Социально-гуманитарных наук
Специфика объекта и предмета социально- гуманитарных наук. Дисциплины социально-гуманитарного цикла, их предмет и функции; проблема разделения и единства социальных и гуманитарных наук. Место социально-гуманитарных наук в системе современных наук. Специфика общества и человека как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Функции социально-гуманитарных наук.
В настоящее время считается, что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие, так и различные характеристики.Естественныеи социально-гуманитарные науки обладают всеми признакаминауки как особого феномена (познание нового, наличие эмпирического и теоретического уровней, оформленность в понятиях и т.д.). Вместе с тем, социально-гуманитарные науки отличаются отестественно-математических и технических наук по следующим основаниям:
- по объекту исследования– естественные науки изучают природную реальность, т.е. то, что существует объективно, как «мир вещей»; социально-гуманитарные науки изучают социальную реальность, т.е., то, что существует как объективно-субъективная реальность, как «мир людей»;
- по функциональному основанию – естественные науки стремятся объяснить причины природных явлений, социально-гуманитарные науки обеспечивают понимание смысла социальных явлений. Естественные науки стремятся изучитьколичественно-качественные характеристики предмета исследования, социально-гуманитарные науки – прежде всего, качественные характеристики;
- по целям исследования – естественные науки преследуют цель: открытие общих законов природы,а социально-гуманитарные науки – познание специфических проявлений культуры. Естественные науки применяют монологовую форму познания, социально-гуманитарные науки ориентированы на диалоговую форму.
Данные обстоятельства позволяют признать социально-гуманитарные науки науками особого рода. Объектом социально-гуманитарных наук являются:
- общество, т.е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях;
- различные сферы общества, т.е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач,
- продукты духовной деятельности человека, т.е., прежде всего тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл.
Объектом исследованияможет стать любой фрагмент общества, ставший предметом интереса ученого. Обычно объектом исследования становятся реалии социальной действительности, которые обладают актуальностью и практическойзначимостью для общества. В ряде случаев ученый выбирает объект исследования, исходя из собственных интересов. Научное познание осуществляется на базе чувственного восприятия ученым объекта исследования (живое созерцание), затем – аналитического обдумывания путей решения научной проблемы (логическое мышление) ипрактического воздействия на объект исследования (эксперимент).
Предметом социально-гуманитарных наук являются свойства, стороны, отношения, процессы, происходящие в различных сферах общества, в продуктах духовной деятельности человека.
Общество – это сложный объект познания:
- общество функционирует как вероятностно-детерминируемая система,
- общество – это арена действий сознательных и организованных людей,
- в развитии общества присутствует многообразие, изменчивость, случайность, неповторяемость и уникальность,
- обществообъективировано как в виде непосредственной действительности (то, что существует «здесь-и-сейчас»), так и в видезнаковых систем,текстов (то, что существовало в прошлом).
Самой важной спецификой объектасоциально-гуманитарных наук является включенность субъекта в объект, т.е. общество выступает одновременно и объектом, и субъектом познания.
Общественные науки имеют своим объектом изучения различные сферы общества (экономика – экономическую, социология – социальную, политология – политическую, юриспруденция – правовую, культурология – духовную и т.д.). Гуманитарные науки исследуют продукты духовной деятельности человека (история – прошлое человечества во всем многообразии, филология –письменные тексты, в которых выражена духовная культура, педагогика –воспитание и обучение человека, психология –развитие души человека и т.д.).
Социально-гуманитарные науки обладают важными функциями. К ним относятся:
- познавательная –дают знания об обществе;
- мировоззренческая –формируют систему взглядов человека на общество;
- методологическая – учат правилам социального познания и действия;
- аксиологическая –ориентируют на определенные идеалы, нормы;
- критическая –учат разумному сомнению в возможностях общества;
- воспитательная –формируют положительные качества ученого;
- рефлексивная –позволяют человеку осознать себя как значимую личность;
- идеологическая – ориентируют человека на поддержку интересов отдельных групп людей;
- прогностическая –позволяют предвидеть тенденции развития обществав будущем.
Каждая из социально-гуманитарных наук обладает всеми перечисленными функциями. Вместе с тем, они одними функциями обладают в большей мере, чем другими (например, социология в большей степени учит человека определенным социальным действиям, история – воспитывает патриотизм и любовь к Родине, политология – разбираться в партийных программах и т.д.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Дильтей В. Введение в науки о духе. Собр. соч. в 6 т., т.1. – М., 2000
2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998
3.Система гуманитарного исоциально-экономического знания. – М., 2001