науки, искусства, религии? Нет, конечно, нельзя. А может ли сама наука размышлять о себе, о своем предназначении, месте в обществе и т.п.? Нет, не может. Это может делать только философия, которая одна только и похожа на Мюнгхаузена, который сам способен вытащить себя за волосы из болота.
Другой недостаток позитивистской программы искоренения философии состоит в том, что самые общие понятия науки носят также философский характер. Таковы, например, понятия причинности, силы, частицы, закона. Ведь нет частицы вообще, нет и силы вообще, нет энергии вообще, а наука этими понятиями пользуется сплошь и рядом и без них невозможна. В результате критики позитивизма выяснилось, что философия лежит в основе всей науки. Оказалось, что самым глубоким уровнем научного знания является уровень философских оснований науки, задающих некоторое предварительное (презумптивное) видение окружающей реальности и способов её исследования. Таким образом, философия выполняет базисную функцию по отношению к науке.
Здесь нелишне напомнить басню И. Крылова «Свинья под дубом», где героиня, наевшись до отвала желудей, стала подрывать корни дубу, ни мало не думая о том, что уничтожат свое будущее сытое благополучие. Так и критики философии, видя плоды конкретных наук, забывают, что они произросли на древе, ствол которого составляют фундаментальные научные исследования (которые непосредственно не ведут к изобретению полезных вещей, но значимость которых и необходимость их государственного финансирования никто не отрицает), а корень – философия, материнское лоно всех наук. Ясно, что подрубив корень, мы погубим и дерево.
На самом деле, философия выступает базисом не только науки, но и других форм освоения мира – искусства, религии, политики. Хотя эта функция не видна сразу в силу своей неявности, незаметности вследствие глубинного залегания. Если же мы посмотрим внимательнее на то, в чем же эта базисная функция состоит, то в ней можно выделить две основные стороны.
Это хорошо видно на примере науки. С одной стороны, философия задает общее видение реальности, лежит в основе научной картины мира. В частности, именно философия отвечает на вопросы о том, законосообразен мир или хаотичен, подчинен ли замыслу разумного Творца или же возник сам собой, конечен во времени и пространстве или бесконечен. То есть философия отвечает на вопросы, которые выходят за пределы наличного научного опыта, но не ответить на которые конкретный ученый не может.
С другой стороны, философия задает и общее понимание познавательной деятельности в науке, т.е. отвечает на вопросы о природе, сущности, целях, методах познания и др.
По существу, речь здесь идёт о двух основных функциях философии -- мировоззренческой и методологической. В плане мировоззренческойфункции философия выступает в качестве школы жизни,ибо позволяет человеку понять самого себя и свое место в мире.Иными словами, философия помогает человеку сформировать, прояснить и уточнить собственную картину мира, лучше понять себя и свою взаимосвязь с природой и обществом. Читая философские тексты, мы вступаем в диалог с автором, спорим с ним или с ним соглашаемся, и в ходе этого диалога и происходит уточнение нашего собственного мировоззрения. Недаром выдающиеся ученые, богословы, художники нередко обращались именно к философии за решением жгучих мировоззренческих проблем, которые их мучили.
В плане методологической функциифилософия выступает школой мысли,поскольку предоставляет нам возможность прикоснуться к «океану мыслей», «плавая» в котором мы тем самым и развиваем собственное мышление. По другому говоря, философия делает нашу мысль более ясной, четкой, отточенной, научает нас мыслить последовательно и непротиворечиво. Но мышление – это деятельность, опирающаяся на некоторые принципы, использующая определенный набор средств (понятий, методов). Поэтому нередко говорят, что методологическая функция философии состоит в том, что она разрабатывает наиболее общие принципы, методы, приемы познания и мышления.
К указанным двум основным функциям примыкает множество других. Остановимся кратко на наиболее важных из них:
1) нравственно-утешительная – философия делает человека добрее, человечнее, нравственнее, показывая ему пагубность зла и превосходство Добра, вносит гармонию и покой в душу. Согласно Цицерону(106 – 43 до н.э.) [6], «сила философии» состоит в том, чтобы «излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи». По мнению Сенеки[7], философия «выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздерживаться…». Эту функцию можно разделить на две: воспитательную (гуманизация человека и общества) и психотерапевтическую (гармонизация души);
2) интегративная функция – философия объединяет, синтезирует результаты всех научных и вненаучных исследований, приводит их к общему знаменателю в виде различных картин мира. Именно при посредничестве философии возможен диалог не только между науками, но и между наукой и религией, наукой и искусством, поскольку язык философии универсален, понятен самым разным людям – ученым и теологам, писателям и политикам;
3) практическая функция – философия является средством преобразования мира, и не только мира духовного -- как индивидуального, так и общественного сознания, но и мира материального – как природного, так и социального. Приобретая массовый характер, превращаясь в идеологию, философия оказывается способной свернуть горы. Например, известный лозунг «Знание – это сила (власть)», провозглашенный английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561 – 1626) в начале XVII века, стал знаменем, под которым развивалась новоевропейская цивилизация в течение последних 400 лет. В результате мы видим вокруг себя совершенно другой, сциентизированный и технизированный мир, мир природы, покоренной нашей властью. Философия Карла Маркса (1818 – 1883), овладев массами, привела к изменению жизни миллионов людей в десятках стран мира, где начали строить социализм.
Также философии приписывают аксиологическую, гуманистическую, социальную, онтологическую, гносеологическую, аналитическую функции. Мы их не будем разбирать, поскольку они производны от вышеобозначенных функций.
Вышесказанное о функциях философии убедительно показывает, что она выступает не бесполезной роскошью, не забавой скучающего ума, а важным, неотъемлемым компонентом культуры любого цивилизованного общества. Об этом говорит и тот простой факт, что философия и философы есть в любой стране что правительства цивилизованных стран не прекращают финансирование философских исследований, журналов, факультетов, преподавания философии. Да и сами люди тянутся к философии, о чем говорит хотя бы тот факт, что в Интернете философские блоги относятся к числу самых популярных.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Философия как особая форма знания появляется более 2,5 тысяч лет назад одновременно в Индии, Китае и Древней Греции.
2. Впервые употребил слово «философия» («любовь к мудрости») греческий мыслитель Пифагор, он же первый назвал себя философом и отметил, что смысл философии – в поиске истины.
3. Объектом философии является весь мир, а ее предметом – наиболее существенные и важные свойства и закономерности бытия и его отдельных сфер – общества, природы, познания, человека.
4. Философия включает в себя ряд дисциплин и разделов, главные из которых онтология, гносеология, социальная философия и философская антропология.
5. Важнейшие функции философии: методологическая («школа мысли») и мировоззренческая («школа жизни»), а также гуманистическая, практическая, критико-рефлексивные функции.
6. В целом философию можно определить как особую форму знания, особый способ духовно-практического освоения мира, его осмысления и преобразования, представляющий собой теоретически оформленное, систематизированное мировоззрение.
К вопросу о том, что такое мировоззрение, как оно устроено, какие исторические формы оно принимает, мы с вами и переходим.
Учебный вопрос № 2