Конспектирование философских произведений

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

«СУТТАПИТАКА»

Буддизм в Индии возник в VII-VI веках до н.э. Его основателем является Будда, годы жизни которого точно не установлены. Авторитетнейшим источником раннего буддизма является «Трипитака» (на санскрите) или «Типитака» (на языке пали), т.е. «Три корзины» – канонические собрания текстов школ классического буддизма. К числу этих текстов относятся Винаяпитака – «Корзина дисциплинарных правил», Суттапитака – «Корзина наставлений» и Абхидхармапитака – «Корзина доктрин».

«Суттапитака» является древнейшей и основной частью Типитаки и имеет наибольшее философское значение. Буддизм относится к числу тех учений древней Индии, которые отрицательно относились к Ведам и понятиям ведической философии – брахмана, атмана и др. В «Суттапитаке» это и находит свое выражение, поскольку в ней предлагается не столько метафизическое, сколько этическое учение.

Вопросы для конспектирования

1. Какие, согласно Будде, существуют два бесполезных пути жизни человека, и что собой представляет «срединный путь»?

2. Что такое «восьмеричный путь», к чему он ведет?

3. В чем состоят «четыре благородные истины»?

4. В чем заключается суть «закона зависимого возникновения»?

5. Что означает мысль, согласно которой «мир – это пустота»?

6. Что собой представляет нирвана?

Источник:Антология мировой философии: древний Восток. – Минск-Москва, 2001. С.497-512.

ЛАО-ЦЗЫ. «ДАО ДЭ ЦЗИН»

Лао-цзы (VI-V века до н.э.) – философ древнего Китая, легендарный основатель даосизма, главным философским памятником которого является «Дао дэ цзин» – «Книга о дао и дэ». Ключевыми принципами даосизма являются следующие принципы:

1. отказ от рассмотрения бинарных, противостоящих друг другу понятий, стремление преодолевать ограниченность альтернатив, что должно вести к сверхсознательному слиянию с «путем» природы (дао);

2. предпочтение знания «откровенного», т.е. стремление к постижению реальности внерациональными средствами;

3. победа без борьбы через демонстрируемую оппоненту слабость и податливость, вводящую в заблуждение;

4. полное доверие к естественному (природному) и неприязнь к искусственному – навязываемым конфуцианской культурой правилами;

5. утверждение принципа «недеяния» как условия успеха любой деятельности, осуществляемой в согласии с дао.

Основной пафос философии даосизма – обличение отклонений человеческой натуры, вызванных навязанной индивиду традицией, призыв возвратиться к простоте и естественности жизни.

Вопросы для конспектирования

1. Что такое дао, каковы его характеристики?

2. Что собой представляет дэ?

3. Как «совершенномудрый» должен строить свою жизнь?

4. В чем состоит принцип «осознанного недеяния»?

5. В чем должна выражаться простая, естественная жизнь людей? Необходимы ли им знания, полученные с помощью разума?

6. В чем состоит искусство управления государством?

Источник:Антология мировой философии: древний Восток. – Минск-Москва, 2001.

ПЛАТОН. «АПОЛОГИЯ СОКРАТА»

Древнегреческий философ Платон (427-347) является одним из величайших мыслителей в истории человечества. Он вошел в философию, прежде всего, под влиянием личности и идей Сократа, которого считал своим учителем. Как известно, Сократ не оставил ни одного произведения, предпочитая стихию беседы, поэтому его идеи дошли до нашего времени благодаря тем, кто слышал и записывал его беседы. В их числе был и Платон.

«Апология Сократа» (с греч. апология – «защита») представляет собой уникальный философский и исторический документ: это речи Сократа в свою защиту во время судебного процесса над ним до и после вынесения ему обвинительного приговора, а также незадолго перед казнью. Мы узнаем из них о жизни Сократа, понимаем, какой личностью он был, какие философские идеи отстаивал, в чем усматривал свое призвание и т.д.

Вопросы для конспектирования

1. Какие обвинения были выдвинуты против Сократа?

2. Что предпринял Сократ, когда оракул возвестил, что мудрее Сократа никого нет? Какой вывод сделал Сократ?

3. В чем Сократ видел свое призвание? Что говорил ему внутренний голос?

4. Как, по Сократу, следует относиться к смерти?

5. Каково было отношение Сократа к закону?

6. Каким было отношение Сократа к несправедливости?

7. Согласны ли вы с утверждением, что Сократ принял смерть, чтобы не отречься от своих убеждений? Ответ обоснуйте.

Источник:Платон. Сочинения в трех томах. Т.1. – М., 1968.

ПЛАТОН. «МЕНОН»

В проблематике философии Платона изначально под влиянием идей Сократа преобладала этика (вопрос о добродетели и справедливости). Этика разрабатывалась Платоном в тесной связи с вопросами политики (идеальное государство и законодательство). Затем он перешел к психологии (проблема души) и педагогике (проблема воспитания добродетели). Важное место в его воззрениях занимает натурфилософия и учение об умопостигаемом космосе (соотношении чувственного и сверхчувственного миров, Боге-Демиурге, мировой душе, материи) и теория познания (учение о припоминании). Однако эти проблемы у Платона еще не были выделены в самостоятельные разделы философского знания.

Диалог «Менон» содержит ряд важных идей, значимых для понимания философии Платона. Через весь диалог красной нитью проходит проблема нравственной добродетели. В ходе размышления об этом поднимаются и другие проблемы – природы души, познания истины, роли математики в познании, значения поиска истины. Завершается диалог ответом на вопрос об источнике добродетели в человеке и возможности научиться ей.

Вопросы для конспектирования

1. Платон называет множество человеческих добродетелей. Что у них общего, по его мнению?

2. Какими особенностями обладает человеческая душа?

3. В чем состоит подлинное знание и как оно достигается?

4. В чем заключается значение математики для познания?

5. Для чего человеку нужно стремиться к поиску истины?

6. В чем заключается, по мнению Платона, различие между «правильным мнением» и «знанием»?

7. Почему Платон критикует софистов?

8. Каков источник добродетели в человеке?

Источник: Платон. Сочинения. В 4 т. Т.1. – М., 1990.

АРИСТОТЕЛЬ. «ПОЛИТИКА»

Аристотель (384-322) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, величайший ученик Платона, создатель одного из самых обстоятельных философских систем в Античности.

Философия Аристотеля подразделяется на теоретическую, цель которой – знание ради знания, практическую, цель которой – знание ради деятельности, и пойетическую, цель которой – знание ради творчества. Теоретическая философия включает в себя физическую, математическую и первую, практическая – этику и политику, пойетическая – риторику и поэтику. Теоретические науки обладают приматом над практическими и пойетическими, первая философия – над остальными теоретическими науками.

В труде «Политика» Аристотель, оспаривая во многом модель идеального государства Платона, предлагает свою трактовку причин возникновения, структуры, сущности государства. Обобщая политический опыт большого числа древнегреческих полисов, Аристотель предлагает типологию форм государственного устройства, определяет, какая из них является если и не идеальной, то наиболее оптимальной, соответствующей социальным, экономическим и политическим реалиям того времени.

Для конспектирования необходимы книги 1-4 произведения.

Вопросы для конспектирования

1. Какова природа человека, согласно воззрениям Аристотеля?

2. Как возникло государство, из каких элементов оно состоит?

3. Каково соотношение государства как целого и его частей?

4. Какое определение дает Аристотель государству?

5. Почему Аристотель критикует учение Платона о государстве?

6. Как Аристотель обосновывает необходимость рабства?

7. Какие формы государственного устройства выделял Аристотель? Какую характеристику он дает каждой из них?

8. Какая форма государственного устройства является наилучшей?

Источник:Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4. – М., 1983.

РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ТЕРТУЛЛИАН. «О ДУШЕ»

Самым значительным представителем латинской апологетики был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок.160-после 220). В отличие от других апологетов (Филона, Климента, Оригена), которые подчеркивали общность языческой мудрости и христианской религии, он стремился провести четкую границу между языческой философией и христианской религией, показать пределы разума и очертить поле веры.

Тертуллиан подчеркивает бездоказательную, не требующую разумных оснований убедительность христианской веры («научая, убеждает, а, не убеждая, научает») в отличие от рационализированной мудрости древних. Абсурдность и бездоказательность организуют область веры («верую, ибо абсурдно») и отграничивают ее от разумного знания, стремящегося к логической доказательности. Поэтому путь к вере лежит не через рациональное обоснование ее догматов, а простое принятие откровения в сочетании с постижением душой врожденных ей Богом христианских истин.

Вопросы для конспектирования

1. Как Тертуллиан решает проблему разграничения веры и знания, христианской религии и языческой мудрости? Каково поле веры?

2. Каково отношение Тертуллиана к раннехристианской экзегетике?

3. Каково учение о Боге и тринитаризм Тертуллиана?

4. Как Тертуллиан понимал природу человека и свободы выбора?

5. Какова социальная доктрина Тертуллиана? Как он решает проблему религиозной толерантности?

Источник:Тертуллиан. Избранные сочинения. – М., 1994.

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ. «ИСПОВЕДЬ»

Аврелий Августин (354-430) – христианский философ и теолог, крупнейший представитель латинской патристики, заложивший основы не только средневековой философии, но и всей средневековой культуры; признан святым католической Церковью.

Можно сказать, что знаменитая «Исповедь» написана случайно. В конце 394 г. пресвитер города Нола Паулин, интересовавшийся чужим религиозным опытом, попросил друга Августина Алипия написать для него автобиографию. Этот жанр к концу IV н.э. имел устойчивую традицию. Рассказы о переходе в христианскую веру были популярны. Сложилась и структура автобиографических книг: рассказ о жизни до обращения, путь искания истины, озарение, нисхождение благодати, рассказ о преимуществах новой жизни. Алипий попросил написать за себя Августина, что он и сделал. Впоследствии, по просьбе Паулина, Аврелий написал и свою биографию, которую называл «Confessiones» – «Исповедь».

Название (сonfessiones – признания) объединяет три значения понятия сonfessio (покаяние в грехах; благодарение Господу; исповедание веры) и связывает первые девять, переходную десятую и заключительные три книги работы. В «Исповеди» показан итог, к которому придет всякий христианин, удачно объединены, с одной стороны, вечные, необходимые для каждого христианина истины, с другой – путь конкретного человека к ним.

Для понимания философских взглядов Августина наиболее ценны последние четыре книги «Исповеди».

Вопросы для конспектирования

1. Какое учение избрал Августин как основу своей философии?

2. Как Августин доказывает существование Бога?

3. Как Августин рассматривает вопрос о Боге и мире?

4. Какой знаменитый вопрос поставил Августин в «Исповеди»?

5. В чем Августин усматривал сущность человека?

6. Насколько опыт личной жизни Августина способствовал формированию его учения о человеке?

7. Какие антропологические проблемы поставлены и решены Августином в «Исповеди»?

8. Как Августин рассматривал вопрос о составе человека, соотношении в нем тела, души и духа?

9. В чем Августин усматривал предназначение человека?

Источник:Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992.

ФОМА АКВИНСКИЙ. «СУММА ТЕОЛОГИИ»

Фома Аквинский (1225-1274) наряду с Аврелием Августином, являлся одним из крупнейших философов и теологов Средневековья. Его философская система получила название томизма, в которой он подвел итоги философских и богословских исканий зрелой схоластики, систематизировал их. Главный труд Фомы Аквинского – «Сумма теологии» – является результатом его размышлений.

Для прочтения и конспектирования предлагаются вопросы 1 и 2, как они обозначены в этом произведении. В них Фома Аквинский рассматривает проблемы бытия Бога, возможности его рационального обоснования, соотношения теологии и философии, разума и веры. Для взглядов Фомы Аквинского было характерно стремление рассматривать вероучение в свете здравого смысла, «естественного» рассудка, над которым надстраиваются сверхъестественные догмы.

Вопросы для конспектирования

1. Какое знание, помимо философского, необходимо человеку, на что оно должно опираться?

2. Наличие каких двух типов наук отмечает Фома Аквинский?

3. Является ли священное учение (теология) наукой? Может ли оно быть доказательным? Превосходит ли оно другие науки?

4. В каком отношении друг к другу находятся философия и священное учение (теология) и, соответственно, разум и вера?

5. Является ли существование Бога для человека самоочевидным? Может ли разум обосновать бытие Бога?

6. Какие пути доказательства бытия Бога приводит Фома Аквинский?

7. Как Фома Аквинский отвечает на следующее возражение по вопросу о бытии Бога: «Если Бог существует, в мире не может быть никакого зла. Но в мире есть зло; следовательно, Бог не существует»?

Источник:Аквинский Ф. Сумма теологии. Часть 1. – Киев-Москва, 2002.

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА. «РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА»

Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения, один из самых ярких сторонников господствовавшего в эту историческую эпоху учения гуманизма.

В 1489 году он опубликовал «900 тезисов», взятых из известных ему философских и религиозных учений, а отчасти сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме. Введением к «Тезисам» и явилась «Речь о достоинстве человека» – одно из самых знаменитых свидетельств ренессансного антропоцентрического мировосприятия.

Вопросы для конспектирования

1. Как Пико делла Мирандола понимает место человека в мире?

2. Какими возможностями обладает человек, согласно Мирандоле?

3. Можно ли сказать, что человек – это творческий партнер Бога? Ответ обоснуйте.

4. Что значит, что человек – это «скрепа» или «узел» мира?

Источник:Эстетика Ренессанса. Т.1. – М., 1981.

БРУНО ДЖ. «О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ»

Джордано Бруно (1548-1600) – итальянский философ, один из ключевых представителей натурфилософии эпохи Возрождения, создатель учения натуралистического пантеизма. В труде «О причине, начале и едином» Бруно, полемизируя со средневековой философией и развивая учение Н.Кузанского, сформулировал все ключевые идеи своего учения, а именно:

1. существует единая, бесконечная субстанция, основа всех вещей;

2. представление о мировой душе как движущем принципе Вселенной;

3. Бог совпадает с природой, материей, как творческим началом;

4. Вселенная бесконечна и подчинена универсальным законам.

Это произведение написано в форме диалогов; для конспектирования необходимо ознакомиться с диалогами 2, 3 и 5.

Вопросы для конспектирования

1. Что является, согласно Бруно, причиной и началом сущего?

2. Что является свидетельством величия первого начала и причины?

3. Что такое универсальный ум, какую роль он играет в мире?

4. Является мир в целом одушевленным и каждая вещь в отдельности?

5. В каком отношении Бог находится к миру?

6. Какую характеристику Бруно дает материи?

7. Как Бруно характеризует Вселенную?

Источник:Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. – Минск, 1999.

МАКИАВЕЛЛИ Н. «ГОСУДАРЬ»

Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский философ, политик, историк. Не случайно его теоретическая деятельность оказалась неразрывно связана со сферой государственного управления и политики.

Главной работой Н.Макиавелли, посвященной этой проблематике, является трактат «Государь». Государство признается как высшее проявление человеческого духа, а служение ему – целью, смыслом и счастьем человека. Н.Макиавелли отводил воспитательную функцию не Церкви, как это понималось в эпоху Средних веков, а государству, был противником средневековой идеи теократии – подчинения государства Церкви.

Его политическим идеалом была Римская республика. В республиканском строе он видел воплощение идеи сильного государства, ибо она делает гражданина ответственным за его судьбу. Однако республика возможна лишь при условии развитости гражданских добродетелей. Н.Макиавелли противопоставил величие древнего Рима упадку современной ему Италии, который связал с политическим влиянием католической Церкви, которая ослабила устои светской государственности и стремление людей служить государству. В «Государе» и описываются способы создания сильного государства в условиях не развитости в народе гражданских добродетелей.

Вопросы для конспектирования

1. Какова, по Н.Макиавелли, природа человека?

2. Каких принципов правителю следует придерживаться в управлении государством и от чего желательно воздерживаться?

3. Какими качествами должен обладать идеальный государь?

4. Каково соотношение политики и морали, по мнению Н.Макиавелли?

5. Какую роль играет Фортуна в жизни людей и делах государей?

Источник:Макиавелли Н. Государь. – М., 2008.

МОР Т. «УТОПИЯ»

Томас Мор (1478-1535) – английский гуманист, политический деятель и писатель. Известность Мору принесло его произведение «Утопия» (с греческого языка буквально – «Нигдения», т.е место, которого нет). Впоследствии это слово, придуманное Мором, стало нарицательным. В «Утопии» содержится (с оглядкой на учение Платона об идеальном государстве) описание идеального общественного строя вымышленного острова.

Произведение состоит из двух частей. В первой из них содержится критика Мором социальных порядков в современной ему Англии, что составляет контраст со второй частью, в которой дается детальное изображение социальных порядков в Утопии.

Вопросы для конспектирования

1. Какие пороки английского общества отмечает Мор?

2. Какова политическая организация жизни утопийцев?

3. В чем состоит хозяйственная деятельность жителей Утопии?

4. Является ли труд единственным и обязательным занятием утопийцев? Чем они заняты в свободное время?

5. Существует ли в Утопии социальное равенство? Если «да», в чем оно выражается и что является его основой?

6. В чем, согласно представлениям утопийцев, состоит счастье?

7. Существует ли в Утопии религиозная толерантность?

8. Какие идеи гуманизма эпохи Возрождения воплотил Мор в идеале Утопии? Ответ обоснуйте.

Источник:Мор Т. Утопия. – М., 1978.

РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

БЭКОН Ф. «НОВЫЙ ОРГАНОН»

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был родоначальником эмпиризма в философии эпохи Нового времени. Он полагал, что наука и техника будут играть решающую роль в жизни общества. Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед философией, он считал анализ знания и путей его получения.

Этой проблеме Бэкон и посвятил труд «Новый Органон». Раскрывая недостатки дедуктивно-силлогистического метода, он предлагает метод индукции: опираясь не на простое наблюдение, а на эксперимент, ученый должен получать факты, на основе которых можно обрести достоверное знание, используя метод научной индукции. Доказывая необходимость в познании исходить из опыта, Бэкон указывает, во-первых, что нужно различать плодоносные и светоносные опыты, а, во-вторых, учитывать, что разум, идя по пути к истине, встретит множество препятствий («идолов»). Философ убежден, что разум, вооружась настоящим методом, способен преодолеть все трудности. При этом уму следует опасаться двух крайностей: первая представлена в учениях схоластов, вторая – сторонников скептицизма.

Вопросы для конспектирования

1. Какие учения Бэкон высоко оценивает, а какие отвергает?

2. Что может человек, обладающий знанием?

3. Какова оценка Бэконом логики, ее возможностей?

4. Каковы пути, ведущие к познанию истины?

5. Какие существуют в познании природы виды «идолов»?

6. Какова оценка Бэконом роли опыта и эксперимента в познании?

7. Чем «плодоносные» опыты отличаются от «светоносных» опытов?

8. В чем Бэкон видит основной недостаток схоластики?

9. В чем ограниченность методологии эмпириков и догматиков? Какая методология должна, по мнению философа, им противостоять?

10. Какова должна быть форма научной индукции? Какие требования должно к ней применять?

Источник:Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.2, кн.1. – М., 1972.

БЭКОН Ф. «НОВАЯ АТЛАНТИДА»

Это произведение относится к числу утопий, в нем ощущается несомненное влияние труда Т.Мора: в обоих случаях речь идет о социальной организации вымышленного острова (у Бэкона он называется Бенсалем).

Однако в «Утопии» Мора основой хозяйственной деятельности является сельское хозяйство и ремесло; Бэкон рисует проект государственной организации науки. В обязанности «Дома Соломона» как научно-технического центра входит организация и планирование научных исследований и технических изобретений, распоряжение производством и природными ресурсами, внедрение в хозяйство и быт достижений науки и техники.

В повести «Новая Атлантида» воплотился бэконовский идеал экспериментальной науки, приносящей пользу человеку и обществу.

Вопросы для конспектирования

1. В чем состоит цель жителей острова Бенсалем?

2. Каковы основные направления деятельности Дома Соломона?

3. В чем состоит основа науки, по мнению бенсалемцев?

4. Какими техническими изобретениями обладают бенсалемцы?

5. Как распределяются обязанности членов Дома Соломона?

Источник:Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.2. – М., 1972.

Наши рекомендации