Либертарно-юридическая теория В.С. Нерсесянца
Либертарно-юридическая теория, разработанная В. С. Нерсесянцем, основана на рассмотрении государственно-организованных норм в качестве единственной формы объективного существования права.
В. С. Нерсесянц положил в ее основу выработанный им формальный (объективный) критерий правового, решив таким образом проблему субъективизма естественно-правового подхода и поиска оценочных признаков правового содержания законов и отношений. Такое сущностное объективное основание права он усматривает в принципе формального равенства – равенства «свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере»[10].
Рассматривая сущность права, В. С. Нерсесянц выделял три равноценных определения права: как системы формального равенства, как всеобщей и необходимой формы свободы в общественных отношениях людей и как всеобщей справедливости[11].
1. Право как система формального равенства.Предполагает уравнивание людей по общему масштабу, по единым нормам, правилам. Понятие равенства по В. С. Нерсесянцу - есть результат абстрагирования от частных различий, присущих уравниваемым объектам; в процессе уравнивания без доказательств принимается несущественность различий между объектами, их особенностей с точки зрения оснований (критериев) уравнивания[12]. Он сравнивает право с математикой, которая при исчислении различных объектов абстрагируется от их содержательных особенностей, индивидуальных, видовых или родовых. Для права, как и для математики, объекты являются равными по определенным формальным (несодержательным) критериям; качественные же различия юристы и математики выводят «за скобки», не учитывают их. Основанием и критерием уравнивания людей в правовой системе координат, по мнению автора либертарной теории права, выступает свобода индивидов в общественных отношениях, утверждаемая в специальной юридической форме, а именно в форме правоспособности (шире - в форме правосубъектности, включающей право- способность и дееспособность)[13].
Правовое равенство есть равенство свободных, независимых субъектов права по общему для них формальному знаменателю - правовой норме. Исходя из данного тезиса, он рассматривал право как математику свободы[14], считая, что математическое равенство исторически более позднее и производное от идеи правового равенства. По мнению академика, право не нуждается в социальной математике, а равно в математических определениях правового равенства, так как изначально обладает собственным критерием, принципом равенства, само по себе является математикой; более того, он утверждал, что социальное равенство всегда правовое и существует лишь в юридической форме[15] . Правовое равенство и правовое неравенство - это однопорядковые правовые определения, противостоящие фактическим различиям уравниваемых объектов. Правовое равенство не означает наличие у всех субъектов одинаковых субъективных прав, напротив, состав (совокупность) субъективных прав у разных субъектов может существенно отличаться. Формальное равенство правовых лиц не выходит за рамки их правоспособности - абстрактной свободы приобретать и использовать субъективные права[16].
2. Право как всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях. Участники правового взаимодействия являются независимыми друг от друга субъектами, каждый из которых выражает и осуществляет в социальной сфере собственную волю. Для всех правовых лиц (физических и юридических) право служит общим источником их социальной свободы, ее оплотом и главным гарантом. Свобода для социальных субъектов существует в правовом обличии, в виде общих законов, единых принципов взаимоотношений, системы правосудия, органов охраны общественного порядка. Индивиды обладают свободой не только (и не столько) как адресаты существующих норм, но и как совместные творцы права. «Действительная и полная правосубъектность индивидов предполагает и их законотворческую право- субъектность, их соучастие (в той или иной форме) в законотворчестве, их право на участие в установлении правового закона»[17].
Право гарантирует гражданам и юридическим лицам определенные социальные возможности, при этом устанавливает границы дозволенного, пресекает произвол и злоупотребления в обществе. В. С. Нерсесянц отмечает, что специфика правовой формы обусловлена тем, что юридическая независимость субъектов одновременно предполагает их равную подчиненность общей норме, единому масштабу поведения[18]. Право является одновременно источником свободы и ее ограничителем (своего рода «смирительная рубашка» для тех, кто выходит за рамки общей нормы). Ученый отмечал, что свобода в праве имеет разные проявления и формы: она может быть связана с отрицанием, отменой какого-либо гнета, произвола (рабство, крепостничество) и соответственно иметь отрицательный характер («свобода от»); она может также касаться предоставления субъектам каких-либо позитивных возможностей, необходимых им правовых средств, каналов для преследования ими разнообразных социальных интересов («свобода для»)[19] .
Дифференциация основоположником либертарной теории форм свободы в праве, на наш взгляд, важна для юридической науки, нуждается в развитии и детализации. В частности, нужно выявить закономерности возникновения каждой из выделенных им форм правовой свободы, перехода из одной формы в другую, установить пределы существования каждой из них, юридические механизмы их социального воплощения.
По мнению В. С. Нерсесянца, основной закономерностью развития общественных отношений является прогрессивное движение от ограниченной свободы к полной свободе и равенству различных слоев и групп общества, всех без исключения людей. Как и для Г. В. Ф. Гегеля, свобода индивида выступает в качестве главного критерия социального развития и основного достижения человеческой цивилизации[20]. Действительно, право устанавливает социальную свободу и это объясняет его фундаментальную ценность для общества с точки зрения осуществления социального развития.
3. Право как всеобщая справедливость. В.С. Нерсесянц доказывал, что справедливость входит в понятие права, «право по определению справедливо, а справедливость – внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т. д.)… Более того, только право и справедливо. Ведь справедливость потому, собственно, и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы»[21]. Основа приведенного тезиса базируется на кантовских представлениях - обязанности по долгу и справедливости покоятся на всеобщем законе права, что в мире нет ничего более святого, чем право других людей. По Иммануилу Канту: «все моралисты и учителя должны настолько, насколько это возможно, представлять действия из доброты как действия по долгу и сводить их к праву»; «все действия и обязанности, проистекающие из права других людей, являются наивысшими среди обязанностей по отношению к другим. Все действия, продиктованные добротой, разрешены лишь постольку, поскольку они не противоречат правам других; если же противоречат, то такое действие морально запрещено»; «справедливость - это право, не предоставляющее никаких полномочий принуждать другого»[22]. В. С. Нерсесянц продолжал и развивал кантовский подход к праву, рассматривая правовой закон как воплощение социальной справедливости, правоты, свободы. Он считал, что справедливость представляет собой самосознание, самовыражение и самооценку права, а потому - правовую оценку всего остального, внеправового; действовать справедливо - значит поступать правомерно, в соответствии с всеобщими требованиями права[23].
В. С. Нерсесянц выделяет два противоположных типа правопонимания: юридическое (от jus – право) и легистское (от lex – закон)[24]. Юридическое правопонимание характеризуется содержательным отношением к праву, стремлением выявить сущностные особенности, внутреннюю природу, отличительные качества права как особой социальной системы. Легистское правопонимание характерно тем, что внутреннее содержание нормативных актов не имеет принципиального значения, право отождествляется с официально установленными, действующими положениями законодателя. Представители правопонимания данного типа не разделяют право и закон, для них принятые в соответствии с закрепленными процедурами законодательные акты - это и есть право. В предложенной В. С. Нерсесянцем типологии основным является различение права и закона, он противопоставляет произвольные, субъективно-властные веления суверена объективным, выражающим сущность права решениям. Либертарную теорию права автор относил к юридическому правопониманию, так как различение права и закона имеет принципиальное значение. При этом он не рассматривал данную теорию как продолжение естественно-правового подхода к пониманию права, отстаивая ее самостоятельный статус; для него либертарная концепция - это новое самостоятельное направление в общей теории различения права и закона.
Один из последователей автора теории В. А. Четвернин отмечает, что приверженцы естественно-правовой методологии в объяснении и оценке правовых явлений исходят из посылки, что право как социальный феномен упорядочения человеческой жизни обладает большей ценностью, чем закон, оно отличается от «производного», «несовершенного», «недостаточного», а иногда даже «неприемлемого» закона тем, что всегда «истинно», «разумно», «естественно», «действительно», «человечно»[25]. А. В. Поляков и Е. В. Тимошина прямо заявляют, что именно для «нормативистского» юснатурализма характерно определение понятия права как всеобщей и необходимой меры свободы, равенства и справедливости[26].
В. С. Нерсесянц трактовал правовой закон как «адекватное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности, определенности и конкретности, необходимых для действующего позитивного права»[27]. Он выделяет в понятии «общеобязательность закона» два момента: официально-властный и правовой. Первый заключается в том, что закон, исходящий от власти, обеспечивается ее поддержкой и защитой, гарантируется мерами принуждения, санкциями; второй момент состоит в том, что в основе общеобязательности закона лежит представление о нем как о явлении правовом, в претензии закона быть правом[28].
Автор либертарной теории отстаивал идею - общеобязательной силой должен обладать не всякий, а только правовой закон. Общеобязательность закона обусловливается не его властным характером, а его правовой природой и правовым содержанием. Чтобы претендовать на общеобязательность, закону надлежит иметь необходимые правовые качества, быть выражением свободы, равенства и справедливости. Таким образом, по мнению В. С. Нерсесянца, в принципе допустимы дефиниции понятия права в его различении с законом и в совпадении с ним (правовой закон), но логически невозможно единое понятие права, включающее в себя правовой и неправовой закон[29].
4. Предложена интересная концепция гражданской (цивильной или цивилитарной) собственности. По мнению В.С. Нерсесянца, коммунизм исторически можно преодолеть и оставить в прошлом посредством адекватного экономико-правового удовлетворения коммунистических требований в их рационализированном виде, а именно в правовой форме. В ряде работ он обосновывал целесообразность признания за каждым гражданином России права на равную долю в десоциализируемой собственности. Социалистическая собственность тем самым должна быть преобразована в индивидуализированную гражданскую собственность, и каждый гражданин станет «обладателем реального субъективного права на равный для всех минимум собственности»[30] . Кроме того, каждый будет иметь право на любую другую собственность - без ограничительного максимума. Социалистическое отрицание собственности на орудия и средства производства, с его точки зрения, с учетом итогов истории необходимо преобразовать в утверждение собственности на более высоком уровне. Речь идет о правовом способе перехода от социализма к постсоциалистическому правовому строю, о том, что принцип правового равенства должен быть последовательно применен к социалистической собственности.
Переход от социализма к постсоциалистическому правовому строю, по мнению В.С. Нерсесянца, предполагает следующие шаги:
1) бывшую социалистическую собственность надлежит безвозмездно передать гражданам страны (исследователь эту передачу именовал «индивидуализацией»);
2) все объекты бывшей социалистической собственности должны стать объектами общей собственности всех граждан в равных долях;
3) арифметический размер доли каждого гражданина-собственника предлагается установить в виде 1/160 000 000 доли общей собственности всех граждан (что примерно соответствует количеству граждан страны);
4) право на долю каждого гражданина следует удостоверить документом о праве собственности;
5)субъективное право на долю в общей собственности должно иметь личный, пожизненный и неотчуждаемый характер;
6) для каждого гражданина необходимо открыть личный счет гражданской собственности, на который будут поступать доходы от использования общей собственности пропорционально доле.
На основе предлагаемого им вида собственности должен возникнуть новый, постсоциалистический строй, именуемый им «цивилитарным строем», который будет отличаться от капитализма «более содержательным… принципом равенства и справедливости», «более развитыми формами собственности, свободы и права»[31]. Признание гражданской собственности, по мысли В.С. Нерсесянца, поможет получить необходимое общественное согласие для осуществления рыночных реформ, а также предоставит гарантию правомерности, стабильности и общественной защищенности и всех остальных форм собственности; кроме того, это породит в обществе мощные и непреодолимые центростремительные силы, станет фундаментом стабильного правопорядка, причиной ослабления социальных конфликтов. Ученный предполагал, что «дальнейший прогресс свободы будет осуществляться по цивилитарной модели обогащения и дополнения опорного принципа формальноправового равенства новыми неотчуждаемыми субъективными правами»[32]
Возникновение либертарной теории права В.С. Нерсесянца –важный этап в российской юридической науке на пути преодоления позитивистского подхода к пониманию права, доминировавшего в сознании советских юристов. Основанная на глубоком исследовании трудов античных философов, римских юристов, авторов эпохи Просвещения и работ современных ученых концепция В.С. Нерсесянца является одной из наиболее аргументированных, обстоятельных; не случайно она получила признание у многих видных российских и зарубежных правоведов. Возникло теоретико-правовое направление в науке (либертарное течение), представители которого разрабатывают ключевые идеи, исходные представления о праве, сформулированные В.С. Нерсесянцем. К сторонникам либертарной теории права принадлежат В. А. Четвернин, В.В. Лапаева, Н.В. Варламова, М.А. Милкин-Скопец и др. В целях популяризации и развития идей В.С. Нерсесянца издается «Ежегодник либертарно-юридической теории», организуются философско-правовые чтения, научные дискуссии, семинары.