Специфика философского знания. Предмет, основные проблемы и структура философии
3. Функции философии, её роль в формировании мировоззренческой культуры личности.
1. Мировоззрение, его сущность и структура. Исторические типы мировоззрения. Термин «философия» происходит от греческих слов «φιλέω» – люблю и «σοφία» – мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие. Не случайно философов на Руси до XVII в. называли любомудрами. С тех пор призванием и назначением философии стали постановка и решение мировоззренческих вопросов.
Мировоззрение – это совокупность обобщенных чувствований, интуитивных представлений, теоретических взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение мира, место человека в нем, и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения, действия людей.
Ключевой вопрос мировоззрения – это вопрос об отношении человека к миру во всех возможных его измерениях: обыденном, духовно-практическом, теоретическом. Мировоззрение есть, главным образом, духовно-практическое отношение человека к миру, хотя оно не исключает практической и теоретической составляющих.
Мировоззрение полиструктурно, в нем выделяются различные элементы и уровни. К важнейшим элементам структуры мировоззрения относят:
– знания, представления, убеждения (информационно-теоретическая сторона);
– нормы, оценки, ценности, идеалы (аксиологическая сторона);
– чувства, эмоции, переживания (чувственно-аффективная сторона);
– воля, поступки, программа поведения (праксеологическая сторона).
Мировоззрение, таким образом, включает не только мироощущение, мировосприятие, но и миропонимание, в том числе – убеждения, т.е. уверенность человека в истинности полученных знаний, в правоте своих жизненных позиций. Наличие убеждений – один из показателей социальной зрелости личности, ее причастности к жизни конкретного общества. Следует подчеркнуть, что мировоззренческая зрелость не ограничена уровнем духовного освоения мира, но выступает основой регулирования поведения человека. Таким образом, вся компонентная полнота мировоззрения воплощается в жизненной стратегии человеческой личности.
Субъектами (носителями) мировоззрения являются человек, социальная группа, народ и человечество. В связи с этим, важно иметь в виду, что существуют различные формы выражения мировоззрения в культуре. Это – пословицы, поговорки, житейские афоризмы, художественные образы, научные формулировки и философские обобщения. В этих формах актуализирован разнообразный познавательный, житейский, религиозный, художественный, практический опыт освоения людьми мира, в котором они живут.
В связи с эволюцией социокультурной жизни человечества мировоззрение, им вырабатываемое, уместно подразделить на исторические типы. К ним относятся: мифологический, религиозный и философский типы мировоззрения. Они отражают различную глубину проникновения людьми в сущность природных и социальных явлений, а также – в тайну самого человека.
Мифология – самая ранняя форма восприятия человеком природного мира и своего социального окружения. В основе мифологического мировоззрения лежит миф (от греч. μύJος – сказание, предание). Мифология сложилась в первобытном обществе, но в период его разложения породила из себя такие типы мировоззрения, как религия, философия, искусство, наука. Однако мифология не исчезает, а модифицируется в современном обществе в новые мифы, в частности, политические, экономические и т.п.
Субъектом мифологического мировоззрения выступает род, племя или народ, т.е. оно есть продукт коллективного творчества людей. Миф чаще всего понимается как способ освоения, моделирования мира и человека путем фантазии и воображения с привлечением символических, художественно-образных средств. Характерными признаками мифа являются: синкретизм (нерасчлененное единство чувствования и мышления, словесного описания и магического действия, субъективного и объективного, фантазии и реальности); олицетворение или персонификация природных явлений (перенесение на природу человеческих свойств); натурализация человека (восприятие его как существа, генетически связанного с природой).
Миф выполняет следующие функции:
– этиологическую (объяснение всего многообразия природных и социальных явлений из первопричины);
– символизации реальности (наделение сверхъестественными свойствами некоторых героев, народов, явлений через символ);
– легитимации (оправдание существующего социального порядка);
– идентификации (отождествление человека со своей социальной группой) и др.
Характеристика мифологии свидетельствует, что, несмотря на то, что это самый ранний тип мировоззрения (детство человечества), он – «не сумма заблуждений», а богатый пласт культуры, который необходимо изучать для самопознания человечества.
Религиозное мировоззрение является вторым историческим типом. Его специфика задается комплексом верований и культовых действий, которые сложились в древнем мире наряду с мифом. Религия (от лат. religio – благочестие, святость; восходит к глаголу religare – связывать, соединять) является совокупностью верований и символических действий, обращенных к сверхъестественному существу (Богу или богам) с целью оптимизации земного человеческого бытия для последующего перехода в потусторонний мир.
Основным признаком религиозного мировоззрения считается идея удвоения мира на земной, посюсторонний, временный, несовершенный, с одной стороны, и небесный, вечный, трансцендентный, идеальный – с другой. При этом именно потусторонний мир выступает причиной и конечной целью жизни религиозного человека. Способом освоения этого мира и ориентации в мире земном является вера. Феномен веры в религиозном мировоззрении связывается с чувственно-сверхчувственным процессом приобщения к трансцендентному. Этот процесс приобщения не мыслим без опоры на нравственные ценности, которые определяют характер веры и ее социальную направленность.
Среди функций религии следует указать, в частности, на:
– компенсаторную (вселение надежды на будущее воздаяние в потустороннем мире за тяготы земной жизни);
– терапевтическую (помощь в установлении недугов души и забота об их исцелении);
– интегрирующую (объединение, сплочение верующих одной конфессии вокруг религиозных ценностей);
– коммуникативную (распространение религиозных ценностей среди других субъектов общественной жизни);
– регулятивную (упорядочивание отношений между верующими с помощью религиозных ценностей);
– воспитательную (приобщение к нравственным идеалам данной религии новых поколений) и др.
Следует отметить, что нельзя ограничиваться односторонней и упрощенной оценкой религии как комплекса невежественных представлений о мире и человеке. Религия – сложное социальное духовное явление, в ней аккумулирован огромный жизненный опыт человечества, богатство духовной культуры, непреходящие общечеловеческие ценности, нравственные принципы и идеалы. При этом не следует забывать, что религия – это и форма идеологии, в которой нередко встречаются и фанатизм, и враждебное отношение к иноверцам. В отдельные периоды истории религия монополизировала духовную жизнь общества, становилась жестким регулятором мышления и поведения людей.
Высшим историческим типом мировоззрения является философское мировоззрение. Отличительной чертой философии является не столько предмет размышлений, сколько способ осмысления мира посредством теоретического его постижения, когда главными приемами становятся рациональное обоснование, доказательство, аргументация, что стало исходным пунктом и формой развития философского знания. Теоретическое знание связано с постижением сущности, оно выражено не в образах и символах, а в логических понятиях. Именно в этом обнаруживается общность философии и науки.
Прежде чем подробно говорить о специфике философии, следует обратить внимание на дискуссионность вопроса относительно места и роли «научного мировоззрения». Возникновение философии хронологически совпало с формированием научного знания. Точнее, философия содержала в себе в нерасчлененном виде всю совокупность полученных к тому времени знаний. По мере накопления научной информации, начался процесс дифференциации наук. От философии отпочковались специальные области научного знания: математика, астрономия, физика, медицина, психология и другие науки. Неслучайно философию называют «матерью наук». Этот процесс дифференциации продолжался и в последующие исторические периоды, вплоть до настоящего времени.
В отличие от мифологии, религии и философии, специальные науки не ставят своей целью производство мировоззренческого знания. Но, исследуя конкретные области действительности, наука вырабатывает определенные мировоззренческие знания в качестве побочного продукта. Иными словами, наука не решает напрямую мировоззренческих вопросов, хотя и способствует их актуализации. Из названных выше структурных блоков мировоззрения наука обеспечивает лишь информационно-теоретическую сторону (знание), оставляя вне поля зрения аксиологическую, чувственно-аффективную составляющие.
Каждый из названных исторических типов мировоззрения не существует в «чистом» виде, а включает в себя элементы других типов. При всём различии мифологического, религиозного и философского типов мировоззрений (по содержанию, способу отражения действительности и т.д.) все они решают общие задачи в специфических формах, на разных уровнях знаний и в различных исторических условиях: 1) стремятся дать целостное обобщённое представление о мире, человеке и их взаимоотношениях; 2) культивируют определённую систему ценностей; 3) вырабатывают обобщенные чувствования, эмоции, представления; 4) формируют поведенческие установки и регулятивы практической деятельности.
2. Специфика философского знания. Предмет, основные проблемы и структура философии. Для того, чтобы выявить специфику философского знания, целесообразно представить совокупность человеческих знаний в виде отдельных блоков, расположенных в соответствии с возрастанием глубины проникновения в проблему: технологический, эмпирический, теоретический, мировоззренческий.
Знания технологического блока позволяют непосредственно управлять деятельностью, поскольку дают представление о механизме деятельности. Знание этого вида предоставляет человеку алгоритм действий, отвечая на вопросы как, каким образом осуществить определенную операцию. Для студентов технических вузов именно данный вид знания является приоритетным.
Но для того, чтобы выработать приемы, «рецепты» технологического блока, необходимо знать, что представляет собой тот феномен, с которым мы имеем дело. Это знание относится к разряду эмпирического, опытного. Основу его составляет описание действительности.
Технологические алгоритмы и эмпирические описания имеют ограниченную область применения без выхода на теоретическое знание, отвечающее на вопрос почему? Ответ на этот вопрос предполагает выявление тех закономерностей, которым подчинены различные явления и процессы.
Названного знания, отвечающего на вопросы, что, почему и как, в принципе, достаточно для осуществления человеком своей деятельности. Однако человек не может удовлетвориться этим, испытывая настоятельную духовную потребность в поиске ответов на более глубокие, прежде всего, смысложизненные вопросы – зачем и во имя чего? Эта потребность формирует еще один вид знания, который придает всей совокупности знаний целостный характер. Что является идеалом? Что придает смысл нашей деятельности? Как человек представляет свое назначение и место в этом мире? Этот вид знания называется мировоззренческим и ближе всего подходит к философии и религии.
Вместе с тем, это не означает, что философия игнорирует поиски ответов на вопросы технологического, эмпирического и теоретического блоков; ее интересуют и выявление сути, и причины, и механизмы развития. Однако приоритетным для философского знания является все же поиск смыслов: смысла бытия, смысла истории, смысла жизни.
Это объясняет постоянное обращение философов к так называемым «вечным вопросам»: «Что есть мир?», «Что есть человек?», «Какое место он занимает в мире?», «Может ли он что-то изменить?». Вопросы эти считаются вечными не потому, что их принципиально нельзя решить, а потому, что перед каждым новым поколением они встают в новых исторических условиях и требуют нового переосмысления. Человек более комфортно чувствует себя в мире, который он понимает, может объяснить.
В процессе познания и преобразования мира в сознании человека происходит расщепление действительности на объективную и субъективную реальность. Объективная реальность существует независимо от сознания, вне сознания и должна быть этим сознанием познана и освоена. Субъективная реальность есть внутренний мир человека, содержание его сознания (знания, идеалы, мотивы поведения, целевые установки, волевая активность и свобода). Проблема соотношения этих двух видов реальности составляет содержание основного вопроса философии.
В классической форме этот вопрос был сформулирован Ф.Энгельсом: это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Этот вопрос имеет две стороны:
1) Что первично: человек или мир, сознание или материя?
2) Познаваем ли мир?
В зависимости от вариантов ответа на первую сторону основного вопроса философии, мыслители разделились на материалистов и идеалистов.
Материалисты (от лат. materialis – вещественный) исходят из того, что первична материя, объективная действительность, природа, а дух, сознание – лишь свойство материи. Первичность материи предполагает ее вечность, несотворимость и неуничтожимость. По своей сути материализм является реалистическим мировоззрением, стремящимся понять материальный мир «из него самого», не вводя никаких посторонних для мира сил – богов, идеи и т.д. Основными историческими формами материализма являются: стихийный (наивный) материализм древних (Фалес, Демокрит); механистический материализм XVII-XVIII вв. (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, П.-А.Гольбах, К.-А.Гельвеций); диалектический материализм (К.Маркс, Ф.Энгельс).
Идеалисты (от греч. ιδέα – идея) признавали исходным, первичным началом всего сущего дух, идею, сознание. Существует две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективные идеалисты (Платон, Аристотель, Г.-В.-Ф.Гегель) считают идеальное, духовное существующим объективно, т.е. независимо от человека. Субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм, Э.Мах) полагают идеальное формой только внутреннего человеческого опыта.
Попытка найти компромисс между материализмом и идеализмом получила название дуализма. Дуалисты исходят из того, что материя и дух – два независимых рядоположенных начала.
В зависимости от ответа на вторую сторону основного вопроса философии философы разделились на гносеологических (познавательных) оптимистов и пессимистов. Большинство философов (все материалисты и многие идеалисты) положительно отвечают на вопрос о возможности познания мира. Вместе с тем есть философы, высказывающие сомнение в возможностях познания мира – скептики (от греч. σκεπτικός – ищущий, рассматривающий, исследующий) или прямо отрицающие такую возможность – агностики (от греч. άγνωστος – недоступный познанию). Подобная философская позиция отражает объективные трудности познавательного процесса. И скептики, и агностики не сомневаются в самом факте получения человеком знания, они подвергают сомнению адекватность, объективность нашего знания.
Вместе с тем, признавая важность основного вопроса философии, современные философы идут дальше в понимании круга философских проблем. Помимо зафиксированных Ф.Энгельсом аспектов, называются и другие варианты основного вопроса философии. Многие философы, начиная от Сократа, связывали философскую проблематику с человеком, смыслом его бытия и предназначения. Так, И.Кант суть философии выразил в трёх знаменитых вопросах: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? И он пришёл к выводу, что все три вопроса можно свести к одному: «Что есть человек»? А.Камю считал основным вопросом философии вопрос о том, что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой? – т.е. необходимость соотнесения философского знания с человеком и его уникальным бытием.
Основной вопрос философии позволяет подойти к определению предмета философии. «Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство».[1]
Важно подчеркнуть, что предмет философии исторически подвижен, конкретен, его трактовка претерпевала эволюцию, а вместе с ней изменялось и понимание самой философии. В разные времена под философией понималась любовь к мудрости, наука, тип мировоззрения, форма общественного сознания, искусство, идеология, форма культура и т.п. Отмечая эту вариативность в понимании предметного самоопределения философии, следует указать, что сквозной философской проблематикой была и остается проблема человека. «Сокровенная цель философии (как и религии) – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям»[2].
Таким образом, философия – это развивающаяся система знаний о всеобщих свойствах вещей, процессов, об их взаимных связях и зависимостях; о мире в целом, его всеобщих законах развития; о законах деятельности и смысле жизни человека.
Философия как теоретическая дисциплина включает следующие разделы:
Онтология (от греч. οντα, род, падеж οντως – сущее и λόγος – учение) – учение о бытии, ставит проблемы: что есть мир, каковы его всеобщие черты;
Гносеология (от греч. γνωσις – знание и λόγος – учение) – теория познания, включает проблемы познаваемости мира, сущности познания, истины и её критериев;
Методология (от греч. μέJοδος – путь, способ и λόγος – учение) – учение о наиболее целесообразных способах достижения знаний, истины;
Аксиология (от греч. αξία – ценность и λόγος – учение) – учение о ценностях (духовных – эстетических, нравственных, религиозных и др.).
Кроме того, выделяют также социальную философию и философию истории, философскую антропологию (от греч. άνJρωπος – человек и λόγος – учение) – учение о человеке.
Особое место в философии занимает история философии, которая в отличие от истории специальных, технических наук, составляет органическую часть предмета философии, о чем будет идти речь в последующих разделах курса философии.
3. Функции философии, её роль в формировании мировоззренческой культуры личности. В современной философской литературе выделяется большое количество разнообразных функций философии, которые, на наш взгляд, могут быть сведены к следующим: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, гуманистическая.
Мировоззренческая функция направлена на формирование и развитие мировоззрения личности, которое соответствовало бы данному уровню ценностей, практики, науки, общества в целом. Следует подчеркнуть, что мировоззрение может складываться и стихийно, однако, изучение философии помогает человеку ставить и решать мировоззренческие проблемы на теоретическом уровне, сознательно формировать убеждения.
Итогом мировоззренческих исканий является картина мира.
Картина мира – одна из форм мировоззренческого воспроизведения объективной реальности в общественном сознании, которая является образом освоенной на практике действительности.
Собственно говоря, специфические картины мира существуют во всех исторически изменчивых типах мировоззрения. Можно говорить о мифологической, религиозной, научной картинах мира.
Так, мифологическая картина мира представляет собой целостное и нерасчлененное единство тематических и сюжетных линий, основных смыслообразов, соответствующих уровню миропонимания человека, ее создающую. Религиозная картина мира по преимуществу дуалистична. В ней акцентируется момент удвоения мира и указания на превосходящие человека силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы таинственны, могучи, чудодейственны, обладают принципиально иными качествами, чем те, которые знакомы человеку по обыденной жизни. Мир божественного детерминирует людей и в их физическом бытии, и в ценностном строе.
Еще в середине прошлого века в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско-картезианская картина мира. Рационально-механистический образ мира, сформировавшийся в трудах И.Ньютона, Р.Декарта и их последователей, демонстрирует нам мир как единый и единственный, подчиненный жестким законам. Физикалистски понятая действительность – гигантские космические просторы, в которых движутся по четким траекториям массы материи – не несет в себе никакой необходимости появления сознания. Вся история Вселенной, начиная от «большого взрыва» до современности, предстает как результат слепого и стихийного движения материальных масс. Человек тут – случайный и побочный продукт (эпифеномен) космической эволюции. Отсюда вытекает индифферентность классической науки к проблемам человека, его судьбе, целям и ценностям, которые выглядят курьезными нелепостями в грандиозной машине бессмысленной Вселенной.
Общая теория относительности А.Эйнштейна, учение о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского, работы И.Пригожина и Г.Хакена, посвященные синергетике, последние исследования в области химии, генетики, психологии значительно расширяют наши представления об окружающем мире, а главное, о месте и роли человека в нем. Введение в научный оборот в качестве объяснительного антропного принципа означает необходимость учета позиции мыслящего и действующего субъекта. «Мир таков, каков есть, потому что это мы глядим на него, и всякое изменение в нас, в нашем взгляде, в нашем самочувствии и самосознании меняет картину мира. «Чисто объективное» ее описание – невозможно».[3] Современная научная картина мира динамична и противоречива, временами она заводит обыденное мышление в тупик. Например, согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время не линейно. Поток времени не есть равномерным и однородным, а зависит от позиции наблюдателя. Вопрос о «вечности жизни» был теоретически поднят В.И.Вернадским. Вселенная оказывается единой во всех своих пластах, живой, развивающейся, восходящей на новые ступени бытия.
Существующие и конкурирующие философские картины мира строятся вокруг отношения «мир – человек» или «человек – мир». Объективистские картины мира отстаивают приоритет окружающей реальности, которая не зависит от желаний человека комментировать ее. Субъективистские картины мира, напротив, разбивают мир на множество субъективных мирков. Вся действительность преломляется через уникальное «Я» человека, а потому трудно сказать, существует ли вообще что-либо объективное. Не впадая в крайности объективизма и субъективизма, необходимо отметить, что окружающий человека мир – драматическое единство субъективного и объективного. При этом философы ничего не принимают на веру, во всем сомневаясь и первыми подвергая «атаке» область неизвестного.
Методологическая функция характеризует отношение философии к конкретным наукам и другим формам сознания и практики. Обобщая достижения научных и вненаучных форм познания, философия вырабатывает систему наиболее общих правил, приемов, принципов познавательной и практической деятельности людей. Эти приемы и принципы носят универсальный характер. Тем самым философия выступает всеобщей методологией по отношению к конкретному, прежде всего, научному познанию. Она выдвигает исходные принципы познания, устанавливает логическую связь между конкретными методами и формами познания.
Аксиологическая функция философии обеспечивает обоснование определенной системы ценностей: экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, тем самым, предоставляя человеку устойчивую систему смысловых координат для его деятельности.
Гуманистическая функция «напоминает» человеку о его Человеческом предназначении. С момента своего возникновения философия всегда несла в себе гуманистическое начало, проявляющееся в познании человека в единстве всех его сторон, в поиске его сущности и смысла жизни, в раскрытии тайны рождения и смерти, в исследовании принципов взаимодействия человека с природой, индивида с обществом, в выработке общественного идеала, в котором были бы созданы оптимальные условия для развития каждого человеческого индивида.
Особое значение гуманистическая функция приобретает в кризисные периоды жизни общества. Изменение образа жизни современного человека под воздействием обострившихся и нарастающих глобальных проблем, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, привели к отчуждению человека от своей сущности. В этих условиях человек становится «одномерным» человеком в профессиональном, семейном, бытовом и других отношениях. Философия стремится вернуть человеку целостность и полноту бытия, укрепить его дух, сделать его сопричастным к творчеству бытия.
Возможно, изучив комплекс конкретных учебных дисциплин в вузе, можно стать хорошим специалистом, и это будет очень важным жизненным успехом. Но человек является слишком многосторонним существом, чтобы ограничить своё существование только рамками своей специальности. Он связан и другими человеческими отношениями, у него есть и иные потребности и интересы, а также мир общения и чувств. Недостаточное внимание к каждой из этих сторон может привести к серьёзному внутреннему духовно-психологическому разладу. Философия, рассматривая человека как целостное существо в единстве всех его сторон, в единстве с природой и обществом, способна помочь человеку привести себя в гармонию с самим собой и с окружающим миром и просто быть счастливым.
И в границах своей профессии творческие возможности специалиста значительно возрастут, если он в достаточной степени использует духовно-ителлектуальный потенциал философии. Последняя, осмысливая уже достигнутые результаты деятельности и познания, пытается «заглянуть» за пределы известного, ставит новые вопросы и стремится дать ответы на них.
Философия даёт человеку духовные ориентиры, учит его оценивать собственную жизнь не только масштабами сегодняшнего дня, возвращает его к вечности, придаёт осмысленность его существованию в будущем.
Тема 2