III Религия и церковь в современном обществе

Влияние религии в современном мире. В конце XIX — начале XX в. в большинстве христианских стран произошло отделение Церкви от государства и школы от Церкви. Эта тенденции затронула и ряд мусульманских стран, например Турцию после Кемалийской революции 1918—1923 гг.

Первую половину XX в. считают самым безрелигиозным периодом в истории человечества. Отход от религии принял тогда массовый характер. На это влияли как рост образованности широких слоев населения, так и распространение идеологий, нацеленных на достижение счастья в земной жизни (социалистческие учения, нацизм и т.д.).

Ужасы Второй мировой войны привели к усилению религиозных настроений.

Новый виток безразличия к религии пришелся на I960-1970-е гг., когда люди во многих странах мира начали требовать обновления и свободы.

С конца XX в. влияние религии вновь усиливается. В ходи преобразований в странах Восточной Европы и бывшего СССР были сняты все ограничения, связанные с господстмом коммунистической идеологии, и власти многих стран предприняли меры к распространению религиозности.

Обострение социально-экономических проблем также способствовало увеличению интереса к религии подавляющего большинства жителей этих стран. В целом рост численности верующих наблюдается всюду. Во многом это связано с процессами глобализации, которые обострили необходимость самоопределения человека в быстроменяющемся мире. Ведь в этом самоопределении главное значение часто имеет именно религиозная принадлежность людей.

Подсчет численности приверженцев различных религий чрезвычайно затруднителен. Если относить к верующим только тех, кто выполняет все предписанные религией обряды, их окажется не слишком много, особенно христиан. Еще сложнее будет определить число верующих, если причислять к ним лишь тех, кто искренне следует всем религиозным заповедям (известно, что под прикрытием религиозных лозунгов творились и творятся многие преступления). Немалое число людей считают себя верующими, но не относят себя к какой-либо религии. Однако статистические исследования религиозности большей частью основаны на самоидентификации людей.

По данным на конец первого десятилетия XXI в., христиан в мире от 1,5 до 2 млрд человек (от 400 до 550 млн в Европе, около 380 млн в Латинской Америке, 180 — 250 млн в Северной Америке, около 300 млн в Азии, 300 — 400 млн в Африке). Из них: католиков около 1,1 млрд, протестантов около 400 млн, православных от 240 до 300 млн, приверженцев древневосточных церквей от 70 до 80 млн человек. Мусульман в мире насчитывают от 1,2 до 1,5 млрд человек, из них 90% сунниты. Ислам считается самой быстрорастущей религией. Индуизм исповедуют более 900 млн человек, в основном проживающие в Индии или выходцы из нее. Данные о численности буддистов в мире очень различны — от 200 до 500 млн человек — в зависимости от методов подсчета.

Наиболее влиятельными религиями остаются христианство и ислам.

Католическая церковь. С 60-х гг. в католической церкви начались проводиться реформы, которые во многом изменили ее облик. Инициаторами реформ стали папы римские Иоанн XXIII и Павел VI. Второй Ватиканский собор (1962 —1965) высказался в поддержку прав трудящихся, осудил социальное неравенство, призвал к социальным преобразованиям. Были отменены инквизиция и отлучения от церкви, ликвидирован список запрещенных книг, признавалась важность религиозной свободы и науки.

После избрания папой первого в истории славянина Иоанна Павла II (1978 — 2005) реформы в католической церкви продолжились. Были пересмотрены многие устаревшие нормы и принципы христианства. Так, было объявлено, что религия и наука не противоречат друг другу. Католическая церковь принесла извинения за все свои преступления, включая деятельность инквизиции. Папа заявил, что главным направлением политики должно стать преодоление бедности. Католическая церковь призвала к мирному разрешению региональных конфликтов, борьбе за мир и разоружение. Церковь содействовала и переменам в странах Восточной Европы.

Еще одним важным направлением деятельности современной католической церкви стало участие в движении экуменизма, направленном на достижение единства всех христиан. Этот кури был провозглашен еще Вторым Ватиканским собором. В 1965году было отменено решение 1054 г. об отлучении константинопольского патриарха, ознаменовавшее окончательный раскол хритианской церкви. Константинопольский патриарх в ответ от менил анафему представителей католической церкви. Иоанн Павел II называл главной целью экуменизма «обретение единства при многообразии». При нем постоянными стали встречи, совместные молитвы священнослужителей католиков, протестантов, православных.

Вместе с тем католическая церковь не отказалась от догмат о первенстве папы римского и римской церкви. Это препятствует развитию диалога между Ватиканом и рядом православных церквей, прежде всего Русской православной церквью. Еще одним из препятствий является агрессивная политика Греко католической (униатской) церкви на Украине, выразившаяся и захватах православных храмов и нападениях на православных священников.

Влиятельным течением в католической церкви стала так пи зываемая «теология освобождения». С 1960-х гг. многие деятели церкви в латиноамериканских странах включились в активную борьбу против существующих там порядков, которые, по их мнению, полностью противоречат христианству. Иисуся Христа они считают не только утешителем, но и освободителем угнетенных людей. Нередко это учение принимает формы христианского социализма. Например, известная католическая подвижница Мать Тереза заявляла: «Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма. Оно не противоречит даже марксизму-ленинизму». Многие священники в Латинской Америке принимали участие в борьбе с реакционными режимами. В частности, архиепископ Сальвадора Оскар Ромеро был убит в 1980 г. за разоблачение властей своей страны. Некоторые священники работали в составе левых правительств. Несмотря на борьбу с «теологией освобождения» папы Иоанна Павла II, она сохраняет значительное влияние и поныне. Одним из ее сторонников был президент Венесуэлы Уго Чавес.

Православная церковь. Православная церковь в XX в. пере жила немало потрясений. Особенно большие испытания выпали на долю Русской православной церкви. После революции 1917 г. новая власть, одной из основ идеологии которой был атеиам, сделала борьбу с религией, прежде всего с православием, одним из важных направлений своей политики. Был провозглашен лозунг «Борьба с религией — борьба за социализм». В годы Гражданской войны священнослужители, ставшие сторонниками белых, были убиты. Избранный на церковном соборе 1917 — 1918 гг. патриарх Тихон неоднократно подвергался домашнему аресту и тюремному заключению. В 1922 г. советское правительство в целях закупки продовольствия для голодающих объявило об изъятии церковных ценностей. Эти мероприятия сопровождались столкновениями властей с верующими, арестами, судами над теми, кто сопротивлялся действиям большевиков. Репрессии против священнослужителей, активных верующих продолжались все 20 — 30-е гг. Разворачивались кампании по вскрытию мощей святых, закрывались и сносились храмы, вводились ограничения на деятельность церкви.

Вместе с тем в годы гонений Русская православная церковь очистилась от всего наносного, связанного с ее господствующим положением до революции.

Постепенно в церкви нарастало стремление примириться с существующей властью. Во время Великой Отечественной войны большинство священнослужителей включились в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Русская православная церковь, как и иные религиозные организации, собрала значительные средства на нужды обороны. В 1943 г. по инициативе И. В. Сталина произошла нормализация отношений церкви и государства. Были разрешены выборы патриарха (в 1943 г. патриархом был избран Сергий, в 1945 г. — Алексий), открыты многие храмы. Стали возрождать и создавать приходы и монастыри. Новые гонения на церковь начались в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. по инициативе главы Советского Союза Н. С. Хру­щева. Улучшение отношений церкви и государства наступило лишь в годы перестройки. Огромный общественный резонанс вызвало празднование в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси. По мере нарастания кризиса в СССР роль Русской православной церкви в стране усиливалась.

После распада СССР и становления новой российской государственности Русская православная церковь значительно упрочила свое положение. Деятельность патриархов Алексия II (1990 — 2008) и сменившего его в 2009 г. на патриаршьем престоле Кирилла способствовала распространению влияния церкви на многие сферы жизни общества. Массовый характер принял процесс открытия старых и строительства новых храмов. Большое внимание церковь уделяет просветительской деятельности. Стал заметен рост религиозности населения, в том числи и молодежи .

Ислам. Ислам на протяжении XX в. развизался по двум основным направлениям: приспособление к современности и возрождение традиционного ислама.

Наиболее яркий пример первого пути представляет собой современная история Турецкой республики. После утверждении у власти в 20-е гг. Кемаль Ататюрк отделил религию от государства, запретил шариатские суды и религиозные школы-медресо, создал систему светского образования, уравнял женщин в правах с мужчинами, ввел европейскую одежду и головные уборы и т.д. Были приняты меры, способствующие ускорению экономического развития, частной инициативы. В послевоенные годы Турция показала высокие темпы промышленного роста. Однако наряду с этим углублялись социальные противоречия и укреплялись позиции сторонников традиционного ислама. Роль гаранта светского развития страны играла армия, которая неоднократно совершала военные перевороты и отстраняла от власти неугодные силы.

Однако в конце XX — начале XXI в. влияние ислама в Турции усиливается. К власти приходит исламистская партия (ныне Партия справедливости и развития), армия постепенно вытесняется из политики. Вместе с тем в Турции по-прежнему остаются влиятельными и сторонники светского пути развития.

Еще одним из вариантов приспособления ислама к современости является так называемый исламский социализм. Его основой стали представления о схожести отдельных социальных положений ислама с социалистическими учениями. С начали 50-х гг. во многих странах (Индонезия, Египет, Сирия, Иран, Алжир, Ливия, Сомали, Судан, Афганистан и др.) предпримимались попытки построить социализм исламского толка. Один ко, несмотря на поддержку СССР, подобные попытки окончились неудачей как из-за внешнего давления со стороны США и их союзников, так и из-за нарастания внутренних проблем.

Эти проблемы, вызванные модернизацией исламских стран, упрочили позиции исламских фундаменталистов. Поворотным событием стала победа народной революции в Иране в 1979 г., после чего в стране установился теократический режим, при котором духовенство контролирует всю политическую и общественную жизнь страны. В 1996 г. в Афганистане власть захвати талибы, требовавшие строгого соблюдения норм ислама. После оккупации Афганистана войсками США и их союзников роль талибов в стране сохраняется. Влияние исламских фундаменталистов, тесно связанных с терроризмом, растет во всех исламских регионах. Под знаменем ислама действуют боевики в Боснии и Герцеговине, Косово, Таджикистане, на Северном Кавказе и т.д. Усиление традиционного ислама в арабских странах произошло после серии выступлений и восстаний, прокатившихся по ним в 2011 г.

В настоящее время большинство церковных иерархов стоят на позициях нового осмысления социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека.

При всём различии религий в проповедуемых ими нравственных ценностях много общего. Это делает возможным и необходимым терпимое отношение верующих различных конфессий друг к другу. Всякому обществу необходим человек духовный, воспитанный на гуманистических идеалах, среди которых одним из важнейших является ценность человеческой жизни.

Наши рекомендации