Отличие научного познания от житейского познания

Познание

Виды познания: Обыденное (житейское), Мифологическое, Религиозное, Художественное; Философское и Научное познание.

Обыденное познание –это первичное, наиболее простая форма познавательной деятельности субъекта. Оно стихийно осуществляется каждым человеком на протяжении всей его жизни, служит приспособлением к реальным условиям житейского бытия и направлено на приобретение тех знаний и навыков, которые необходимы каждый день и час.

Отличие научного познания от житейского познания

1-х,оно доступно не любому человеку, но лишь тому, кто прошёл специализированную подготовку (получил высшее образование), которая дала ему знания и умения для научно-исследовательской деятельности.

2-х,научное познание специально ориентированно на изучение явлений (и законов их бытия), неизвестных сегодняшней обычной практике.

3-х,наука пользуется специальными средствами, методами и инструментами, которые не применяются в традиционном производстве и обыденном опыте.

4-х,добытые в научном исследовании знания обладают принципиальной новизной, они обоснованы, системно организованны и выражаются с помощью особого, научного языка.

Научное познание осуществляется обычно на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.

Эмпирическое познание - дает нам сведения о внешних сторонах и связях исследуемых объектов, фиксирует и описывает их.

Оно осуществляется главным образом с помощью методов: наблюдения и эксперимента. Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие изучаемых явлений (например, изучение поведения человекообразных обезьян в естественных условиях их жизни). При наблюдении ученый старается не вмешиваться в естественный ход вещей, чтобы не исказить его.

Эксперимент- специально подготовленный опыт. В ходе его изучаемый объект ставится в искусственные условия, которые можно менять и учитывать. Очевидно, что для этого метода характерна высокая активность ученого, пытающегося получить как можно больше знаний о поведении объекта в различных ситуациях и даже более того - искусственно получить новые вещи и явления, не существующие в природе (особенно это характерно для химических исследований).

Логическое мышление - анализ и синтез, индукция и дедукция и др.

Три формы нового эмпирического знания:

1) Научный факт - фиксация того или иного свойства или события;

2) Научное описание - фиксация целостной системы свойств и параметров того или иного явления или группы явлений. Такого рода знания приводятся в энциклопедиях, научных справочниках, учебниках и т. п.;

3) Эмпирическая зависимость - знание, которое отражает определенные связи, присущие какой-то группе явлений или событий.

Теоретическое познание - раскрывает внутренние связи и отношения вещей и явлений, рационально объясняет их, открывает законы их бытия. В теоретическом познании применяются особые мыслительные операции, позволяющие тем или иным способом прийти к новому знанию, которое объясняет полученные ранее или же развивает уже имеющееся теоретическое знание.

Методы теоритического познания:

Гипотетико-дедуктивный метод - рассуждение, позволяющее выдвинуть гипотезу и вывести из нее следствия, которые можно проверить

Метод восхождения от абстрактного к конкретному - операция объединения новых научных понятий с уже имеющимися с целью построения более общей теории конкретного объекта.

Формы теоретического знания:

1) Проблема- вопрос, ответа на который пока нет в наличном научном знании, своеобразное знание о незнании;

2) Гипотеза - научное предположение, которое вероятностным образом объясняет ту или иную проблему (например, различные гипотезы о происхождении жизни на Земле);

3) Теория - достоверное знание о сущности и законах бытия определенного класса объектов.

Основания научного поиска

Пред посылочное знание - это совокупность самых различных знаний, которыми обладает ученый и использует в своей профессиональной деятельности (сюда относят уже упоминавшийся здравый смысл, правила и нормы языка и логики, общепринятые научные сведения, знания философско-мировоззренческого характера и др.).

Основания научного поиска - обобщенное знание ученого об изучаемых объектах и способах их исследования.

Основания научного поиска:

1) Научная картина мира - обобщенное представление об изучаемой реальности через призму наиболее существенного знания всей науки (общенаучная картина мира) или конкретной фундаментальной науки (специализированная картина мира, например, физическая). Такое знание задает ученому исходные установки исследования, стратегию изучения объектов, обосновывает теоретические схемы и т. д.;

2) Идеалы и нормы науки - представления ученых о том, каким требованиям и критериям должны в принципе (в идеале) удовлетворять способы научного познания и само научное знание. Это основание научного исследования задает некие эталоны, образцы главных научных операций - эксперимента, объяснения, обоснования и построения знания и др.;

3) Философские, основания науки - те базисные философские идеи, из которых (стихийно или сознательно) исходят ученые в изучении мира и его интерпретации.

Связи основания научного поиска:

1) как эмпирическое, так и теоретическое исследование проводятся на основе определенных философско-методологических предпосылок - оснований научного поиска;

2)эмпирическое исследование всегда имеет под собой соответствующий теоретический базис и проводится, как правило, для проверки того или иного теоретического утверждения;

3)эмпирическое исследование может дать такие результаты, которые потребуют значительных изменений в наличном теоретическом знании;

4)теоретическое исследование вынуждено время от времени апеллировать к эксперименту и эмпирическим данным как к строгому судье своих абстрактных размышлений (хотя возможно и теоретическое познание, работающее долгое время за счет внутренних ресурсов -например, математика или фундаментальная физика).

1. В чём сущность проблемы человека и как она решалась в истории развития философии?

1.) В истории философии проблема человека нашла отражение в вопросах о природе и сущности человека, место и роли человека в природе и обществе.

2) В древнеиндейской, древнекитайской и древнегреческой философии господствовал космоцентром (природа – макрокосм, человек – микрокосм).

а) В древней Греции произошел переход от космологии к антропологии (человек – мера всех вещей; Сократ – познай самого себя; Аристотель – человек существо общественное);

3) В середине века господство крестьянского согласно которого человек ( в отличии от животных) наделён божественной душой, создан по подобию бога и все цело находится в его воли.

4) В эпоху возрождения получило дальнейшее развитие антропологические идеи.

а) Леонардо-де-Винчи, Николай Кузанский – рассматривали человека как единство природного и духовного как целостность и индивидуальность;

5) В новое время главным качеством человека ( Спиноза, Декарт, считали способность человека к мышлению, Декарт – я мыслю, следовательно я существую; Бекан – знание сила);

6) Проблемы человека изучали и представители классической философии: Кант, Гегель, Фейербах.

а) Кант считал что человек принадлежит двум мирам: природная необходимость и нравственность свободы;

б) По Гегелю человек наделён разумом и способностью к умственной деятельности;

в) Фейербах, в первую очередь считает что человек продукт природы;

7) Марксизм изменил отношение к человеку, он изучал его исключительно как представителя определённого класса, носителя определения идеологии и морали.

8) Ряд современных философов предлагают исключить проблему человека из философии на основании того, что самодостаточным является только конкретные научные знания о человеке (психология, биология, медицина, этнография и другие науки).

9) Проблема человека продолжает оставаться основной философской т.к. изучить человека можно только на основе синтеза частных наук – а это уже философская проблематика.

2. Чем отличается понятия индивид, человек, индивидуальность, личность?

1.) Человек – это вид, представитель рода, эти понятия подчёркивают природное понятие человека, он рассматривается как существо биологическое, имеющее много общего с млекопитающими.

2.) Индивид – отличающееся от других индивидуумов представляет собой самостоятельную конкретную сущность.

3.) Личность – это конкретный индивид с определенными социальными качествами которые индивид приобретает

4.) Личность конкретного человека обладает только ей присущими чертами, она индивидуальна, её индивидуальность реализуется в различных видах деятельности; индивидуальность то вечное в человеке что делает его «бессмертным»

Наши рекомендации