Единичное, особенное, общее.
Рассмотрение данной темы следует начать с определения понятия отдельного, без которого трудно разобраться в соотношении единого и общего.
Отдельно - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие.
Единичное- это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному.
Общее- существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибочность иногда встречающегося в учебной литературе отождествления единичного и отдельного, рассмотрение единичного как предмета. вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же.
Отдельное- это вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.
Так, скажем, каждое дерево береза есть отдельное. Ей свойственны единичные черты и признаки, присущие только ей и отличающие ее от всех других берез. Вместе с тем каждая отдельная береза имеет и такие черты, которые есть и у всех других берез, т. е. она обладает и общими чертами. Поскольку единичное и общее представляют в единстве различные стороны, свойства отдельного, то эти категории есть противоположности диалектически взаимосвязанные между собой. Всякое единичное так или иначе есть и общее. Оно множеством переходов связано с другого рода единичным. Например, Иван - человек. Иван уникален, неповторим, хотя бы по отпечаткам своих пальцев. Но он носитель тех черт, которые присущи всем людям, в частности, конкретному Петру. С другой стороны, всякое общее есть частичка, сторона единичного. Понятие береза отражает и то, что присуща каждой березе (цвет коры, узоры листьев, генетический год и т. д. ). Общее так же объективно, как и единичное.
Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности. Например, Иван есть русский, славянин, человек, млекопитающее, животное, живое существо, материальное образование.
Предельно широкое общее называется всеобщим. Из сказанного можно установить, что единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А именно оно выступает в своем качестве, как общее, по отношению к меньшей общности и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенной. Таким образом особенное отражает взаимосвязь между единичным и общим и их взаимный переход друг в друга. Так, понятие русский является общим по отношению к понятию Иван, но в то же время понятие русский есть единичное по отношению к понятию славянин. Здесь понятие русский, есть особенное.
Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным.
Рассматриваемые выше категории помогают понять процессы и явления реальной действительности и познания, в частности, проблемы, связанные с соотношением общих и специфических законов, общих законов и особенностей их действия в различных условиях. Примером этого является вопрос о соотношении общих для всех стран законов рыночной экономики и их конкретного проявления и особенности применения в разных странах. Общие законы имеют главное, решающее значение для становления нового общественного строя, но действуют они в разных странах с определенными особенностями, в специфических формах, так как общественно-исторические условия в разных странах различны. Без использования общих законов рыночная экономика не сложится. Но при этом необходимо вскрывать и учитывать особенности каждой страны, без чего неизбежны серьезные ошибки как догматического, так и волюнтаристского характера.
Из сказанного выше следует, что рассматриваемые категории играют большую методологическую роль в процессе познания. А именно, действительное познание заключается в том, что мы в мыслях поднимаемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так называемый индуктивный путь. Но познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т. е. переходим к дедукции. В единстве индукции и дедукции проявляется диалектика процесса познания.
Сущность и явление
Категории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей. Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивидуальное. Так, общая сущность живого проявляется в многообразии организмов и в обмене веществ.
К понятию "явление" близко по содержанию понятие "видимость" (или "кажимость") - неадекватное, извращенное выражение сущности. В ней есть верное и неверное. Трудность познания заключается в отделении искажений от верного выражения сущности в явлениях. И вместе с тем необходимо за явлением вскрыть сущность.
Движение Земли и Солнца земным наблюдателям непосредственно воспринимается как обращение Солнца вокруг Земли. На самом же деле Земля обращается вокруг Солнца. Это есть проявление такой сущности, как движение планет, определяемое законом всемирного тяготения, однако искаженное в процессе восприятия.
Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и не может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него.
Правильное понимание сущности и явления, их взаимосвязи есть одно из условий для верного представления о соотношении чувственного и рационального моментов в познании. Если явление доступно непосредственному чувственному восприятию, то сущность доступна только абстрактному мышлению. Наверное же понимание соотношения сущности и явления приводит к ошибочным представлениям о познании, , в том числе и к агностицизму. Агностицизм Канта, например, связан как раз с тем, что он разрывал и противопоставлял явления и "вещи в себе" (сущность). Он утверждал, что знания людей ограничиваются лишь областью явлений, а перейти к "вещам в себе" и раскрыть их сущность они не в состоянии, ибо между явлениями и вещами существует непреодолимая грань.
В действительности сущность вещей познаваема. Тот факт, что явление и сущность не совпадают, а сущность глубокого скрыта, обусловливает необходимость процесса познания и его трудности. Но так как сущность и явление закономерно связаны, сущность выражается в явлениях, она может быть раскрыта, правда, не простым восприятием, а абстрактным логическим мышлением. Например, такие сущности, как стоимость и прибавочная стоимость, не могут быть обнаружены никакими приборами или экспериментами, но то и другое заменяет сила абстракции. Сущность постигается в результате логического анализа данных чувственного восприятия. Так, характер и сознание человека увидеть нельзя, однако о них можно судить по его поступкам и поведению.
Познавая сущность тех или иных процессов, наука раскрывает законы, которые ими управляет. Сущность и закон - понятия очень близкие, однопорядковые; закон есть существенная, внутренняя связь, связь внутри сущности или между сущностями.
Познание идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким закономерным связям. Но сущность не дается сразу, вся, а постигается по частям. Раскрыв определенную сущность, познание идет дальше, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, более глубокой, и так без конца.
Содержание и форма.
Предметы и явления действительности имеют много сторон. Существенными сторонами предметов и явлений выступают содержание и форма. Каждое явление или вещь имеют свое содержание и свою форму, составляющие разные, противоположные их стороны.
Содержание- вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит.
Форма- внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. Форма атома, например, - определенный порядок расположения и взаимодействия входящих в него элементарных частиц и их движений.
Необходимо иметь в виду, что в связи с развитием системного подхода и структурно-функционального анализа активно разрабатываются понятия элементов и структуры. Эти понятия близки понятиям содержания и формы, но не совпадают с ними и не заменяют их. Понятие "элемент" отражает то, что входит в "содержание", но не совпадает с ним уже потому, что набор элементов без взаимодействия между ними еще не составляет содержание. Понятие "структура" соответствует понятию "форма", но к последней относится и внутреннее и внешнее строение, организация вещи, а к структуре -только относятся внутренние связи.
Форма и содержание неразрывно связаны между собой. Как и все другие, эти категории являются абстракциями, вычленяющими различные стороны вещи, что необходимо для их глубокого изучения и анализа.
Сами же стороны отдельно существовать не могут, так как, скажем, разрозненные, не связанные между собой элементы еще не содержание. Оно возникает тогда, когда элементы определенным образом организуются, вступают во взаимосвязи между собой. Короче говоря, содержание не может существовать без формы и, наоборот, форма не может быть без содержательной.
Содержание и форма активно воздействуют друг на друга. Определяющим значением обладает содержание, но и форма, сложившись в зависимости от содержания, также воздействует на содержание. Это воздействие может быть двояким. Форма способствует развитию содержания, если она соответствует ему; она тормозит развитие, если устарела и не соответствует содержанию. Между старой формой и новым содержанием обостряется противоречие, оно доходит до конфликта, возникает застой, кризисное состояние явления. Для восстановления возможности развития старая форма должна быть заменена новой. Это всегда происходит в природе и обществе. Противоречия между новым содержанием и старой формой являются важным стимулом движения и развития. Форма устаревает и отстает от содержания в результате особенностей своего развития. Если содержание изменяется непрерывно, то форма имеет консервативную тенденцию, она сохраняется до известного времени без существенных изменений, а потом изменяется скачком.
Воздействие формы на содержание связано с ее относительной самостоятельностью. Это выражается в том, что форма может опережать содержание или отставать от него, а также в том, что одно и то же содержание развивается в нескольких формах, хотя одному содержанию соответствуют не любые, а лишь некоторые определенные формы.
Относительная самостоятельность формы проявляется и в том, что новое содержание может использовать некоторые старые формы и, наоборот, старое содержание может использовать отдельные новые формы. Зная диалектику содержания и формы можно в практической жизни воздействовать на то и другое при достижении своих целей.