Краткие сведения из истории этических учений
Е.В.ЗАРИПОВА
ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Оренбург 2008
ББК 87.75 я 73
З 34
УДК 174 (075.3)
Рецензент
преподаватель Э.А.Хажумарова
Зарипова Е.В.
З 34 Этика деловых отношений: Методические указания к практическим работам. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 30 с.
Методические указания содержат образцы заданий к практическим работам, кратко излагают основные теоретические положения, которые помогут студентам при выполнении практических работ, а также в систематизации и закреплении знаний.
ББК 87.75 я 73
© Зарипова Е.В., 2008
© ГОУ ОГУ, 2008
Содержание
|
Введение……………………………………………………………………………
1 История этических учений…………………………………………………….
1.1 Задание к практической работе № 1………………………………………….
2 Историческое развитие нравственности…………………………………….
2.1 Задание к практической работе № 2…………………………………………
2.2 Комментарии к выполнению практической работы № 2………………….
3 Христианская концепция морали……………………………………………
3.1 Задание к практической работе № 3……………………………………….
3.2 Комментарии к выполнению практической работы №3…………………..
4 Этика и психодиагностика…………………………………………………..
4.1 Задание к практической работе №4………………………………………
4.2 Задание к практической работе № 5………………………………………
5 Национальные особенности этики и этикета……………………………….
5.1 Задание к практической работе № 6………………………………………
6 Этика современного бизнеса………………………………… ……………..
6.1 Задание к практической работе № 7……………………………………..
7 Прикладная этика…………………………………………………………….
7.1 Практическая работа № 8……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
Введение
Высокие этические стандарты - основа успеха в будущем!
Якокка Ли (компания Cryisler)
Этика как наука насчитывает в своей истории более двух тысячелетий. Она выделилась в особый аспект философии в V веке н.э.
Законы экономического и политического развития общества ставят как перед наукой, экономикой так и перед образованием ряд качественно новых задач. Если раньше экономика требовала от образования лишь формирования специалистов в этой области, то сегодня задача гораздо шире. Современный менеджер - это уже не просто хороший экономист и юрист – это, прежде всего, ведущий специалист в области человеческих взаимоотношений. Главным качеством современного менеджера (по мнению ведущих менеджеров больших западных и японских компаний) – это умение общаться с людьми. Даже формула товарного производства, которая выглядела раньше как «деньги – товар – деньги(+)», сегодня формулируется как «люди–продукт–прибыль».
Все это говорит об изменении подхода к производству и роли личности в процессе производства, появлению таких направлений в менеджменте, как гуманистический менеджмент.
Надо, однако, оговориться, что осознание необходимости учета этического аспекта хозяйствования в нашей стране произошло еще не всеми. До сих пор многие предприятия еще работают «по старинке». Но уже на этапе становления передовыми компаниями осознается необходимость учета этического (т.е. нравственного) аспекта хозяйствования. Именно в становлении такого подхода и помогает изучение дисциплины «Этика деловых отношений».
Сегодня повсеместно готовят молодых специалистов по направлениям экономики и менеджмента, в программы специальных учебных заведений включается блок таких дисциплин как: «Управленческая психология» «Менеджмент», «Управление персоналом», «Этика деловых отношений». Таково требование обязательных государственных стандартов высшего профессионального образования, ныне действующих в Российской Федерации.
Задачей данных практических работ является как знакомство будущих менеджеров с этикой как философской дисциплиной, так и знакомство с этикой современного бизнеса.
История этических учений
Задание к практической работе № 1
Тема: История этических учений
Цель работы: Ознакомиться с основными периодами в развитии этики, основными течениями и направлениями этики в историческом контексте.
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с лекцией «История этических учений».
2. Законспектируйте лекцию
3. Ответьте на контрольные вопросы.
Краткие сведения из истории этических учений.
Основные вопросы лекции:
1.Этика античности. Зарождение и становление этики. Сократ и Платон.
2.Роль Аристотеля в становлении и развитии этики.
3.Средневековая этика. Христианство - ведущая этическая концепция Средневековья.
4.Этика Нового времени:
а) философские и этические воззрения И.Канта.
б) антинормативный поворот в этике, связанный с философией Ф.Ницше; его философская концепция «сверхчеловека», «сильной личности».
5.Этика 19-начала 20 века. Этика марксизма-ленинизма. Социалистические теории.
6.Современные тенденции и направления этики конца 20-начала 21 века. Прикладная этика-основное направление данного периода.
ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ - длительный процесс становления и развития философских учений, воззрений и концепций, в нем нелегко определить четкие временные и смысловые границы, разделяющие предфилософию и собственно философию, а тем более этику как особый аспект философии.
Возникновение философии относится к 1 половине 1 тысячелетия до н.э. К тому времени относятся труды философов Древнего Китая, Индии и Греции. Древневосточная философия чрезвычайно интересна, но малоизучена и тем менее «разгадана» западной культурой. Человек Востока до сих пор представляет загадку для человека Запада, т.к. имеет место наличие различных типов мышления. Западный человек мыслит от частного к общему, восточный человек мыслит от общего к частному. Поэтому наш тип человека ориентируется за философов Древней Греции, хотя в последнее время все больше уделяется внимания восточным мудрецам.
Немаловажное значение при изучении истории этических учений имеет проблема классификации основных направлений в развитии этической рефлексии.
Подходы к происхождению нравственности
Натуралистический Идеалистический
человек – есть образ и подобие
Гедонизм Божие
Утилитаризм Эвдемонизм
ЭВДЕМОНИЗМ- философия счастья, которое считается единственной целью жизни, иногда его называют «Высшим благом».
ГЕДОНИЗМ – философия наслаждения, довольствия. Если кратко сформулировать тезис гедонизма, то он прозвучит так: «Целью жизни человека является удовольствие. Человек пришел в этот мир, чтобы получать удовольствия от жизни, наслаждаться ею».
УТИЛИТИАРИЗМ - это философия пользы, выгоды. Именно изыскание пользы, выгоды подвигает человека на создание этической концепции. Причем формирует ее очень специфически.
Данная классификация не является единственной и окончательной. Но для нашего краткого обзора этого вполне достаточно.
Таким образом, следуя западной традиции, мы рассматриваем историю развития и становления этики с эпохи Древней Греции.
Этика античности.
ОСНОВНОЕ НАПРАЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ЭТИКИ связано с переходом от провозглашения власти всеобщего над человеком и идее единства человека и государства. Т.е. осознание САМОЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.
Ведущим тезисом античности можно считать изречение Протагора: «Человек есть мера всех вещей».
Разум правит миром античной этики, этика античности обращена к человеку.
1 этап развития зрелой этической рефлексии представлен учением софистов (5 век до н.э.) Течение софистов получило свое название от греческого слова «Sofos»- мудрость. Их деятельность имела ярко выраженный гуманистический смысл: в центре внимания их воззрений был человек. К сожалению, высказав этот тезис, софисты (Протагор, Зенон из Эпикура) не предложили(или не сохранилось более-менее позитивной этической концепции.
СОКРАТ(469-399) г. до н.э. абсолютизирует мораль, полагая ее в качестве фундамента достойной жизни, основы культуры. Хотя его этическая концепция сохранилась лишь в записях его высказываний его учениками(Платона и Аристотеля),но они бесспорно достойны внимания.
«Смысл имеет только жизнь, согласная с убеждениями, подлинной реализацией этих убеждений является поступок, наилучший способ самореализации личности является поступок».
Сократ первым попытался создать систему нравственных убеждений, понятий, основу которых ищет в сфере духовного. Основой для развития личности Сократ видит СОМНЕНИЕ. Его знаменитое изречение: «Я знаю, что я ничего не знаю» известно до сих пор. Но оно имеет продолжение. Я знаю, что я ничего не знаю, выявляю противоречие между знанием и незнанием, преодолеваю это противоречие, из частного складываю общее и даю окончательное определение понятию. Это не дословно, но, по сути, это передает так называемый СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД познания. В настоящее время иногда под сократическим методом понимается МЕТОД ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ.
Еще необходимо сказать, что Сократ был приверженцем эвдемонизма, т.е. считал единственной и окончательной целью человеческой жизни достижение счастья.
Следующим крупным философом Древней Греции считают
ПЛАТОНА (427-347 г до н.э.)
С именем Платона связана первая попытка систематизации этических идей. Схематично концепция Платона выглядит так:
ЭТИКА
индивидуальная социальная
(общественная)
Этика индивидуальная представляет собой учение об интеллектуальном и нравственном развитии человека, связанным с гармонизацией его души.
Этика социальная призвана закрепить человеческие добродетели за каждым сословием общества. Правители должны быть мудрыми, воины –мужественны, низшее сословие должно быть терпеливым. Благодаря жесткой общественной иерархии должна реализовываться высшая добродетель – справедливость. В теории Платона индивидуальность приносится в жертву социальной гармонии. Главное для него – порядок.
Но несомненно огромная роль в становлении и развитии этики принадлежит ученику Платона АРИСТОТЕЛЮ (384 – 322 гг до н.э.)
Аристотель провел в обществе Платона семнадцать лет. Есть основание полагать, что Платон любил своего гениального и непокорного ученика и не только передал ему все свои познания, но перелил в него всю свою душу. До смерти Платона Аристотель не открывал своей школы, хотя философские его воззрения давно были разработаны.
В творчестве Аристотеля античная этика переживает наибольшее развитие и расцвет.
Заслуга Аристотеля уже в том, что он дал имя науке, озаглавив свой труд «Этика к Никомаху».
ЭТИКА В ПОНИМАНИИ АРИСТОТЕЛЯ – ЭТО ОСОБАЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ НАУКА, ЦЕЛЬ КОТОРОЙ НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ.
Подробно рассматривая взаимоотношения человека с обществом, Аристотель пытается найти пути их гармоничного взаимодействия. Целью граждан, как утверждает Аристотель, должно быть благополучие государства, в то время как целью государства должно быть благополучие и счастье его граждан. Разумное ограничение своих эгоистических потребностей с целью всеобщего блага и процветание – таков путь достижения гармонии между личностью и государством.
Несмотря на ту древность, к которой относятся труды Аристотеля, они переживают сегодня второе рождение. За 21 век новой истории после Рождества Христова происходило многое. Менялись государственные формации, менялись этические концепции. Человечество доходило от просвещенного абсолютизма до полного отрицания морали. От культа личности до полного отрицания роли личности в истории. И, тем не менее, человечество в поисках гармонии земного существования вновь на рубеже 20 – 21 веков обращается к трудам великого грека Аристотеля. Его поиски гармонии между личностным и общественным сегодня кажутся наиболее разумными и здравыми.
Заканчивая разговор об этике античности, хочется вспомнить слова ЭПИКУРА, которые лишний раз подтверждают теории Аристотеля об этике как практической дисциплине: «Пуста та философия, которая не врачует никакого страдания человека».
Пусть эти слова Эпикура останутся для вас проблемой для размышления.
Средневековая этика
Средневековье – эпоха безусловного господства веры и всевозможных искажений учения Христа. Историю Средневековья мы в основном изучаем как историю крестовых походов и войн «за веру».
Действительно, в 1 тысячелетии нашей эры ведущим и определяющим в Европе жизнь людей стало учение Христа. Человечество ведет новый отсчет времени именно от Рождества Христова. Поэтому то учение, которое в современной литературе называется этической концепцией Средневековья, скорее нужно называть Учением Христа. Христианство.
Учение изложено в Вечных Книгах, коими являются БИБЛИЯ И ЕВАНГЕЛИЕ. Всем хорошо известны 10 заповедей, которые даровал Господь пророку Моисею на горе Синай, и текст молитвы «Отче наш!», которой Христос научил молиться грешных земных людей. Эти тексты, а так же 4 канонических Евангелия и составляют систему христианского мировоззрения.
Именно этой эпохе принадлежит формулировка ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЖИТИЯ: «ИТАК, ВО ВСЕМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ С ВАМИ, ТАК И ВЫ ПОСТУПАЙТЕ С НИМИ».
ЭТИ СЛОВА ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ СТАЛИ КРЫЛАТЫМИ.
Основные идеи Христианства заключаются в том, что человек по природе божественен, это образ и подобие Божие. Природа человека двояка: он обладает тленным и смертным телом, в которое на время своего земного существования вселяется вечная душа. Земная жизнь человека – это испытание души, которая после смерти идет туда, куда она заслужила путь своим земным пребыванием. Есть рай для праведных и есть ад для грешных. Но Христианство – самая милосердная из всех религий, ибо в ней душе может дароваться прощение, если эта заблудшая душа чистосердечно кается в своих поступках. Но страшный парадокс: самое милосердное учение породило самые немилосердные искажения его. Достаточно вспомнить войны за веру, когда людей убивали за то, что они не хотели переходить в Христианство. Но это не учение Христа, а его искажение людьми. Отсюда в русском фольклоре пословица «Заставь дурака Богу молиться - он и лоб расшибет».
Таким образом, эпоха Средневековья – это эпоха безусловного господства морали, мораль стала носить уже не рекомендательный характер, а характер табу (запретов), которые должны были неукоснительно соблюдаться, а их несоблюдение грозило даже смертью.
Идей всевластья религии нашли свое отражения в трудах философов – богословов Августина Блаженного (354-430 г) и Фомы Аквинского (1225-1274 г). Хотя Фома Аквинский и пытался в своих трудах синтезировать теорию мораль и религию, но в его учении столько противоречий, что исследователи его работ приходят к тому, что видят в них отрицание самой возможности единства религии и морали.
Этика нового времени
Наверное закономерным является тот факт, что после такого табуирования морали, какое наблюдается в Средневековье, человечество уходит в противоположную сторону и к концу 19 века появляется атеизм. Этика Нового времени представляет собой своеобразную форму отрицания средневековой интерпретации морали. Основной идеей становится идей суверенной и непрекосновенной человеческой личности. Впервые в эту эпоху прозвучал термин ЭТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ. На 1 этапе формирования этики нового времени можно отнести работы М. Монтеня ( 1533-1592 г.) В его работах еще прослеживается связь со средневековым мировоззрением, а своеобразным способом утверждения новых идеалов является скептицизм.
На втором этапе можно выделить работы Спинозы (1635-1677гг.). Он по сути дела превращает этику в натурфилософию и провозглашает идеи о значимости познания как основы свободы и нравственного совершенствования личности.
Но наиболее яркой выступает в этике Нового времени