Понятие диалектики, ее исторические формы
Диалектика представляет собой один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика – это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия и развития всего сущего.В той области философского знания исследуется прежде всего сам процесс развития. Кратко говоря, диалектика – это философская теория развития. Вместе с тем она есть также и способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамичное целое.
Диалектика раскрывает картину мира как вечного процесса смены форм, состояний и эпох. По определению Ф.Энгельса, диалектика есть наука о связях в мире, о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Следует обратить внимание и на то, что в философии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем мире. Напротив, субъективная диалектика есть всего лишь отражением человеческих мыслей и представлений.
К числу наиболее важных для диалектики вопросов относят прежде всего такие, как «Что такое развитие?», «Почему оно происходит?», «Как оно протекает?», «Куда направлено развитие?». Размышление над ними позволяет вскрыть глубинные пласты материального мира, исследовать пружины и механизмы его развития. Диалектическая традицияявляется весьма древней pi весомой для философии. Она представлена во многих школах и учениях в виде тех или иных исторических форм диалектики .
Стихийная диалектикав античной философии была результатом простого созерцания мира древними греками. Осмысление природы движения имело место уже в школе злеатов (Парменид, Зенон). Сократ видел в диалектике способ сочетания противоположных мнений и поиска истины. Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира. Основателем же диалектической традиции принято считать Гераклита, который дал образец диалектического подхода pi сформулировал важнейшие идеи диалектического мировоззрения. Гераклит считал, что природа представляет собой единое целое («огонь», «мировой пожар», «космос»). В данном случае образ огня использовался философом как символ вечной динамики и неукротимости могучего мира. Все сущее в этом мироздании изменчиво, все течет, pi нет ничего застывшего. Все состоит из противоположных начал, все взаимодействует. Борьба противоположностей является ИСТОЧНР1КОМ развития всего сущего и главным законом мира. Она - отец всего и царь над всем. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное pi преходящее, Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото pi т.д. Мир есть сплошной потоквозникновения и уничтожения, объединения и распада.
Диалектический подход в эпоху средних веков прослеживается в творчестве ряда мыслителей. Так, П.Абеляр использовал диалектику в качестве способа достижения истины путем обсуждения различных суждений. А.Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив в ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти. Ф.Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархичности, т.е. упорядоченности мира, сотворенного Богом.
Диалектика в философии pi естествознании эпохи Возрождения и Нового времени развивалась такими мыслителями, как Д.Бруно, Н.Коперник, Р.Декарт, Б.Спиноза и Н.Кузанский. С позиций диалектики они расследовали развитие природы как единого целого, выделяли и анализировали в ней взаимосвязи и противоречия. Например, Н.Кузанский рассматривал мир как единство конечного и бесконечного, как огромный космический универсиум. Универсиум есть единое во многом,пронизанное беспрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики является Бог как возможность и причина всего сущего. Однако в силу господства механики и математики в то время все еще преобладала механистическая картина мира как проявление метафизического мышления. Позже, в XVIII в. во французском Просвещении была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж.Кондорсе, Ф.Вольтер и др.). Ж.Ж.Руссо сформулировал интересные идеи о происхождении социального неравенства в истории. Так диалектическая традиция стала постепенно укреплять cbopi позиции в науке и философии.
Идеалрютическая диалектика в немецкой классической философии занимает особое место в истории философской мысли. В ее рамках И.Гердер обосновывал идею развития мировой культуры, смены ее форм и состояний. И .Кант расследовал логику движения познавательного процесса, вскрыв антршомии (противоречия) этого процесса. Ф.Шел-линг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней градации (иерархии).
Наибольший вклад в развитие диалектики внес Г.Гегель. Он исходил из того, что источником развития всего сущего является абсолютная идея («мировой разум»), которая воплощает себя в различных формах бытия — в природе, в обществе и т.д. В.С.Соловьев писал в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, которую сбрасывает в своем движении «змея абсолютной диалектики». Гегель особо выделял роль противоречиякак внутреннего источника и движущей силы развития, характеризуя его как «корень всякого движения» и всякой «жизненности», любого развития.
Основная же заслуга Г.Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он, по словам Ф.Энгельса, впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса,т.е. закономерной смены форм и состояний Им было разработано учение о всемирной истории («европоцентризм»). Немецкий мыслитель убедительно показал, что окончательные, завершенные результаты познания и практики невозможны. Гегель сформулировал законы диалектики, которые дают представление об источниках, механизмах и формах развития. Вместе с тем его философия была, по словам Ф.Энгельса, «колоссальным недоноском», поскольку она признавала развитие лишь за абсолютной идеей. Тем самым природа лишалась внутреннихисточников развития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двигаясь как бы по замкнутому кругу. Духовное рассматривалось Гегелем как нечто несравненно более высокое, нежели природное. В этом смысле диалектика Гегеля была, по выражению К.Маркса, искажена и перевернута с ног на голову, затушевывая тем самым подлинные причины развития природы и общества.
Материалистическая диалектикав классической марксистской философии в корне отличалась от диалектики Г.Гегеля, хотя и имела тесную связь с ней. Маркс и Энгельс освободили гегелевскую диалектику от мистической формы и сохранили ее основное рациональное зерно - идею развития, превратив ее в инструмент философского исследования мира. Ф.Энгельс любил подчеркивать, что природа движется в вечном потоке и круговороте, что она является «пробным камнем» для диалектики. В марксизме идея развития была применена к изучению исторических явлений, прежде всего — социально-классовых отношений, истории частной собственности, государства и других институтов общества. Диалектика как теория и метод в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунистической идеи. Основоположники марксизма подчеркивали, что диалектика ни перед чем не преклоняется и по существу своему критична и революционна. Они отмечали, что для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. По определению В.И.Ленина, диалектика - это «живая душа» марксизма. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что диалектика как теория развития и метод мышления является значительным пластом истории философской мысли. Ее основная идея — идея развития всего сущего — явилась отражением в философии прогрессивного, т.е. восходящего развития человечества.