Принципы научного познания

1. Причинность.

В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями.

2. Критерий истины.

Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна.

3. Относительность научного знания.

Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено.

опыт - это повседневный обыденный опыт людей, это мир чувств, переживаний и активности человека, сфера его обычной жизнедеятельности.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.
На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.

Уровень философских предпосылок, философских оснований. Определенные идеи философского характера вплетены в ткань научного знания, воплощены в теориях.
Теория из аппарата описания и предсказания эмпирических данных превращается в знания тогда, когда все ее понятия получают онтологическую и гносеологическую интерпретацию.

84. Детерминанты и характерные черты образа науки в условиях антропо­генной цивилизации.

Переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной (антропогенной) - в результате научно-технической революции.

В экономической сфере:

* преобладание так называемой третичной сферы в экономике – сферы науки, образования, услуг

* социальная направленность экономики: производство товаров массового потребления, развитие сферы услуг

* основная сфера экономической деятельности – сфера услуг

* индивидуализация производства и потребления

* увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утрате господствующих позиций массовым производством

* устранение тяжелого и монотонного физического труда

* ведущая роль науки, знаний и информации

* развитие информационной техники и технологий, внедрение информационных технологий во все сферы

* применение ресурсосберегающих технологий (замена природного сырья синтетическим сырьём), развитие высоких и безлюдных технологий, автоматизация и компьютеризация производственных процессов

* превращение информации в главный стратегический ресурс мировой экономики, интеграция национальных, региональных и мировых экономик на базе информационных технологий и телекоммуникаций

В социальной сфере:

* стирание классовых различий

* ликвидация социальной поляризации и рост удельного веса «среднего класса»

* возникновение нового интеллектуального класса профессионалов и технических специалистов (решающая роль в функционировании и развитии общества)

* изменение структуры профессиональной занятости населения, преобладание доли категорий населения, связанных с производством, распространением, хранением, передачей информации

* закрепление за уровнем образования и знания роли главного фактора, определяющего социальный статус личности, социального слоя и социальную структуру в целом

* тенденция к деурбанизации (отток населения из больших городов в пригороды)

В политической сфере:

* развитие правовой регуляции общественных отношений

* замена представительной демократии непосредственной демократией (принятие решений избирателями посредством электронной связи)

* расширяются возможности местного муниципального самоуправления → децентрализация общественно-политической жизни

В духовной сфере:

* в центре – человек, его индивидуальность → антропогенная цивилизация

* возрастающая зависимость повседневной жизни общества от средств массовой информации, видеопродукции, рекламы и т.д.

* наука – производительная сфера

* высокий уровень образования населения, осознание проблемы функциональной неграмотности

Главная цель – повышение творческого потенциала личности и её информационной среды.

Составляющие этой среды: медиатизация, компьютеризация, интеллектуализация.

· медиатизация: процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

· компьютеризация: процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

· интеллектуализация: процесс развития способности восприятия и порождения новой информации, включая использование средств искусственного интеллекта.

Проблемы

1.обеспечение свободного доступа к национальным информационным ресурсам как важнейшее условие соблюдения конституционного права на информацию;

2.развитие информационной (компьютерной) психологии человека;

3.развитие социальной информатизации общества (языковая коммуникация, информационная безопасность личности, защита от компьютерной преступности);

4.информационная экология общества в социальной и природной среде;

5.разработка мер по преодолению интеллектуальной эмиграции;

6.адаптация людей с ограниченными физическими возможностями к современной информационной среде;

7.изменение роли труда в жизни общества, развитие новых стимулов трудовой деятельности;

8.предотвращение формирования общества потребления, ведущего к его деградации.

85. Содержание «этоса науки». Предпосылки возникновения и осознания
необходимости соблюдения моральных норм в системе научного познания.

ЭТОС НАУКИ — совокупность нравственных представлений и моральных ограничений, связанных с постижением роли науки в общественной жизни, в судьбе человечества, раскрытием специфики науки и возможностей научного познания. Некоторые формы общественного сознания, напр. религия, философия, этика, имеют отчетливо выраженное ценностное измерение. К науке это относится в меньшей степени, ибо она не отвечает на вопросы: зачем? во имя какой цели? каков смысл бытия? По самому своему определению наука призвана дать объективную картину мира.

В 20 в. ученые и философы заговорили о том, что наука, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание технизированного мира рождают недоверие к науке. Она, по мнению многих философов, утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она пытается все разъять, расчленить.

Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что наука не располагает пока целостной картиной мира.

Содержание истины как гносеологической проблемы.

Словарь современной философии определяет понятие “истина” следующим образом: “Истина (греч. aletheia, букв. -- “нескрытность”) -- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения познания к ней является заблуждение. Особое внимание, я считаю, нужно уделить такому вопросу, как критерии истины. Истины бывают эмпирические и теоретические. Эмпирия -- это опыт. Из опытов мы выносим представление о каких-либо частных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны, не претендуют на статус закона и могут быть легко опровергнуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.

Наши рекомендации