Принципы научного познания
1. Причинность.
В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями.
2. Критерий истины.
Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна.
3. Относительность научного знания.
Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено.
опыт - это повседневный обыденный опыт людей, это мир чувств, переживаний и активности человека, сфера его обычной жизнедеятельности.
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.
На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.
Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.
Уровень философских предпосылок, философских оснований. Определенные идеи философского характера вплетены в ткань научного знания, воплощены в теориях.
Теория из аппарата описания и предсказания эмпирических данных превращается в знания тогда, когда все ее понятия получают онтологическую и гносеологическую интерпретацию.
84. Детерминанты и характерные черты образа науки в условиях антропогенной цивилизации.
Переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной (антропогенной) - в результате научно-технической революции.
В экономической сфере:
* преобладание так называемой третичной сферы в экономике – сферы науки, образования, услуг
* социальная направленность экономики: производство товаров массового потребления, развитие сферы услуг
* основная сфера экономической деятельности – сфера услуг
* индивидуализация производства и потребления
* увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утрате господствующих позиций массовым производством
* устранение тяжелого и монотонного физического труда
* ведущая роль науки, знаний и информации
* развитие информационной техники и технологий, внедрение информационных технологий во все сферы
* применение ресурсосберегающих технологий (замена природного сырья синтетическим сырьём), развитие высоких и безлюдных технологий, автоматизация и компьютеризация производственных процессов
* превращение информации в главный стратегический ресурс мировой экономики, интеграция национальных, региональных и мировых экономик на базе информационных технологий и телекоммуникаций
В социальной сфере:
* стирание классовых различий
* ликвидация социальной поляризации и рост удельного веса «среднего класса»
* возникновение нового интеллектуального класса профессионалов и технических специалистов (решающая роль в функционировании и развитии общества)
* изменение структуры профессиональной занятости населения, преобладание доли категорий населения, связанных с производством, распространением, хранением, передачей информации
* закрепление за уровнем образования и знания роли главного фактора, определяющего социальный статус личности, социального слоя и социальную структуру в целом
* тенденция к деурбанизации (отток населения из больших городов в пригороды)
В политической сфере:
* развитие правовой регуляции общественных отношений
* замена представительной демократии непосредственной демократией (принятие решений избирателями посредством электронной связи)
* расширяются возможности местного муниципального самоуправления → децентрализация общественно-политической жизни
В духовной сфере:
* в центре – человек, его индивидуальность → антропогенная цивилизация
* возрастающая зависимость повседневной жизни общества от средств массовой информации, видеопродукции, рекламы и т.д.
* наука – производительная сфера
* высокий уровень образования населения, осознание проблемы функциональной неграмотности
Главная цель – повышение творческого потенциала личности и её информационной среды.
Составляющие этой среды: медиатизация, компьютеризация, интеллектуализация.
· медиатизация: процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
· компьютеризация: процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
· интеллектуализация: процесс развития способности восприятия и порождения новой информации, включая использование средств искусственного интеллекта.
Проблемы
1.обеспечение свободного доступа к национальным информационным ресурсам как важнейшее условие соблюдения конституционного права на информацию;
2.развитие информационной (компьютерной) психологии человека;
3.развитие социальной информатизации общества (языковая коммуникация, информационная безопасность личности, защита от компьютерной преступности);
4.информационная экология общества в социальной и природной среде;
5.разработка мер по преодолению интеллектуальной эмиграции;
6.адаптация людей с ограниченными физическими возможностями к современной информационной среде;
7.изменение роли труда в жизни общества, развитие новых стимулов трудовой деятельности;
8.предотвращение формирования общества потребления, ведущего к его деградации.
85. Содержание «этоса науки». Предпосылки возникновения и осознания
необходимости соблюдения моральных норм в системе научного познания.
ЭТОС НАУКИ — совокупность нравственных представлений и моральных ограничений, связанных с постижением роли науки в общественной жизни, в судьбе человечества, раскрытием специфики науки и возможностей научного познания. Некоторые формы общественного сознания, напр. религия, философия, этика, имеют отчетливо выраженное ценностное измерение. К науке это относится в меньшей степени, ибо она не отвечает на вопросы: зачем? во имя какой цели? каков смысл бытия? По самому своему определению наука призвана дать объективную картину мира.
В 20 в. ученые и философы заговорили о том, что наука, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание технизированного мира рождают недоверие к науке. Она, по мнению многих философов, утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она пытается все разъять, расчленить.
Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что наука не располагает пока целостной картиной мира.
Содержание истины как гносеологической проблемы.
Словарь современной философии определяет понятие “истина” следующим образом: “Истина (греч. aletheia, букв. -- “нескрытность”) -- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения познания к ней является заблуждение. Особое внимание, я считаю, нужно уделить такому вопросу, как критерии истины. Истины бывают эмпирические и теоретические. Эмпирия -- это опыт. Из опытов мы выносим представление о каких-либо частных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны, не претендуют на статус закона и могут быть легко опровергнуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.