Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие. Диалектика как философская теория развития. Современные дискуссии о значении диалектики
Окружающий нас мир постоянно меняется, он развивается, выходит на качественно новые стадии существования. Развитие — закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Философское осмысление Р. означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта. Процесс Р. неоднороден; внутри его обнаруживается диалектическое переплетение разнонаправленных тенденций: общий поток прогрессивного Р. сочетается с изменениями, образующими т. наз. тупиковые ходы эволюции или даже направленными в сторону регресса.
Динамическая организация бытия состоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изменениям Специфика этой динамики воспроизводится в онтологии прежде всего с помощью категорий движения, развития и покоя.
Все изменения, присущие бытию мира, обозначаются понятием движения. При этом под движением понимается не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые изменения состояний предметов и явлений -это и взаимные превращения элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и изменения в клетках организма, и изменения социальных процессов, и изменения духовных феноменов.
Движение внутренне присуще бытию, это его атрибут, коренное, неотъемлемое свойство. Признание неразрывности бытия и движения означает его абсолютность. Движение так же абсолютно, как и бытие. Движение характеризуется чертами внутренней противоречивости.
Противоречивая сущность движения проявляется и в его единстве с покоем. Движение неразрывно связано со своей противоположностью - покоем. Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества, т. е. покой относителен, а движение абсолютно.
Можно выделить два основных типа движения: 1) движение при сохранении качества предмета, системы, когда при различных изменениях сохраняется соответствующий набор признаков, позволяющий говорить о предмете или системе как определенном предмете, отличном от других; 2) тип движения, связанный с преобразованием качества предметов и процессов, с их качественными изменениями или в сторону их усложнения, формирования более сложных систем, или в сторону распада системы на составляющие ее элементы, представляющие собой иные качественные состояния. Процессы, которые связаны с преобразованием качественных состояний предметов, характеризуются как развитие. Тип движения - от низшего к высшему, т. е. движение по восходящей линии, есть прогресс. Противоположное же ему движение - от высшего к низшему, движение по нисходящей линии есть регресс.
Диалектика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.
Основные принципы теории диалектики - прежде всего принципы развития и взаимосвязи. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям развития и находится в определенной зависимости от других явлений.
Формой познания сложных, гибких противоречивых, универсальных связей бытия служат парные категорииД., отраж. противопол. стороны явлений и процессов. Категории диалектики: 1. сущность и явление. 2. содержание и форма. 3. качество и количество. 4. единичное и общее. 5. причина и следствие. 6. необходимость и случайность.
К основным законам материалистической диалектики традиционно относят:закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - изменения рано или поздно нарушают его меру и вызывают переход явления в новое качественное состояние;закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. закон отрицания отрицания- любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств.
Неосновные законы диалектики :закон соотношения единичного и общего: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления;закон соотношения необходимости и случайности: необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими.;закон соотношения содержания и формы: содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс;закон соотношения причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин;закон соотношения возможности и действительности: развитие есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями;закон соотношения сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность; закон соотношения части и целого: развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей.
Все эти (и многие другие) законы и категории материалистической диалектики функционируют в мышлении человека как всеобщая теория развития бытия и философский метод его познания. Они ориентируют познающего субъекта на анализ любого явления в его закономерном развитии и связи с другими явлениями, на исследование присущих ему меры, противоречий, взаимодействий старого и нового, его индивидуальных и общих с другими явлениями признаков, необходимых и случайных черт и т. д.
Д. не является единственной теорией о развитии всего сущего. Cуществуют и другие теории со сходным предметом философского интереса. В функционировании Д. существует внутренняя и внешняя противоречивость, что обусловило наличие дискуссий о значении Д. Существуют различные подходы к объяснению развития или отрицанию самой возможности развития бытия. Оно может быть рассмотрено в трех основных аспектах.
1. Сущ-ют разные учения в самой теории Д., обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости бытия: наличие в теории Д. идеалистического и материалистического учения. Идеалистическая Д. ориентируется на обоснование первичности развития идей и понятий. Материалистическая Д. аргументирует первичность развития материи, бытия, отражаемого законами, понятиями и принципами. Хотя обе эти Д. объясняют развитие бытия и при этом используют одни и те же понятия, законы и принципы.
2. Возникли и сложились учения вне Д., составляющие ее оппозицию. Главной альтернативной Д. явл. Метафизика – совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняя их принципиально другими методами, чем Д. Сторонники М. утверждают, что движение не может исходить из самой материи, его причиной явл. внешний толчок. Характер развития состоит в эвслюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и качественного развития как в Д. Д. видит мир целостным и взаимосвязанным, М. - состоящим из отдельных вещей и явлений.
3. Д. противоположна М. как методу познания. Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности.
Таким образом, на сегодняшний день не существует однозначного отношения к Д.
11. Особенности социальной диалектики. «Столкновение» с будущим: эскалация перемен и ускорение «ритмов истории»
Диалектика общественного развития - это диалектика противоречий "живой жизни" людей. Человеческое общество - сложная динамическая система разнообразных материальных и духовных отношений индивидов и социальных групп. В отличие от процессов природы нельзя рассуждать о развитии общества, отвлекаясь от потребностей, ценностных ориентаций, воли, разума, чувств людей, характера их практических действий. Ведь история есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Объединяясь в большие социальные общности (классы, нации, государства, коллективы и др.) на основе в первую очередь отношений материального производства, люди сами (со всеми своими особенностями) предстают важнейшим фактором объективной диалектики общественного развития.
При рассмотрении социальных процессов нужно непременно учитывать содержание практической деятельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи, соотношение материальных и духовных факторов, сочетание сознательного целеполагания и стихийности, взаимопроникновение классового и общечеловеческого в жизни отдельных индивидов и их сообществ. Человеческие качества существенно модифицируют функционирование всеобщих законов развития. Человек живет в сложном переплетении производственных, политических, познавательных, управленческих, нравственных и иных общественных отношений и социальных действий. В одних случаях он выступает как индивидуальный деятель. Во многие события человек оказывается включенным в составе совокупного субъекта (группы, класса, нации). Практические действия предпринимаются людьми на основе сознательного выбора в конкретных социальных ситуациях. В нынешний период коренных изменений в нашем обществе каждому деятельному субъекту (и прежде всего руководителям любого уровня, бизнесменам, журналистам, актерам, специалистам народного хозяйства, инженерам) приходится работать в мире нарастающих противоречий, учиться овладевать ими, быть постоянно нацеленными на творческий поиск и инновации. В этих условиях особо важно понимать специфику противоречий в обществе.
Важнейшая особенность социального прогресса — возрастание его темпов, или, по Б.Ф.Поршневу, «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху. Скорость и радикальность социального обновления — результат прежде всего возрастания численности населения. Согласно демографическим данным, в неолите население всего земного шара едва превышало 25 млн человек, оно достигло 220 млн к началу нашей эры и миллиарда — в начале XIX века.
Причина «ускорения ритма истории», конечно, не сводится лишь к увеличению численности мирового населения. Численность населения должна быть умножена на его активную вовлеченность в историческую действительность, на его образованность, производительность труда, на политическую сознательность. Ускорение социального прогресса — это кумулятивное следствие, слагаемое многих объективных факторов, действующих в истории: наряду с возрастанием роли народных масс и демократизацией общественной жизни они включают в себя раскрепощение личности и увеличение ее свободы, накопление научных знаний и рост технического могущества человека по отношению к природе, вовлечение все более широкого круга народов в международное общение и обмен результатами своей деятельности, интернационализацию социально-экономических, политических и культурных процессов, увеличение средней продолжительности жизни в развитых странах.
По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологическими нововведениями, по интенсивности международного обмена деятельностью в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI века смело мог быть приравнен к десятилетию в XIX веке, к столетию в средневековье и античности, к тысячелетию в глубокой древности. В этом уплотнении исторического времени, в сопоставлении с его хронологическими рамками, то есть в «ускорении ритма истории», с очевидностью проявляется стремительное возрастание темпов социального прогресса в ходе поступательного развития цивилизации на нашей планете.